Легальное уничтожение: кто виноват в ликвидации МУП ДРСУ?

Фото Легальное уничтожение: кто виноват в ликвидации МУП ДРСУ?

В конце ноября Арбитражный суд Челябинской области признал ликвидируемое муниципальное унитарное предприятие «Дорожное ремонтно-строительное управление» (МУП «ДРСУ») несостоятельным. Обанкротила его ООО «Стройкомплект» (компания депутата Заксобрания Челябинской области Юрия Карликанова и его сына, которая не так давно называлась ПКО «ЧелСИ»). А ликвидировало – КУиЗО. Предприятие, 60 лет успешно работавшее на обслуживании челябинских дорог, созданное и дотируемое администрацией города, внезапно стало неэффективным. Со всех сторон посыпались долги, судя по словам чиновников, как будто выросшие на ровном месте. Так кто же на самом деле виноват в банкротстве организации и кто за это ответит? И ответит ли кто-то вообще? Корреспондент «Урал-пресс-информа» попытался разобраться в этой непростой и сомнительной истории.

Начнем с того, что банкротить МУП начали 14 октября 2014 года, а 28 ноября уже признали несостоятельным. Долг ДРСУ перед «Стройкомплектом» составил 5,5 миллиона рублей. Помимо организации, принадлежащей Карликановым, в суд с заявлением о признании МУП «ДРСУ» банкротом обратились ООО НПК «Ресурс» из Челябинска (долг более двух миллионов рублей), ООО «ДорТранС» из Краснодара (долг 121,9 миллиона рублей), ООО «Стройконтинент» из Челябинска (долг 2,8 миллиона рублей), ООО «ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ» Челябинска (долг 340 миллионов рублей).

Кстати, в июле 2014 года «Стройкомплект» уже требовал деньги с ДРСУ. В ходе заседания представитель компании пояснил, что фирма выступала субподрядчиком у ДРСУ для выполнения благоустройства в 2012 году. Общая сумма контракта составила 328 миллионов рублей. Выполнив часть согласованных работ, стороны подписали акт об их приемке, оценив их в 5,5 миллиона рублей. Но ДРСУ их не оплатило. Суд полностью удовлетворил иск, однако, как следует из материалов арбитража, ответчик свои обязательства так и не выполнил. К слову, «Стройкомплект» сам находится на грани банкротства – только эта процедура у компании Карликанова сильно затянулась.

Кстати, на претензии Карликановых обанкротить МУП ответили из администрации города в апелляционной жалобе. Чиновники отмечали, что в судебный процесс не был привлечен КУиЗО как учредитель МУПа, и это является безусловным основанием отменить решение суда.

Складывается ощущение, что между муниципальными структурами, ликвидировавшими предприятие, и частниками, обанкротившими его, установилась вражда. А предмет этой вражды – имущество ДРСУ, которое в случае ликвидации КУиЗО забирает себе, а в случае банкротства – продает и вырученные деньги направляет кредиторам. Только притязания частников на имущество МУПа можно объяснить, ведь им не заплатили, а деньги нужны. А притязания чиновников? Тут следует вспомнить, что накануне ликвидации начальник управления дорожного хозяйства Челябинска Александр Шабалин заявил, что имущество МУПа будет передано магнитогорскому «Южуралавтобану», который вытеснил МУП с его вотчины, выигрывая конкурсы на обслуживание дорог Челябинска. При этом договоры и с МУПом, и с «Южуралавтобаном» напрямую или через субподряд оплачивала горадминистрация. Так почему муниципальное предприятие обанкротилось, а частное – обогатилось?

