Яндекс.Метрика

Экология Южного Урала: вызов без ответа

Фото Экология Южного Урала: вызов без ответа

Рабочая группа Комитета гражданских инициатив-Челябинск подготовила аналитическую записку о ситуации в экологии Южного Урала - основных проблемах, новых тенденциях, угрозах и возможностях региона в этой сфере. Эта записка вошла в качестве одного из специальных приложений к независимому экспертному докладу о ситуации в Челябинской области «Южный Урал: от стагнации к прорыву», работа над которым была завершена экспертами КГИ на этой неделе.Агентство «Урал-пресс-информ» публикует текст аналитической записки с небольшими сокращениями.

 

Изменение характера угроз

 

Челябинская область традиционно занимает последние места в национальных экологических рейтингах (81-83-место среди субъектов РФ), считаясь местом экстремального промышленного загрязнения и «ядерной помойкой». Однако за последнее время произошли принципиальные изменения, не меняющие пока положение в рейтингах, но изменившие структуру загрязнений.

 

Традиционно высок «вклад» металлургических предприятий области в загрязнение атмосферного воздуха (подробнее см. ниже). В то же время радиационное загрязнение существенной угрозой более не является, оно полностью сосредоточено в ВУРС, на территории которого отсутствует население и не ведется хозяйственная деятельность (даже в момент аварии численность населения и хозяйственная деятельность на пострадавшей территории были минимальны). Пострадавшая территория составляет 0,2% территории области. Угрозы разноса загрязнений с территории ВУРС также не существует.

 

Вместе с тем, последние действия Минобороны по размещению авиабазы в Челябинске и «дорожная революция» (массированное расширение улиц и непродуманная реконструкция дорожной сети), проводимая местными властями, сделали в последние три года одной из главных экологических угроз шумовое загрязнение. В мире нет более ни одного города с миллионным населением, в котором размещали бы военную авиабазу (причем взлет и посадка производятся над пригородами и центром города – местами массового скопления опасных производств и складов - с соответствующими рисками, а совмещение города и авиабазы усиливают военные угрозы). «Дорожная революция» сопровождалась тотальным уничтожением естественного шумового барьера (вырублено 20 тысяч деревьев) и приближением источника шума к жилым домам.

 

По атмосферным выбросам даже во входящем в число самых грязных по выбросам из стационарных источников городов – Челябинске - выбросы автотранспорта в атмосферу достигли сейчас 60%. Это вызвано, по крайней мере наполовину, быстрым сокращением в городе общественного транспорта.

 

По загрязнению водоемов лидирующие позиции также занимают муниципальные предприятия водоснабжения и водоотведения.

 

Фактически в Челябинске реализуется  принцип: «экология в большом городе может быть плохой или очень плохой» (депутат ГД от «Единой России» В.Бурматов). В этом случае действия по улучшению экологии смысла не имеют и потому не предпринимаются. Подобное отношение власти к экологическим проблемам само по себе становится главной экологической проблемой региона.

 

Более 58% жителей Челябинской области считают себя незащищенными от экологической угрозы.

 

Загрязнение атмосферного воздуха

 

Оценка выбросов, загрязняющих атмосферу веществ по Челябинской области, показывает, что за время мониторинга экологического состояния окружающей среды область всегда входила в группу самых экологически неблагоприятных регионов страны.

 

Значение ежегодных выбросов загрязняющих атмосферу веществ практически всегда превышало величину в 900 тысяч тонн (Диаграмма 1). Это один из самых высоких показателей по России. Небольшое снижение выбросов в последние два года четко соотносится с промышленной стагнацией и принципиально ситуации не меняет.

 

 

[title]

 

Диаграмма 1. Динамика выбросов загрязняющих атмосферу веществ.

 

За последнюю пятилетку значительно возросло значение выбросов от автомобильного транспорта. На текущий момент по области эта величина составляет 1/3 от всех источников (327,5 тысяч тонн). Рост показателя связан с увеличением количества автотранспортных средств в регионе: только зарегистрированных на конец 2011 года автомобилей насчитывалось более одного миллиона (1022918).

 

В рамках Уральского Федерального округа Челябинская область занимает лидирующее место и по выбросам загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников в обрабатывающем производстве, а так же значительную долю при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (Диаграмма 2).

[title]

 

Диаграмма 2. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ по отдельным видам экономической деятельности

 

Из них основная часть выбрасываемых загрязняющие вещества приходится на несколько производственных комплексов (Таблица 1).

 

Таблица 1. Перечень предприятий являющихся основными источниками загрязнения атмосферного воздуха за 2011 год.

