Павел Киселев: Мы стабильно прошли 2012 год и сохраним объемы в 2013 году

Фото Павел Киселев: Мы стабильно прошли 2012 год и сохраним объемы в 2013 году

Генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт» Павел Киселев подвел итоги уходящего года и обозначил перспективы 2013 года на итоговой пресс-конференции.

- Павел Васильевич, как вы оцениваете завершающийся год для компании?

- Мы достаточно стабильно проходим 2012 год и более или менее адекватно реагируем на внешние вызовы, которые происходят.

- Оправдались ли прогнозы?

- Наши оптимистичные прогнозы по объемам электропотребления на территории Челябинской области в 2012 году не оправдались. Мы планировали рост на уровне 3,5-4%. По факту этот год мы завершаем без прироста.

Автоматически мы не достигли и докризисный уровень, хотя предполагали на него выйти в течение 2012 года – первого полугодия 2013 года.

Объем отпущенной нашим потребителям электроэнергии сократился с11,2 миллиарда киловатт/часов до 10,8 миллиарда киловатт/часов.

- Почему произошло снижение?

- Снижение обусловлено еще и тем, что в 2012 году изменились правила игры. Либерализация розничного рынка электричества привела к существенному сокращению барьеров для потребителей в плане замены своего поставщика. В результате ряд наших клиентов - промышленных потребителей перешли на взаимоотношения с корпоративными поставщиками, руководствуясь в большей степени корпоративными решениями, чем экономическими интересами.

- И кто же ушел?

- Основные крупные клиенты, сменившие поставщика в этом году: Карабашмедь и Кыштымский медеэлектролитный завод, входящие в группу «Русская медная компания», а также это предприятия ГоскорпорацииРосатом.

- Как вы оцениваете платежеспособность ваших потребителей в 2012 году?

- В целом мы считаем, что платежеспособность наших потребителей в этом году не ухудшилась. Незначительные коррективы внесла ситуация, связанная с изменением правил игры. Снижение процента оплаты, которое в этом году мы ожидаем до достигнутого уровня прошлого года, не показатель того, что потребитель стал себя чувствовать хуже. Это следствие определенных нормативных изменений. Думаю, что все недоплаты компенсируются в будущих периодах.

- И каков сегодня уровень оплаты за потребленную электроэнергию?

- По итогам 2012 года мы ожидаем оплату на уровне 98,5%, что ниже аналогичного прошлогоднего показателя - 101,3%. Безусловно, это спровоцировало рост дебиторской задолженности. К первому января 2013 года она вырастет на 18% по сравнению с началом 2012 года - с 930 миллионов рублей до 1,1 миллиарда.

Мы считаем, что ситуация не критическая. В целом по Российской Федерации за этот же период времени дебиторская задолженность на розничном рынке электричества увеличилась на 37%. Это говорит о том, что потребители нашей области ответственно относятся к исполнению своих обязательств и имеют для этого соответствующие ресурсы.

- Какова доля населения в общем объеме задолженности?

- Доля населения в задолженности – 10%. Остальное приходится на промышленные предприятия, ЖКХ, сельское хозяйство.

- Кто оказался среди самых крупных должников?

- Нас в большей степени волнует задолженность, имеющая тенденцию к старению и в этом смысле особняком стоит ситуация с предприятиями банкротами. В этом году состав предприятий, которые вошли в процедуру банкротства, увеличился. Общая сумма долга по таким предприятиям на начало года составила порядка 280 миллионов рублей. Крупные должники - Станкомаш с долгом 120 миллионов рублей, Челябинский автоматно-механический – 34 миллиона рублей, Полистром (потанинский завод строительных материалов) – 20 миллионов рублей, Ашинский химический завод, который вошел в процедуру банкротства, - 13 миллионов рублей. Мы прогнозируем рост таких долгов за счет появления новых предприятий, прошедших процедуру банкротства.

- Каким этот год оказался по количеству претензий к работе компании?

- В 2012 году на порядок сокращено количество дел, возбужденных управлением федеральной антимонопольной службой в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» по сравнению с 2011 годом. В этом году было возбуждено шесть дел против 60 в прошлом году. Из шести дел два было прекращено.

Вопрос по четырем эпизодам сейчас рассматривается. Не хочу прогнозировать, в конце концов, есть и следующая инстанция для того, чтобы решение было узаконено.

Понятно, что исходя из масштабов клиентской базы - чуть больше 35 тысяч контрагентов юридических лиц и порядка 1,3 миллиона физических - такой объем потенциально возможных нарушений для себя считаем удовлетворительной.

В рамках этой же работы взяли на себя опережающие обязательства в течение этого года пресекли всякие возможные диспуты на предмет навязывания невыгодных условий нашим потребителям. В опережении предусмотренных законодательством сроков согласовали с антимонопольной службой типовой проект договора, который сейчас и предлагаем нашим потребителям. Это позволит улучшить имеющиеся результаты.

- Какую долю на рынке сегодня занимает "Челябэнергосбыт"?