Вот здесь происходит заминка. На одном из аппаратных совещаний со своими заместителями сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов сказал журналистам, что такая проблема даже для него стала неожиданной. Вспомним, что ДРСУ начало копить долги в 2012 году, но только в апреле 2014 года Сергей Давыдов начал подозревать что-то неладное и, по его словам, написал заявление в полицию о возбуждении уголовного дела в отношении экс-директора ДРСУ Ивана Волоскова. Как уверяет Сергей Давыдов, мэрия располагает фактами, когда экс-руководство МУП «ДРСУ» совершало действия в ущерб интересам предприятия. «Многие долги, о которых сейчас идет речь, образовались в результате злоупотребления: заключались договоры на аренду стороннего автотранспорта по ценам, которые значительно превышают рыночные расценки, а также договоры на генподрядные работы с процентами значительно выше рыночных. Вместо того чтобы заплатить по генподрядному договору пять-десять миллионов рублей, платили в десятки раз больше. Этим должны заниматься следственные органы – сами мы не разберемся», – прокомментировал сити-менеджер. Он еще добавил, что Волосков сейчас в розыске - он скрылся заграницей. Между тем, во время этого заявления, сделанного в начале октября 2014 года, Волосков был в Челябинске. Его неоднократно видели сотрудники ДРСУ. «Волосков действительно уезжал за границу на непродолжительное время, - рассказал корреспонденту «Урал-пресс-информа» осведомленный источник. – Но вскоре вернулся. Он до сих пор в городе, ему уже много лет, здесь у него семья. Он никуда не переезжает». В таком случае у меня и наверняка у всех читающих должен возникнуть вопрос: почему Волоскова не задержали, не допрашивали и почему делу не дан ход? Возможно, потому что этого дела просто нет. УМВД Челябинска, к слову, не имеет никакой информации о поступлении заявления о возбуждении уголовного дела от Сергея Давыдова.

Волосков долгое время управлял ДРСУ. Осведомленный источник утверждает, что у него с представителями горадминистрации были конфликты. Чиновникам, в свою очередь, не очень нравилась жесткая политика Волоскова и отсутствие лояльности в принятии решений. С уходом Волоскова началась кадровая чехарда: за непродолжительное время в МУПе сменилось несколько директоров. Именно тогда, по словам и письменным заявлениям сотрудников МУПа, предприятие стали растаскивать по кусочкам и выжимать из него последние соки.

Заподозрив неладное, сотрудники профсоюза стали писать обращения в самые разные инстанции. Ситуация обострилась весной, когда работники перестали получать зарплаты, а часть помещений осталась без необходимого обеспечения. 9 июня инициативная группа сотрудников ДРСУ написала заявление областному прокурору Войтовичу. В документе рабочие заявляли, что на начало 2014 года Упрдор горадминистрации Челябинска задолжал им по не принятым работам более 1,4 миллиарда (!) рублей. Это сумма за строительно-монтажные работы, выполненные силами МУП ДРСУ и силами субподрядных организаций за 2011-2013 годы.

Далее в письме следует, что руководство компании, чтобы сохранить коллектив работников и обеспечить их работой и зарплатами, было вынуждено ежегодно брать кредиты на осуществление собственной деятельности. При этом не стоит забывать, что предприятие муниципальное - это не частники, вынужденные обкладываться кредитами. Тем не менее, в декабре 2012 года ДРСУ берет злополучный кредит на два года в ОАО «Банк Северный путь» на сумму 1,35 миллиарда рублей. Как заявляют профсоюзники, это кредит был взят по настоятельной рекомендации и при поручительстве горадминистрации. Кредит был взят для финансирования затрат, связанных с выполнением подрядных работ (строительство, реконструкция, ремонт и благоустройство объектов улично-дорожной сети Челябинска). Предприятие рассчитывало неоднократно «обернуть» кредитные средства для получения прибыли. Но кредит оплатить не удалось из-за того, что мэрия с ДРСУ так и не рассчиталась. При этом с «Южуралавтобаном», который нанимал МУП ДРСУ на субподряд, Упрдор рассчитывался. Предприятие из собственных средств оплачивало проценты за пользование кредитом – по 12 миллионов в месяц. Общая сумма оплаченных процентов по кредитам с 2011 года составила почти 500 миллионов рублей – эти деньги не включались мэрией в сметы на строительно-монтажные работы. Таким образом именно эти средства явились прямыми убытками ДРСУ.

В июне обещания Управления дорожного хозяйства по оплате услуг так и не были исполнены. «Поступивший последний платеж в 240 миллионов рублей, лишь 11 миллионов пошли на зарплату, 200 миллионов – на погашение кредитов, а 29 миллионов непонятно куда, хотя в первую очередь оплачиваются задолженность по зарплате, налогам, кредитам и далее и пользуется по усмотрению», - пишут дорожники. По их логике, предприятие всячески подводили к банкротству, выжимали средства и материалы вместо ликвидации. Однако решение о ликвидации было принято лишь после широкой огласки, после нескольких невнятных заявлений, что такое предприятие городу, конечно, нужно, и его нужно спасти.