 

Наименование предприятия

Объем выбросов

в год

(тыс. тонн)

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

220,521

Филиал ОАО «ОГК-2» — Троицкая ГРЭС

106,290

ОАО «Челябинский металлургический комбинат»

64,350

ОАО «Уфалейникель»

50,077

Филиал ОАО «ОГК-3» — Южноуральская ГРЭС

30,926

ОАО «Фортум», филиал Аргаяшская ТЭЦ

22,598

ООО «Группа Магнезит»

20,690

ЗАО «Карабашмедь»

13,246

ЗАО «Катавский цемент»

12,601

ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат»

9,221

ОАО «Фортум», филиал Челябинская ТЭЦ-2

9,020

ОАО «Комбинат Магнезит»

7,625

Златоустовский агломерационный цех ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат»

6,349

ООО «Равис — Птицефабрика Сосновская» (основная площадка)

6,216

ОАО «Челябинский цинковый завод»

6,008

ОАО «Фортум», филиал Челябинская ТЭЦ-1

5,679

 

 

Три крупнейшие города Челябинской области с населением более 100 тыс. чел. по комплексному показателю степени загрязнения атмосферы (ИЗА) имеют уровень загрязнения высокий и очень высокий (Таблица 2). В остальных городах систематического наблюдения не производятся, но из Таблицы 1 следует, что ситуация там аналогичная.

 

Таблица 2. Степень загрязнения атмосферы в городах с населением более 100 тысяч жителей.

 

Наименование города

Количество жителей

ИЗА

Уровень загрязнения

Златоуст

175819

10,7

Высокий

Магнитогорск

409338

21

Очень высокий

Челябинск

1143166

11,3

Высокий

 

Челябинск занимает 10-е место в списке из 94-х городов, включенных Росгидрометом в 1995-2010 гг. в перечень промышленных центров с особо высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой по количеству выбросов от стационарных источников. А Магнитогорск, по данным Росстата, в 2010 году занимал 5-е место в списке российских городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой.

 

В 2011 году уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Челябинске, как и в 2010 году, относился к градации «высокий». Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), по которому оценивается качество атмосферного воздуха во всех городах, составил 11,3 (для сравнения в 2010 году ИЗА составил 11,0 – «высокий» уровень загрязнения).

 

Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносили: бенз(а)пирен (сильный канцероген) и формальдегид (токсичное вещество, канцероген), среднегодовые концентрации которых превышали предельно допустимый уровень в целом по городу: бенз(а)пирена – в 3,1 раза, формальдегида – в 2,7 раза. Из 35 среднемесячных проб на бенз(а)пирен, отобранных в городе на трех постах, 34 превысили нормативное значение, а максимальная из них превысила норму в 13,2 раза.

 

Оценка качества атмосферного воздуха города Магнитогорска показала, что уровень загрязнения атмосферы в 2011 году повысился в сравнении с 2010 годом: ИЗА в 2011 году составил 21,0, для сравнения аналогичный показатель за 2010г. равен 16,6. Следует отметить, что обе цифры относятся к категории «очень высокий» уровень загрязнения атмосферного воздуха.

 

В целом по городу превысили нормативные значения среднегодовые концентрации 4 вредных примесей: бенз(а)пирена в 5,7 раза, формальдегида в 2,7 раза, взвешенных веществ в 1,6 раза, диоксида азота в 1,2 раза. Концентрации всех среднемесячных проб на бенз(а)пирен (100%), отобранных на трех постах, превышали нормативное значение и максимальная из них превысила норму в 24,4 раза.

 

Загрязнение водных ресурсов

 

За 2011 год отведение в поверхностные воды составило 856 млн. куб., без очистки было сброшено 173 млн. куб. м (20%) и частично-очищенных 676 (79%).

 

Из 184 очистных сооружений только 85 имеют средства учета и контроля качества сбрасываемых сточных вод, это 46%.

 

Таблица 2. Перечень предприятий являющихся основными источниками загрязнения водных объектов за 2011 год

 

Наименование предприятия

Объем сбросов загрязненных сточных вод, всего, млн.м3

Количество сбрасываемого загрязняющего вещества, тыс.т

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

364,23

222,2

МУП ПОВВ г. Челябинск

154,47

101,659

МП трест«Водоканал» МО г. Магнитогорск

58,14

50,456

ОАО «Челябинский металлургический комбинат»

24,76

10,2

ОАО«Златоустовский металлургический завод»

22,65

1,3

ОАО«Миассводоканал»

16,03

10,16

ОАО «Комбинат „Магнезит“

15,02

12,1

ООО«Златоустовский „Водоканал“

13,18

4,25

ОАО «Фортум»,

в т.ч.

