От интернет-мемов до грабежей и изнасилований: «подростки АУЕ» в Челябинске и не только

Фото От интернет-мемов до грабежей и изнасилований: «подростки АУЕ» в Челябинске и не только

Проходя или проезжая по Челябинску, обратите внимание на три буквы. Они повсюду – на стенах домов и магазинов, школ и техникумов. Их могут нацарапать на стёклах и спинках сидений в общественном транспорте, даже на стволах деревьев. «АУЕ» или «А.У.Е.» – по звучанию больше всего похоже на англоязычный возглас радости. В общем, на что-то совсем невинное. Но это только для тех, кто «не в теме».

Челябинские представители движения «помечают» даже стволы деревьев

На самом деле «А.У.Е.» расшифровывается, как «Арестантское Уркаганское Единство». Или «Арестантский Уклад Един», без разницы. Иногда к трем буквам добавляются специфические лозунги типа «Фарту масти!», «Жизнь ворам – смерть мусорам!» и т.п. И сегодня можно смело утверждать, что «под флагом» АУЕ уже сформировалась целая субкультура, популярная – в основном – у школьников среднего и старшего звена и «ПТУ-шников».

Главные идеалы юной субкультуры – стремление жить по тюремно-дворовым понятиям, ненависть к правоохранительным органам в целом и к отдельно взятым «ментам-мусорам». «Хороший мусор – мёртвый мусор» – расхожая поговорка. В принципе, ничего нового и оригинального для российских просторов, по воле истории густо опутанных колючей проволокой.

Однако «молодняк клюёт» – соцсети кишат сообществами, большинство из которых так и называются – «АУЕ». Они объединяют сотни тысяч подписчиков. Среднестатистическому «ауешнику» от 12 до 17 лет. Движение, разумеется, по большей части «пацанское». Но его агрессивная криминальная эстетика (читай – романтика) находит живой отклик и у прекрасной половины.

Если бы всё оставалось на уровне интернет-мемов и ночных посиделок во дворах – еще полбеды. В 2016 году проблема попала – ни много, ни мало – «на карандаш» к Владимиру Путину. По стране прокатилась волна громких ЧП с участием приверженцев новой субкультуры – их поступки вышли далеко за рамки подростковых игр.

Типичная запись паблика «АУЕ». Авторские орфография и пунктуация сохранены

Например, в забайкальских школах АУЕ-шники организовали подобие арестантских «общаков» – собирали деньги, продукты и сигареты на так называемый «грев» для заключенных. Как известно, таким образом блатной мир с воли поддерживает «своих», находящихся по ту сторону колючей проволоки. Когда дети отказывались «греть» воров по доброй воле, их начинали терроризировать, избивать, а иногда и натурально пытать.

В городке Хилок Забайкальского края толпа малолеток штурмовала полицейский участок, требуя освободить их арестованного товарища. С палками в руках пацаны толпой двинулись на полицейских, и только предупредительными выстрелами их удалось «остудить». Молодежной «движухой» в Забайкалье, по свидетельствам очевидцев, руководили местные блатные авторитеты – напрямую либо дистанционно, из-за решетки.

«Сибирская мода» закономерно добралась до Урала. Как сообщало агентство «Урал-пресс-информ», показательный инцидент случился в Челябинске на несостоявшемся фестивале красок «Холи». Разъяренные школьники с громкими криками «АУЕ» раскрашивали и пинали патрульные машины. Происшествие попало на видео и моментально разошлось по соцсетям.

Аватар АУЕ-сообщества «ВКонтакте»

Глава ГУ МВД по Челябинской области Андрей Сергеев потом похвалил своих подчиненных за корректность – вместо того, чтобы заковывать разбушевавшихся детей в наручники и применять к ним силу, полицейские просто уехали.

Но вычислить хулиганов по скриншотам с видео не составило оперативникам труда. Самых ретивых ожидали допросы у следователей, а родителям (порядка 35 человек) пришлось заплатить штрафы. Как отметили в региональном МВД, большинство отнеслось к административной каре с пониманием, но некоторые повели себя не лучше своих чад – свое несогласие с буквой закона они выразили отборным матом в сторону правоохранителей.

«Родителям тех ребят, в среднем, по 35-37 лет. Когда они сами только начинали взрослеть, как раз распался СССР. Произошло понятное смещение моральных ориентиров, что не могло потом не сказаться на их детях. А ребенка, как говорил культовый педагог Василий Сухомлинский,не надо воспитывать – он просто подражает вам», – считает начальник областного полицейского главка.

«Однако я более чем уверен: никто из людей, попавших за решетку, не желал бы своим детям такой же судьбы. И вряд ли кто-то из моих коллег, всю жизнь имевших дело с преступностью, со мной не согласится», – резюмировал Андрей Сергеев.

Но юные жители поселка Бобровский Свердловской области, я считаю, оставили далеко позади вообще всех – и «отмороженных» сибиряков, штурмом берущих полицейские участки, и сравнительно безобидных соседей с Южного Урала, закидывающих порошковой краской патрульные «бобики». Приготовьтесь.

Четыре 13-летних школьника полгода насиловали 10-летнего за (внимание!) сломанную аудиоколонку. На допросах они объясняли свое поведение не противоестественными наклонностями, а верностью тюремным обычаям – провинившийся должен быть «опущен», то есть, низведён на низшую ступень иерархии. Действительно – ну что за арестантский уклад без «петухов» и идейного гомосексуализма?

При таком раскладе многие подростки наверняка вступают в ряды АУЕ не от большой охоты, а чтобы, не дай бог, не выбиться из стаи диких сверстников – иначе и «опущенным» стать недолго.

Явление осветили на всероссийском уровне десятки СМИ – от радикально-патриотического «Колокола России» до ультра-либеральной «Новой Газеты» (материал «Страна из трех букв»). НТВ посвятило «ауешникам» 45-минутный сюжет с говорящим названием «Детки».

Автор этих строк узнал об АУЕ благодаря Руслану. Мы случайно познакомились в коридоре райвоенкомата. Русля обладал классическим набором представителя социальных низов: 8 классов образования, речь сплошь из мата и приблатненной лексики, костюм «Адидас» с лампасами, несмотря на трескучий мороз за окном. Из любопытства я заглянул к нему на страницу «ВКонтакте» – она была забита незамысловатым контентом вроде картинок с тонущими в реке полицейскими «УАЗиками», с радостными комментариями под каждой. В подписках, естественно, сплошное «АУЕ».

Несмотря на маргинальный имидж, в социум мой случайный знакомый встроился неплохо. К неполным 20 годам у него была своя машина и небольшая автомастерская, приносящая, с его слов, неплохой стабильный доход. Однако спокойно в мирном социуме ему не жилось. Нет, в армию к автомату его не тянуло. Хотелось на зону.

На мой недоуменный вопрос «Зачем?» он ответил: «А там порядок, всё по понятиям, не то, что здесь. Люди сидят уважаемые – чётко так всё излагают: кем надо быть по жизни, а кем не надо, какие вещи делать почётно, а какие – наоборот – западло. Порядок, короче». Желание такое родилось в душе у Руслика после того, как он «заехал на тюрьму» на 15 суток за административное правонарушение. Видимо, такой срок показался парню слишком маленьким для приобретения бесценного жизненного опыта.

Словарь пацанских терминов

Как мы поняли, АУЕ нельзя недооценивать. Но и на 100% демонизировать все-таки тоже не стоит. «Рассматривая движение АУЕ, мы должны различать реальные социальные проблемы и виртуальную игру. Судя по некоторым последним публикациям, далеко не все это различают,– утверждаетдоктор исторических наук из Института этнологии и антропологии РАНДмитрий Громов в беседе с журналистом портала «Meduza».Огромный слой информации об АУЕ — это процессы, происходящие целиком в интернете. С социальной реальностью они мало связаны. Это определенный интернет-фольклор. Дети и подростки его знают, но это совершенно не значит, что они имеют хоть какое-то отношение к криминалу».

Вместе с тем, виртуальные игры подобного рода – зеркало социальных проблем. С этим ведь тоже не поспоришь.

Да, действительно – будем реалистами: учитывая, сколько всего подписчиков у АУЕ-сообществ в соцсетях, большинство этих людей вряд ли закончат на нарах в статусе воров в законе. Наоборот, картинки с воровскими звёздами на плечах и тонущими в «УАЗиках» ментами вскоре сменятся фотографиями в обнимку с женами и детьми на руках. Или снимками с работы – пусть и не очень престижной и высокооплачиваемой. Им останется только ностальгировать по идеалам юности под шансон или «хулиганский» рэп, с бутылочкой пива в руке, после тяжелого трудового дня. И вряд ли это будет чревато для них серьезными последствиями из серии «тюрьма не отпускает» – они ведь покинут всего лишь игру, а не настоящее криминальное сообщество.

Но важно понимать: блатная романтика в любой ее форме – признак больного, отсталого общества. Иначе как назвать социум, огромная часть которого не нашла для себя ничего лучше, чем питаться «бородатыми» и первобытно жестокими воровскими идеями. А репосты картинок «ВКонтакте» и избиения неугодных, вымогательства и изнасилования – в данном случае симптомы одной и той же болезни, просто разные по тяжести.

И те, кто сейчас сидит в «блатных» пабликах ВК, и те, кто «кошмарит» одноклассников под бдительным оком воров и смотрящих – это уже целое поколение. Кто-то из них успел перешагнуть порог совершеннолетия, большинству только предстоит вступать в так называемую «взрослую жизнь». А что будет дальше? Вопрос риторический, повисает в воздухе. Одно ясно, как белый день – чьим-то детям однозначно суждено подрастать в одной песочнице с отпрысками «ауешников».

Надпись на стене действующего продуктового ларька в Тракторозаводском районе - «АУЕ жизнь ворам – смерть мусорам»

А эту статью мне хочется закончить комментариями из интернета. Зачастую слова рядовых пользователей оказываются точнее и интереснее, чем «высоколобые» рассуждения политиков, социологов, общественников и журналистов.

«Эти дети, которые причисляют себя к АУЕ, достаточно умные, чтобы понять: в существующем обществе все социальные лифты для них уже ушли без них. Они прекрасно понимают, что у них никогда не будет дорогущих иномарок и счетов в иностранных банках. Хотя кому-то всё это на их глазах достается просто так, по праву рождения. АУЕ хотя бы дает пацанам какую-никакую идею и сплоченность, а заодно и уверенность: пускай не будет богатств и положения, зато – по крайней мере – всегда будет, что съесть, выпить и покурить, присев на корточки. А уж какими путями это добыть – для них дело десятое».

«А проблема в том, что за 25 лет государство не смогло даже сформулировать какую-нибудь внятную национальную идею, не то, что воплотить ее в жизнь. Вот и противопоставить АУЕ или еще какой-нибудь фигне ему нечего. А что противопоставишь подростку из нищей рабочей семьи? “Мы вот воруем, а тебе нельзя”? Так себе национальная идея, знаете. Даже не на троечку».

Комментарии 0