В МУП «ДРСУ» по состоянию на май 2014 года числилось 490 работников, 90% из которых состояли в профсоюзе жизнеобеспечения. Много лет это предприятие являлось основным производителем работ по текущему содержанию дорог Челябинска. С 2014 года МУП выполнял свыше 50% объема работ по содержанию дорог. Так почему же Управление дорожного строительства не подписывало акты выполненных работ и не выплачивало за них деньги? «Между тем, претензий к качеству работ не предъявлялось. В качестве причины неподписания актов выполненных работ устно указывается отсутствие денежных средств. Поэтому предприятие вынуждено было ежегодно брать кредиты на осуществление деятельности и на выплату заработной платы работникам», - говорится в обращении дорожников к президенту России Владимиру Путину.

В результате, к маю 2014 года предприятие накопило 240 миллионов рублей по долгам перед поставщиками запчастей и материалов (позже выяснилось, что долг в три раза больше – 600 миллионов рублей), а по зарплате за апрель 11 миллионов рублей. Из-за такого плохого денежного положения успешное предприятие в дальнейшем не смогло участвовать в аукционах. «МУП из-за отсутствия финансирования о стороны Упрдора не имеет денежных средств для участия в торгах, поскольку для подачи заявки, например, на последний аукцион по содержанию дорог Челябинска требуется 25 миллионов рублей. Поэтому в 2013 году выиграл торги единственный участник - ЗАО «Южуралавтобан» (Магнитогорск, Челябинская область)», - сообщается в документе. Между ним и мэрией был подписан договор подряда. Одновременно «Южуралатобан» заключил договор субподряда с МУП «ДРСУ» на кабальных условиях – с дополнительной оплатой за услуги генподряда 14% от суммы выполненных работ (обычно по договору субподряда фирмы берут 4-6%). Таким образом, «Южуралавтобан» не производя никаких работ по договору подряда, тут же передав весь объем работы безденежному, недофинансированному МУПу, получает 14% от суммы выполненных работ. В 2013 году таким образом магнитогорские частники заработали 91 миллион рублей. «В настоящее время администрация Челябинска, как собственник предприятия, уже не рассматривает МУП в качестве исполнителя данных услуг, и, как более легкий для них вариант, вместо возврата задолженности решает ликвидировать предприятие», - писали дорожники Путину в июне, предвидя крах своего предприятия. Аналогично с 2013 годом в 2014 году контракт на содержание дорог Челябинска в первое полугодие выигрывают снова магнитогорцы. Передача всего объема работ производится по той же схеме – вся фактическая работа передается МУПу, а «Южуралавтобан» получает свои 14%. При этом, как утверждают сотрудники профсоюза, магнитогорцы ужесточают условия оплаты за услуги – «устанавливаются такие суммы их оплаты, которые не покрывают даже затрат предприятия». Таким образом ДРСУ с января 2014 года ежемесячно работает в убыток, дополнительно оплачивая проценты по кредиту (12 миллионов рублей), и не получая ни копейки от Управления дорожного хозяйства (заказчика по договору подряда за 2011, 2012 годы).

Теперь перейдем к вопросу о постоянной смене руководства предприятия. С января этого года в ДРСУ сменилось уже пять директоров. Последний руководитель муниципального предприятия, также как и бывший директор МУПа, по совместительству работает в «Южуралавтобане», в очередной раз выигравшем конкурс на уборку городских улиц от снега. Мэрия объясняет эту чехарду желанием подобрать наиболее оптимального управленца для предприятия, который смог бы вытащить его из долгов. Однако у сотрудников МУПа есть своя точка зрения на этот счет. «Возможно, для того, чтобы окончательно подорвать авторитет предприятия, муниципалитет принимает меры к постоянной сменяемости руководителя МУП «ДРСУ». После увольнения с должности Волоскова, отработавшего на предприятии более 8 лет, с сентября 2013 года (менее, чем за 1 год) сменилось 4 директора: с сентября 2013 по апрель 2014 предприятие возглавлял В. Гришаков, в апреле 2014 года – Ринат Хайруллов, с мая 2014 года – С. Григорьев. А с 26 мая 2104 года приказом собственника (КУИЗО Челябинска) назначен уже новый директор – М. Курлыгин, бывший сотрудник ЗАО «Южуралавтобан», который с первого дня своим распоряжением заставил разместить на производственных базах МУП «ДРСУ» технику ЗАО «Южуралатобан». Таким образом, техника частного предприятия переехала на территорию муниципального предприятия и стала обслуживаться сотрудниками МУПа без каких-либо договоров оплаты. Курлыгин откровенно оказывает на работников МУП «ДРСУ» давление, понуждая их к увольнению, предлагая в некоторых случаях перейти в «Южуралавтобан», - сообщают в заявлении сотрудники МУПа. – У работников ДРСУ складывается убеждение, что действия и бездействие представителей местной власти осуществляются сознательно, для того, чтобы заставить МУП «ДРСУ» работать в убыток, загнать в долги, обанкротить его, а имущество (3 производственные базы, более 200 единиц техники) передать «своему» подставному ЗАО «Южуралавтобан».

