Мы обязаны быть счастливыми!
Мы обязаны быть счастливыми! Невозможное было возможным
Сегодня, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная. Но в тот день никто не знал, что эту войну назовут так торжественно. Многие верили, что будет так, как учил великий Сталин: “Малой кровью, на чужой территории”. Чем больше верили, тем страшнее оказалась катастрофа. Через три месяца Гитлер был под Москвой. Обратный путь занял три с половиной года. Во времена Хрущева было объявлено число наших потерь — 20 миллионов. При Брежневе уточнили — 22 миллиона. Сейчас общепризнанное минимальное число — 27 миллионов. А есть историки, которые говорят о 35 миллионах и даже больше. Выходит, подсчитывая павших, ошибаемся на пять-семь миллионов. В этом случае население всей Швейцарии — статистическая погрешность. Праздник Победы показал: мы до сих пор не можем говорить о Великой Отечественной спокойно. Ветераны не могут, и вдовы не могут, и дети их, и внуки... Может, праправнуки смогут? Когда я смотрю военные фильмы, особенно старые, всегда вспоминаю своих дедов. Один погиб на Волоколамском направлении — он был стрелком-радистом на штурмовике «Ил» и заживо сгорел в самолете. Второй умер уже после войны от ран — его прострочила пулеметная очередь. Так что для меня война осязаема, хотя я и не принимал участие в военных действиях ни в Афганистане, ни в других «горячих» точках. И к ветеранам всегда отношусь по-особенному. Это люди, ставшие хранителями самого грозного и страшного времени. Живая память, для которой понятие Родина не бессмысленный набор алфавитных знаков и не просто слово. Это люди, сделавшие невозможное. Невозможное для нас, нынешних. Им-то все было по плечу... Сегодняшним акселератам и не снилась такая школа жизни, которую пришлось пройти школьникам и студентам 40-х. И, слава богу, что не снилась... Сегодня в Озерске проживают 476 участников той войны, из них 124 женщины. Самые молодые – воспитанники армейских формирований, «сыны полка» Анатолий Васильевич Иванов и Лев Николаевич Георгиевский (1930 и 31-го годов рождения). Самые «взрослые» — Александра Александровна Гончарова (1913 г.р.), Александра Алексеевна Солодская (1914 г.р.) и Иван Яковлевич Лушин (1915 г.р.). Но ветеранов все меньше и меньше. Надо успеть подарить им всю нашу любовь и нежность. Они заслужили!
Время, которое калечит
Прошло 65 лет с начала войны. Забываются потери, давно заросли травой траншеи, отстроены заново города. Говорят, время лечит. Вот только «лекари» бывают разные. Например, в эти дни учащиеся старших выпускных классов общеобразовательных школ Украины сдают экзамены. Отвечая на билеты по истории («История Украины XX века. Ответы на вопросы билетов. В.В.Воропаева, М.В.Татаринов, А.В.Гисем, А.А.Мартынюк. Харьков, издательство «Ранок», 2006 г.), учащиеся должны, например, показать «жестокость сталинского режима» по отношению к Украинской повстанческой армии (УПА). «Новая страница борьбы национальных сил» в годы Великой Отечественной войны говорит следующее: «Повстанцы провели 6 тыс. операций, 14,5 тыс. диверсий и террористических актов, в результате которых погибло почти 30 тыс. человек». «Сломать УПА можно было только с помощью массовых репрессий, и сталинский режим пошел на это. Всех, кто хоть как-то был связан с Сопротивлением (с прописной буквы — прим. авт.), уничтожали или ссылали в Сибирь» (с. 32). И хотя «в 1944 г., с приближением Красной армии к Галиции, УПА пошла на переговоры с немцами, завершившимися компромиссом», и «немецкая армия должна была помочь ОУН -УПА оружием для борьбы с Красной армией», тем не менее «ОУН-УПА активно боролась за права украинского населения» (с.112). Как резюмируют авторы учебника, «в дни празднования 61-й годовщины победы (со строчной буквы — прим. авт.) президент Украины В.Ющенко призвал бывших воинов УПА и солдат Красной Армии к примирению». К слову, пособие по истории Украины было издано «в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины». Так настанет ли оно, это примирение? Из разговора с одним из жителей Санкт-Петербурга я выяснил, что с недавних пор проводятся встречи наших и немецких ветеранов. Фронтовики пожимают друг другу руки, разговаривают, вспоминают фронтовые эпизоды. При объединении двух Германий немцы сохранили Трептов парк и Памятник Солдату-освободителю. Сохранены некоторые кладбища немецких солдат и на российской земле. Но вот что творится в душах ветеранов обоих гсоударств, один бог знает?.. В разговоре с председателем озерского Совета ветеранов Раисой Иосифовной Рахманкуловой я задал некорректный вопрос: «Простили наши ветераны немцев за ту Войну?». За всех она не ручается, но сама ни простить немцев, ни, тем более, забыть фронтовые будни не может. В беседу включились еще три женщины, которые помогают председателю в ее нелегкой работе. Оказалось, и они никогда не простят фашистской Германии то, что отобрала у них дедов.
Неприличная скромность
В настоящее время российское общество находится в кризисе, — я имею в виду его морально-нравственное состояние. Именно поэтому особую актуальность приобретают издаваемые материалы, правдиво рассказывающие о жизни советского общества в трудные годы Великой Отечественной войны. Но, увы, в последнее время освещение этапов войны и значение Победы часто даются в свете разоблачений нашего тоталитарного прошлого. В ряде книг и статей внимание сосредотачивается только на негативных, мрачных сторонах жизни советского общества в предвоенные годы. При этом нередко умалчивается о крупных преобразованиях в народном хозяйстве, индустриализации, подъеме культуры, науки и образования тех лет. Однако при критическом подходе к нашей истории нельзя забывать о судьбах многих миллионов сограждан, которые самоотверженно трудились и воевали. Во имя Отечества, во благо его будущего, в том числе и нынешнего поколения людей. Но сегодня, похоже, говорить о героизме, мужестве и высоком уровне военного искусства, проявленных россиянами в сталинскую эпоху, становится почти что неприличным. Эта печальная истина очевидна не мне одному. Вот какую информацию разместил один из латышских сайтов. «Попытки сгладить преступления нацизма в торжественно представленной в президентском дворце новой книге об истории Латвии вызвали недоумение в обществе». «При описании нацистского террора авторы Латвии аккуратно обходят тему зверств нацистов и их местных пособников», — подтвержает этот тезис местная газета «Час». Как отмечает издание, при описании концлагеря Саласпилс используется его официальное название «Расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь», что навевает «ассоциации с «лечебно-трудовым профилакторием». В книге также говорится о частях латышского легиона Ваффен-СС, которые воевали в декабре 1944 против наступающей Красной армии. Как пишут латышские историки, «отважно сражалась боевая группа старшего лейтенанта Роберта Анцанса» или «образцово проявил себя батальон под командованием Эрнеста Лауманиса». А освобождение Латвии от нацистских войск в издании названо «реоккупацией». Сей скандальный опус был создан при поддержке канцелярии президента и финансовой помощи посольства США. Его издали на латышском и русском языках. Причем, как говорилось во время презентации, русская версия в первую очередь предназначена для российской стороны. Кстати, книга была представлена за день до 60-й годовщины освобождения гитлеровского концлагеря Освенцим в Польше. Памятные мероприятия прошли и в Саласпилсе, где находился самый страшный в стране нацистский концлагерь. Здесь погибло около 100 тыс. человек, среди них было немало детей.
Мы обязаны быть счастливыми
Мне же вспоминается давняя поездка в Польшу. Один из экскурсионных маршрутов был именно в концлагерь Освенцим. Мне довелось побывать в казармах, где томились заключенные, видеть газовые камеры и печи, где сжигали военнопленных и гражданских. Но слезы вызвали комнаты, заполненные детскими пинетками и женскими волосами. И я не стеснялся плакать… При выходе из лагеря наша группа увидела автобус с туристами из Германии. Они тоже приехали на экскурсию. Так вот у нас возникло инстинктивное желание расколошматить автобус и начистить швабам нюх. Еле сдержались… Так простим ли мы немцев за ту Войну? Каждый из россиян сам отвечает на этот вопрос. Единственное, что не вызывает никаких сомнений, — наша обязанность быть счастливыми! Прежде всего, чтобы выковавшие Победу сказали: «Да! Это стоило того!»...