- Доля «Челябэнергосбыт» снизилась с прошлого года на семь процентов – с 58% до чуть более 50%. Не скажу, что такое снижение было нами прогнозируемо. Данная потеря для нас существенна.

- В 2012 году новые правила на рынке привели к уходу части клиентов. Сохранится ли эта тенденция в будущем?

- Я считаю, что тенденция сохранится.

- Это может привести к дальнейшему снижению вашей доли на рынке?

- Дальнейшее снижение радикально мы не предполагаем по двум причинам. Во-первых, мы к нему, уже зная нынешние правила игры, активно готовимся. Во-вторых, первая стадия ухода наиболее активных потребителей к другим поставщикам прошла. Мы уже наблюдаем и возврат. Есть потребители, которые поработав третий квартал на рынке, возвращаются к нам в розницу. Безусловно, их меньше, чем тех, кто за это время ушли.

- Как можно удержать клиентов?

- Это можно сделать путем повышения конкурентоспособности ценовой и сервисной. Гарантирующий поставщик – регулируемая организация. Размер нашей наценки определяется Единым тарифным органом. В этом смысле нам сложно конкурировать по цене с другими организациями, которые предлагают исключительно крупным промышленным потребителям и не занимаются мелкими и населением, более комфортные ценовые условия.

Для нас принципиально, чтобы наша наценка дифференцировалась по категориям клиентов. Всем понятно, что работать с большим количеством мелких клиентов и населением более трудоемко и затратно, чем с одним крупным промышленным потребителем. Этот вопрос нашел понимание в рамках рабочей группы, в результате деятельности которой в ноябре появилась новая методика утверждения сбытовых надбавок. Этот документ позволяет нам в течение какого-то периода времени, нам бы хотелось, чтобы он был минимально продолжительным, стать конкурентно способными по цене с независимыми поставщиками.

Безусловно, это не решит проблему корпоративных поставщиков электроэнергии, которые созданы в ряде отраслевых холдингов. Но мы можем стать конкурентоспособными по цене для других предприятий.

Кроме того, в течение прошлого года мы активно продвигали развитие всевозможных неценовых сервисов для наших клиентов: удаленные каналы доступа, формы оплаты, отсрочки платежей и так далее. Проекты развернулись достаточно удачно. Наша задача – набранную динамику не сбавлять.

- Какой прогноз вы можете дать по потреблению на будущий год?

- На прошлой встрече год назад я сделал оптимистичный прогноз, что мы вырастем на 3,5% с оговоркой, если вы мне подскажите перспективы российской экономики, то я откорректируюсь. Я в свой прогноз не попал, поэтому наученный опытом, скажу так: по нашим ощущениям, мы удовлетворительно пройдем 2013 год, сохранив объемы 2012 года. По существующей клиентской базе мы не видим перспектив для роста достигнутого уровня, а тем более для выхода на докризисные величины (11,2 миллиарда прошлого года плюс 6%). Но возможен прирост потребления за счет новых производств.

- Какие приоритетные направления для ОАО «Челябэнергосбыт» в будущем году?

-Мы активизируем свою работу по трем принципиальным направлениям. Планируем с первого января 2013 года дифференцировать сбытовую надбавку в зависимости от категории потребителя. На правлении ЕТО было принято решение, которое позволит нам в следующем году поэтапно довести размер нашей наценки до экономически обоснованного уровня. Выражаться это будет в том, что для крупных промышленных потребителей сбытовая надбавка снизится.

Второе направление - комплексный анализ принятых к исполнению решений правительства РФ. Речь идет о применении нормативов, в частности, на общедомовые нужды. Предполагается введение социальной нормы потребления. Когда внутриее ресурс оплачивается по тарифу, утвержденному ЕТО, а сверху – по экономически обоснованному.Сверх социальной норма платеж существенно будет вырастать.

В этом смысле мы солидарны с позицией областного правительства и считаем, что переход к исполнению таких решений должен быть глубоко проработан до начала реализации и правильно донесен гражданам, в том числе с точки зрения перспектив возможных компенсаций, на которые гражданин может претендовать. Если платеж энергоресурса превысит пороговое значение, он может претендовать на получение субсидии. Для нас это важно.

Третье направление – продолжение темы комплексного сервиса. В течение первого квартала мы надеемся, что нашу инициативу поддержат электросетевые предприятия, работающие на территории области и мы сможем предложить нашим клиентам сервис «Единое окно». На сегодня, чтобы получить доступ к энергоресурсам, потребителям приходится обивать пороги многих организаций: электросетевых, проектных, строительных, энергосбыт. Мы планируем в рамках партнерских отношений с электросетевыми предприятиями, проектными организациями, строительными компаниями предложить следующее решение. Обращаясь в любую компанию, которая присоединится к этому партнерскому соглашению, клиент сможет решить вопросы в одном месте с одним менеджером. Думаем, что это существенно упростит жизнь и сократит сроки для получения энергоресурсов.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябэнергосбыт