Отечественные трубники не намерены отдавать иностранным коллегам даже пяди родной земли
Российских производителей труб западные санкции не напугали – таков лейтмотив проходящей в эти дни в Челябинске научно-практической конференции «ТРУБЫ – 2014». Площадкой для нее стал Российский научно-исследовательский институт трубной промышленности, расположенный на улице Новороссийской. Чтобы обсудить ближайшие перспективы развития этой отрасли, в столицу Южного Урала съехались не только отечественные трубники и представители смежных предприятий, не только федеральные чиновники и ученые исследовательских центров, но и иностранцы, которые, казалось бы, в разгар санкционной войны должны игнорировать подобные мероприятия. Но стоит развернуть буклет со списком докладчиков и в глаза сразу бросится обилие «импортных» имен: Антонио Де Ардо, Клемент Петерс, Паскуаль Бординьон, Манфред Леферини, Марсело Карбони… О чем это свидетельствует? Конечно, о западном прагматизме. Европейские компании, тесно связанные с нашими трубными заводами и металлургическими комбинатами, из-за капризов недальновидных политиков не хотят терять наработанные годами контакты. А вместе с ними и прибыль.
Нетрудно догадаться, что чаще всего на пленарных заседаниях звучало слово «санкции». Недаром же вопросом номер один повестки конференции значился такой: «Дальнейшее развитие трубной отрасли в условиях обострения политической обстановки и экономических санкций». Это как раз тот редкий случай, когда матерым производственникам приходится говорить о политике и рассчитывать свои шаги, исходя из погоды на властных Олимпах. Необходимо отметить: несмотря на угрожающие сводки с «санкционных фронтов», и в речах докладчиков, и в кулуарных разговорах царили оптимистичные настроения. Трубники уверены, что западные ограничения не только не остановят развитие их отрасли, но и, скорее всего, придадут дополнительный стимул ее развитию.
- Для металлургов никогда простых времен не было, но сегодня перед нами открываются реальные возможности доказать потенциал российской трубной отрасли, - пояснил свою позицию директор Фонда трубной промышленности Олег Калинский.- Дело в том, что мы готовы к любым вызовам, так как давно научились производить все виды труб, даже те, которые необходимы для работы в условиях Арктики и Крайнего Севера.
Рывок, осуществленный российскими производителями труб в начале XXI века, лучше всего иллюстрируют схемы, графики и диаграммы, которыми изобиловали документы форума. Вот их основные положения: всего за 12 лет производственные мощности российских трубных заводов выросли более чем вдвое - с девяти до 19 миллионов тонн, в два раза увеличилось количество работающих в данной отрасли, а география экспорта расширилась с 15 до 80 стран! Этот процесс стал настоящим технологическим прорывом, потому что сопровождался бурным всплеском инвестиционной активности и ростом производительности труда. По оценкам участников челябинской встречи, этот процесс в ближайшие годы не остановится и будет иметь поступательную динамику. На осуществление только четырех мега-проектов, таких, как «Северный поток», «Южный коридор», «Сила Сибири» и «Южный поток» с 2014 по 2018 годы нашим трубникам необходимо будет выдать «на гора» 7 160 тысяч тонн труб большого диаметра (1420 и 1220 миллиметров). Если все эти трубы соединить в одну, то получится «нитка» длиною в девять тысяч километров! Так что очевидно, что в обозримой перспективе металлурги и прокатчики без работы не останутся.
Существенная роль в осуществлении этих проектов отводится челябинцам. Пару месяцев назад, встречаясь с председателем совета директоров Челябинского трубопрокатного завода Александром Федоровым, автор этих строк задал вопрос о влиянии препон, воздвигаемых некоторыми странами ЕС на пути реализации газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». Тогда оптимизм вип-менеджера ЧТПЗ – а господин Федоров говорил о том, что возможные потери на севере и юге Европы будут с лихвой компенсированы восточными проектами – показался мне несколько наигранным. Но сегодня очевидно, что один лишь супергазопровод «Сила Сибири» (он протянется от Якутии до Тихого океана, его длина четыре тысячи километров) потребует приложения сил и средств на много лет вперед.
Тему развивает управляющий директор ЧТПЗ Валентин Тазетдинов:
- К счастью, закончились те времена, когда мы, закупая трубы в Германии и Японии, активно развивали их промышленность. Сегодня российские трубники инвестируют в свое развитие, и это приносит неплохие плоды. Даже с учетом «китайских чудес» аналогов современной российской трубной промышленности в мире нет. Мы готовы обеспечить стопроцентную потребность всех российских компаний в трубах любой сложности – от мелких медицинских до магистральных, высокого давления. Думаю, выражу мнение всех российских трубников, что наш общий посыл – не допустить на российский рынок ни одного метра импортной трубы. Задел для этого есть хороший. Если в 2013 году мы на ЧТПЗ выпустили 750 тысяч тонн продукции, то в следующем году собираемся только наращивать объемы производства.
Тем не менее, Валентин Тазетдинов не стал скрывать и те трудности, с которыми придется столкнуться при осуществлении поставок для газопровода «Силы Сибири». Тут, по его словам, на первое место выходит не производство, а логистика. Дело в том, что в приполярные районы трубы можно доставлять лишь несколько месяцев в году – летом по рекам, в холодное время по «зимникам».
- При этом нужно выстроить процесс так, чтобы наше производство было загружено равномерно. Завод способен ежедневно производить такое количество труб, которыми можно загрузить 125 железнодорожных вагонов. А станция, на которой будут эти трубы разгружать, в состоянии «переварить» лишь 20 вагонов в сутки. Это лишь один пример из того множества задач, которые предстоит решить российским трубникам. Но я не сомневаюсь: мы с ними успешно справимся.
-
В Челябинске вандалы умышленно повредили водоотводную сеть (ВИДЕО)04 августа 2024, 17:00
-
Арт-резиденция стартовала в Челябинске26 февраля 2024, 12:28
-
В Челябинске запущен завод по производству электробусов и троллейбусов10 марта 2023, 16:00
-
Текслер оценил троллейбусы, которые поставят в Челябинск и начнут производить на ЧТПЗ16 июня 2022, 15:30
-
На ЧТПЗ будут производить троллейбусы16 июня 2022, 15:08