В обращении обеспокоенные работники сообщали, буквально «крича», что Упрдор не исполняя денежные обязательства, предусмотренные договорами, незаконно удерживает чужие деньги. А КУиЗО, постоянно меняя директоров предприятия, а также назначением последним из них Курлыгина, пытаются экономически подорвать предприятие и растащить его имущество и ресурсы.

В обращении лично к Борису Дубровскому и Сергею Давыдову сотрудники МУПа сформулировали вопросы, на которые хотели бы получить ответы от властей. А именно, почему им по состоянию написания письма - 14 мая 2014 года - не выдали зарплату за первую половину апреля, а также вознаграждение по итогам работы за 2013 год. Также работников интересовало, когда они получат свет: с 12 мая 2014 года ОАО «Челябэнергосбыт» отключил от электроснабжения производственные базы предприятия по улицам Рылеева,4 и Трубников,30 (в связи с отсутствием у МУПа возможности оплатить долг за электроэнергию). Также заявители утверждали, что до времени написания письма не был подписан договор между ЗАО «Южуралавтобан» (генподрядчиком) и МУП «ДРСУ» (субподрядчиком) по содержанию автомобильных дорог Челябинска. При этом в документе отмечается, что в 2012 и 2013 годах работы по текущему содержанию дорог города выполнялись МУП «ДРСУ» в размере 100% от общего объема работ. С 1 января 2104 года ДРСУ выполняет работы (65% общего объема) по содержанию дорог города. Однако выполненные за 2014 год работы генподрядчиком не приняты.

Небольшая ремарка: поскольку администрация не выплатила деньги за исполнение работ по дорогам, значит, автоматически она и не приняла их. По закону это очень спорная мера – любой автомобилист, который, к примеру, попал в аварию на дороге, которая официально не была принята властями, может подать в суд на администрацию по возмещению ущерба. Пока дорожные работы не приняты заказчиком – вся ответственность за аварийность на этих дорогах перекладывается на него.

В разгар скандала с банкротством и ликвидацией МУП ДРСУ в СМИ стали проскальзывать версии о коррупционных схемах, в которые было замешано предприятие. В принципе, после даже поверхностного вникания в проблему, становится очевидно, что в этой истории стоит покопаться правоохранительным органам. Компетентный источник рассказал корреспонденту «Урал-пресс-информа», как на самом деле обстояло дело с «легальной ликвидацией» МУПа.

«ДРСУ берет в банке кредит под выполнение каких-либо дорожно-ремонтных работ, не имея при этом подписанного договора с горадминистрацией или «Южуралавтобаном» на выполнение этих работ, - рассказывает собеседник. - При этом поручителем в этом огромном кредите выступает сама мэрия. Для работ ДРСУ нанимает другие компании по договору субподряда под 2%. Также закупает нужные стройматериалы. Ремонтирует дорогу. При этом договор на этот ремонт до сих пор не заключен – фактически МУП выполняет эти работы бесплатно, по собственной воле. Людям платятся зарплаты, оплачивается обслуживание помещений, а денег, которые могли бы окупить этот производственный процесс, до сих пор нет. При этом каждый месяц нужно платить проценты банку – компания постепенно сходит на мель. Тем временем «Южуралавтобан» выигрывает очередной аукцион и нанимает ДРСУ в качестве субподрядчика, но уже под 14%. У МУПа нет выбора – условия, конечно, не очень, но хотя бы какие-то деньги. Естественно, даже о самоокупаемости речи не идет. Предприятие окружают кредиторы, с которыми оно не расплатилось еще за предыдущие работы. Одно из них – «Стройкомплект», который сам вот-вот обанкротится. Согласно документам арбитражного суда Челябинской области, подав заявление на банкротство МУП ДРСУ, компания Карликанова подала ходатайство на арест имущества предприятия. Ему в этом было отказано, а теперь, когда МУП ликвидирован, поиметь с него денег не удастся. Таким образом о ликвидации предприятия все знали уже давно, раз подсуетились подвести его к банкротству. Однако банкротить предприятие мэрия не собиралась, поскольку имущество его уже было фактически отдано «Южуралавтобану».