10,88

5,8

филиал ОАО«Фортум» — Аргаяшская ТЭЦ

3,91

2,07

филиал ОАО«Фортум» — ТЭЦ-1

2,97

1,9

филиал ОАО«Фортум» — ТЭЦ-3

2,06

1,5

филиал ОАО«Фортум» — ЧГРЭС

1,47

0,32

филиал ОАО«Фортум» — ТЭЦ-2

0,47

0,48

МУП «Водоканал» г. Троицк

2,7

3,15

ОАО «Челябинский цинковый завод»

2,37

7,8

Филиал ОАО«ОГК-2» — Троицкая ГРЭС

1,76

1,2

ОАО «Челябинский трубопрокатный завод»

0,45

1,3

ОАО «Уфалейникель»

0,12

0,06

 

Каждая 10-я проба питьевой воды из водопровода не отвечает санитарно-гигиеническим нормативам. Оценка качества поверхности вод в Челябинской области даёт также неутешительные результаты. Класс качества воды за 2011 год характеризуется либо как «очень грязная», «грязная», либо как «очень загрязненная».

 

«26 источников централизованного водоснабжения, обеспечивают до 57% населения Челябинской области. Качество воды в данных источниках в местах водозабора не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в 26,8 % проб (в 2010 году – 31,9 %), по микробиологическим показателям в 7,7 % проб (в 2010 году — 7,9 %).

 

Около 43% населения области обеспечивалось питьевой водой из 1 230 подземных источников централизованного питьевого водоснабжения, качество воды в которых не соответствовало гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в 28,7 % проб (в 2010 году – 31,5 %), по микробиологическим показателям в 7,2 % проб (в 2010 году – 5,5 %).»

(из Доклада об экологической ситуации в Челябинской области Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области).

 

Радиоактивное заражение - ВУРС

 

В результате аварии 1957годанаПО «Маяк» и образования ВУРСа (Восточно-Уральского следа) - загрязненных населенных пунктов вдоль р. Теча - в Челябинской области появились достаточно крупные территории радиационного загрязнения с проживающим на них населением и сформированной хозяйственной системой. В советский период подобные территории сразу попадали в разряд бесперспективных и средства на их социально-экономическое развитие выделялись крайне скудно.

 

Первая программа реабилитации пострадавших территорий Челябинской области была принята в 1992 году с финансированием из федерального бюджета. С тех пор она возобновляется каждые пять лет. С 2003 г. действует областная целевая программа, которая на условиях софинансирования направлена на решение тех же проблем.

 

Принятые постановления по ликвидации последствий аварии, как теперь известно, не соответствовали реальному экономическому ущербу, не обеспечили в полной мере социально-экономическую защищенность населения, реабилитацию загрязненных территорий. Общий ущерб, нанесенный территориям Челябинской области, по результатам исследования составил 11,1 млрд. руб. в ценах 1991 года, или примерно $790 млн. Превышение концентраций радионуклидов в зоне «Восточно-уральского следа» (30-100 км отПО «Маяк») сейчас составляет 3,2-144,1 раза по сравнению с фоновым уровнем по РФ.

 

После проведения первого этапа Госпрограммы реабилитации (1992-1995 гг.) проведено сравнение результатов работ с общим экономическим ущербом. Установлено, что при таких темпах реабилитации для погашения ущерба потребуется более 90 лет.

 

Тем не менее, результаты реабилитационных работ дали положительный результат для пострадавших территорий раньше установленного срока, достигнув сейчас среднеобластного уровня экологического загрязнения. Это оказалось возможным благодаря тому, что радиоактивно загрязненные зоны имели пусть недостаточные, но существенные дополнительные средства на экологическое оздоровление, в то время как «чистые» (в радиационном смысле) территории области не имели этого и продолжали экологическую деградацию.

 

Проблемы мониторинга и реагирования

 

Очевидно, что экологические проблемы Челябинской области требуют комплексного решения, а их специфика – достоверного и профессионального анализа. Но региональное сообщество до сих пор не имеет реальной картины нагрузки на окружающую среду в регионе, а результаты воздействия состояния экологии на здоровье населения можно вычислять лишь косвенно.

 

Например, доказано, что причиной онкологических заболеваний в 25 % является экология и в 50 % – социальная среда. Уровень онкологических заболеваний в Челябинской области составляет 394,3 чел на 100 тыс. населения.(2007 г.) Это выше, чем во всех соседних регионах – Курганской и Оренбургской (более 370), Свердловской (350), Пермской (305) областях, Башкортостане (чуть более 270) и Тюменской обл. (менее 230). Средний показатель по РФ – чуть более 340 чел на 100 тыс.

