Яндекс.Метрика

Машиностроители Челябинской области обсудили плюсы и минусы вступления России в ВТО

Фото Машиностроители Челябинской области обсудили плюсы и минусы вступления России в ВТО

Готовность предприятий машиностроительной отрасли Челябинской области к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обсудили в четверг, 17 февраля, на «круглом столе» в Челябинске.

Его организатором выступило Челябинское региональное отделение Союза машиностроителей России.
В дискуссии приняли участие министр промышленности и природных ресурсов Валерий Прудской, начальник отдела министерства Александр Андриянов, заместитель президента ЮУТПП Борис Токарев, заместитель гендиректора Челябинского тракторного завода «ЧТЗ-УралТрак» Александр Гордеев, директор завода «Пластмасс» Вячеслав Шестопалов, советник генерального директора ОАО АЗ «Урал» Виталий Евгеньев, руководитель центра регионального развития ЧелГУ Сергей Гордеев. Вел «круглый стол» пресс-атташе ЧРО Союза машиностроителей Андрей Трушников.
«На сегодня в Челябинской области работает 119 предприятий, относящихся к машиностроительной отрасли (без учета предприятий, расположенных в закрытых территориальных образованиях региона), - напомнил Андрей Трушников. – На них работает более ста тысяч человек. Средняя зарплата на предприятиях машиностроительного комплекса составляет 18 тысяч 340 рублей». Крупнейшими представителями этой отрасли являются АЗ «Урал», ЧТЗ-УралТрак, Челябинский электровозоремонтный завод – филиал ОАО «РЖД», ЧКПЗ.

Вступление России в ВТО никакого обвала для машиностроителей не вызовет, высказали общее мнение участники «круглого стола». Есть моменты, которые дадут выгоду предприятиям, но есть проблемы, которые придется решать, чтобы защитить интересы наших производителей.

На наш рынок хлынет иностранная продукция и предприятиям придется научиться противостоять ее, порой агрессивному, натиску. В этом может помочь приход в регион иностранных инвесторов с новыми технологиями. Кроме того, многое будет зависеть от того, насколько конкурентоспособной будет наша продукция на зарубежных рынках, отметил Валерий Прудской. «Чем раньше мы все это осознаем и будем принимать соответствующие меры, чтобы достойно войти в ВТО, тем больше шансов делать реальные шаги к своему совершенствованию, - считает министр. – Сейчас некоторым хотелось бы оттянуть процедуру вступления, но, чем больше мы это делаем, тем дольше будем топтаться на месте».

Как отметил Александр Андриянов, промышленные предприятия региона не первый год готовятся к вступлению в ВТО. Подавляющее большинство предприятий выстроило систему менеджмента качества. «Качество и конкурентоспособность продукции наших предприятий во многом зависит от оборудования. В этом плане пока большие проблемы – износ механообрабатывающего оборудования высок, на некоторых предприятиях он достигает 80% и требует кардинальной замены, - констатировал Андриянов. - На большинстве предприятий увеличили суммы отчислений на модернизацию оборудования. С каждым годом объемы инвестиций в обновление оборудования растут». Большая часть средств направляется на эти цели на условиях софинансирования с федеральным бюджетом.

Виталий Евгеньев рассказал, что АЗ «Урал» готовится к вступлению в ВТО уже 10 лет. «Завод готов к этому событию во всеоружии. Практически внедрена система менеджмента качества, система бережливого производства, частично модернизировано оборудование. Предприятие разработало принципиально новую линейку техники. Она соответствует требованиям ВТО», - пояснил Виталий Евгеньев.

Замгендиректора ЧТЗ Александр Гордеев рассказал о подготовке их предприятия к вступлению в ВТО и обозначил положительные и отрицательные стороны этого события для машиностроительного комплекса региона. В качестве положительных он назвал ожидание по снижению пошлин на ввоз импортного оборудования и комплектующих, повышение доступности иностранного капитала.

В числе проблем Александр Гордеев выделил низкую защищенность российского товаропроизводителя от предполагаемой агрессии при вхождении на наш рынок зарубежных товаров. «В Евросоюзе защищают свой рынок, там за бюджетные деньги покупают только продукцию своей страны, а у нас за средства бюджета зачастую покупают технику иностранного производства», - пояснил Гордеев. Кроме того, по его словам, на сегодня рынок железнодорожных перевозок на Дальнем Востоке и в Сибири фактически отдан Китаю, стоимость перевозки грузов в эти регионы очень высока и составляет от 12% до 15% от цены груза. Гордеев предложил, чтобы Союз машиностроителей обратился в правительство РФ с просьбой изыскать правовые пути решения этого вопроса (по автомобилистам такие меры уже приняты).

По словам Александра Гордеева, вступление в ВТО может обострить проблему контрафактной продукции. На сегодня в страну завозится до 50 процентов комплектующих для трактора китайского производства, при этом никто не спрашивает, есть ли у них лицензии на выпуск такой продукции.

Нашим производителям уже пора научиться защищать свою продукцию охранными документами, считают специалисты. Свою продукцию надо запатентовать, прежде чем поставлять ее на внешний рынок. В 2009 году количество выданных патентов в России выросло на 82%, за рубежом – на 280%. «Они готовятся к нашему вступлению в ВТО более активно», - отметил один из участников «круглого стола». Челябинская область занимает 19-е место в стране по количеству поданных заявок на изобретения. Наиболее активны ММК, государственный ракетный центр имени академика Макеева (Миасс), Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ технической физики имени Забабахина (Снежинск), ЧТЗ, АЗ «Урал».

Представители научной общественности обратили внимание на необходимость четкого понимания момента, в какую сторону будет меняться емкость внутренних и внешних рынков при вступлении страны в ВТО. Сейчас емкость внутреннего рынка растет, а с внешним пока наблюдаются определенные сложности. По мнению Сергея Гордеева, на сегодня сложился не самый худший момент для вступления в ВТО: 49% - против, 51% - «за». «Процессы должны быть взаимоувязаны – привлечение инвесторов и реализация продукции», - считает Гордеев.

Борис Токарев поднял тему внутрирегиональной кооперации. «На сегодня ЧТЗ завозит карданный вал для тракторов из Белоруссии, хотя есть возможности для организации производства этой продукции в регионе. А это сказалось бы положительно на цене и качестве готового изделия», - отметил Токарев. Он предложил для развития внутрирегиональной кооперации создать специальную структуру, которая занималась бы инструментом.
Завершая работу «круглого стола», Андрей Трушников отметил, что нынешняя встреча открывает серию встреч, посвященных обсуждению проблем в отрасли.

Сегодня на сайте Союза машиностроителей будет объявлен конкурс журналистских работ, посвященных машиностроительной отрасли. Он будет проходить по нескольким номинациям. Союз машиностроителей России также объявит свой конкурс.

Комментарии 0
    Новости по теме АЗ Урал