Заявлять о том, что в мэрию доставлялись идеальные отчеты о работе МУПа просто глупо, даже исходя из того, что несколько лет назад мэрия сама посоветовала дорожникам взять огромный кредит и выступила там поручителем. И в горадминистрации знали, что денег на погашение этого кредита у предприятия нет. Сотрудники ДРСУ в конце весны начали активно писать во все инстанции, чтобы вернуть свои зарплаты и получить разумный ответ на окружающую их разруху. После этого Сергей Давыдов, по собственным словам, в мае подал заявление в прокуратуру, которая должна была разыскать якобы скрывшегося за границей Волоскова. Это случилось уже после того как письма дорожников дошли до Дубровского и были отправлены для проверки в нижестоящие инстанции. При этом Волосков на момент заявления сити-менеджера находился в Челябинске – его видели и сотрудники ДРСУ, и другие предприниматели дорожной отрасли. Они, кстати, подтверждают, что Волосков действительно был за рубежом, но потом вернулся. И его никто не ищет, не задерживает и не допрашивает. МУП ликвидирован, и кому уже какое дело, что там произошло. Главное, что видимость активной работы создана».

В это же время наивные профсоюзовцы писали Давыдову письмо с мольбой о помощи: они хотели, чтобы мэрия убрала Курлыгина с поста директора. Писали, что он выживает работников из предприятия, заставляет уходить по собственному желанию, угрожая, что уволит по статье или по несоответствию с занимаемой должности – причины он найдет. Дорожники уверяют, что с момента его назначения положение предприятия только ухудшилось: был уволен весь руководящих состав, а также 40% рабочих. При этом вакансии не открывались. Работники на бесплатной основе обрабатывали транспорт «Южуралавтобана» по негласному приказу директора. В диспетчерской службе усложнилась обработка данных, зарплата при этом не выросла, а даже уменьшилась (в 2013 – начало 2014 году она составляла 19-20 тысяч рублей, а к концу лета упала до 13 тысяч). Механики с большим стажем увольнялись, вместо них нанимались люди из «Южуралавтобана». Рабочие говорят, что Курлыгин заставлял их снимать детали с техники МУП ДРСУ, чтобы восстановить технику «Южуралавтобана». «Это что, издевательство над людьми?», - писали профсоюзовцы Давыдову.

Но как бы ни мусолили эту тему в СМИ, после заявления Давыдова о том, что это предприятие нужно городу и что его постараются сохранить, буквально через несколько дней, 8 октября, Шабалин заявил о его ликвидации. По его словам, последние полгода городские власти искали пути спасения муниципального предприятия. Но из-за открытой кредитной линии, долгов предприятия, других вариантов спасения не было найдено. Александр Шабалин добавил, что техника муниципального предприятия также перейдет «Южуралавтобану», но не уточнил, как будет организован этот процесс.

Сотрудники раздерганного по ниточкам предприятия уверены, что магнитогрцы не готовы к снежным катаклизмам. Кстати, договор с ними истекает уже в январе 2015 года. До этого администрация, и сам Сергей Давыдов, не раз заявляли, что недовольны работой «Южуралавтобана», тем не менее разорвать с ними договор не получится – никто не виноват, что они выигрывают и выигрывают. Пока в Челябинске затишье с погодой – выпавший снег тут же тает из-за высоких температур. Однако синоптики уже успели напугать предстоящими метелями и температурными скачками. Нас ожидает и лед, и грязь, и сугробы. Кто и как этим будет заниматься – огромный вопрос. Учитывая прошлогодний опыт, ничего хорошего нас не ждет.

Кира Дюрягина

P.S. О том, как дербанили ДРСУ, можно писать роман. За строчками этого материала осталось еще много разных убийственных фактов о том, как у предприятия изъяли пескобазу и какой песок сейчас сыпется на улицы города (откуда, вы думаете, на газонах города по весне обнаруживаются камни?), о том, как кто-то сам у себя арендовал технику и что сейчас эта техника из себя представляет, список можно продолжать долго. Только почему-то этот роман сегодня никого не интересует. Тогда мы настойчиво попросим областную прокуратуру, прочитав наше расследование, дать ответ налогоплательщикам, кому было выгодно преднамеренно уничтожить муниципальное предприятие и кто за это ответит?

Комментарии 0
    Новости по сюжету Дороги
    Новости по теме «ЧелСИ»