 

На этом фоне неясна роль ведомств, контролирующих состояние окружающей среды. Это местные управления Росприроднадзора (обязан контролировать деятельность крупных предприятий, пресекать выбросы вредных веществ), Роспотребнадзора (осуществляет медицинский надзор, контролирует вспышки инфекций и прочих вредных воздействий на горожан), Гидрометслужбы (оперативный мониторинг окружающей среды) и регионального Министерства по радиационной и экологической безопасности (осуществляет охрану окружающей среды, экологический контроль и экологическую экспертизу).

 

Работа этих ведомств не скоординирована и непублична, а многочисленные жалобы населения на качество атмосферного воздуха остаются статистическим фактом без принятия эффективных мер. Нередко констатируется невозможность зафиксировать факт выброса и отследить его источник. Поэтому официальные данные о загрязнении атмосферы могут считаться неполными.

 

Первоочередные меры

 

Первым шагом к решению экологической проблемы должно стать создание экологической стратегии  (это возможно лишь при наличии общей стратегии области).

 

Главными пунктами этой стратегии должны стать:

- создание автоматической системы измерения всех видов выбросов на всей территории области (сегодня достоверная своевременная информация отсутствует);

- комплекс мер по сокращению загрязнений, обеспечиваемых сегодня, по существу, органами власти (военные аэродромы, шумовое загрязнение, «дорожная революция», лояльность крупным металлургическим компаниям и проч.).

 

Без этих мер никакие способы принуждения бизнеса и воспитания населения результата дать не могут.

 

Система экологического мониторинга должна включать в себя сеть стационарных и передвижных станций, оснащенных оборудованием, способным фиксировать максимум опасных для здоровья человека загрязняющих веществ (а не 24 показателя, как сейчас, и только в рабочие дни).

 

Важно, чтобы результаты мониторинга были оперативны и общедоступны не только для контролирующих ведомств, но и для населения – в Интернете и СМИ. Общество должно знать реальное положение дел в экологической сфере, включая достоверную информацию о влиянии загрязняющих факторов на качество жизни, здоровье и уровень смертности в городах и регионе и принимать самое активное участие в формировании и обновление интерактивной экологической карты региона.

 

Должно измениться и законодательство. Нынешние санкции за нарушения (и условия их применения) в сфере охраны окружающей среды следует считать символическими. Вопрос заметного увеличения «экологических» штрафов находится в компетенции депутатов Госдумы (и в области их взаимоотношений с металлургическим лобби).

 

Наконец, перспективным видится создание нового регионального Министерства среды обитания с широкими функциями координации деятельности всех указанных выше ведомств - взамен исчерпавшего свой потенциал министерства радиационной и экологической безопасности. При этом министерстве необходимо создание Общественного совета по экологии.

 

Важность «пилотного» экопроекта

 

В Челябинской области остро стоит проблема с уже накопленными отходами производства. Шлакоотвалы занимают огромные площади. Известно, что шлаки – ценный материал для последующей переработки. Еще одна проблема – необходимость рекультивации земель и водоемов. В перспективе это также вполне рыночные технологии.

 

Представляется целесообразным рассмотреть проект комплексного решения эколого-технологических проблем промышленных (металлургических) территорий на одной экспериментальной площадке. Это может быть Челябинск или Магнитогорск, но оптимально – Карабаш (небольшой город с современной градообразующей компанией РМК, декларирующей эко - производственную политику).

 

«Сверхзадача» в случае с Карабашом могла бы формулироваться так: сделать из «самого грязного города» самый чистый. Карабаш – де-факто мощный бренд со знаком минус. Он мог бы привлечь к проекту внимание международных организаций и компаний (возможности для фандрайзинга), стать полигоном для создания и апробации новых природозащитных и гуманитарных технологий, а также технологий в сфере переработки и утилизации отходов металлургического производства. Именно здесь экологические инновации выглядели бы наиболее отчетливо, имели бы хороший PR-эффект. При этом не исключено, что население из нынешнего города нужно будет отселить (такие варианты уже рассматривались правительством области в середине 90-х г.г.)

 

Карабаш может стать своего рода научно-исследовательской и учебной площадкой международного уровня (какой, по сути, уже стал в регионе Озерск в сфере исследований систем мониторинга и защиты от ядерного загрязнения). Способствует этому соседство Карабаша с уникальными рекреационными зонами.

 

Наконец, «новый Карабаш» мог бы стать примером успешных социальных технологий по «расшивке» целого комплекса проблем моногородов.

 

Рабочая группа Комитета гражданских инициатив - Челябинск

Комментарии 0
    Новости по теме Госдума