Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Сергей Скрынник: госзакупки на конкурсной основе экономят государству миллиарды рублей

Фото Сергей Скрынник: госзакупки на конкурсной основе экономят государству миллиарды рублей

Закупка материалов, товаров и услуг для государственных нужд осуществляется на конкурсной основе. В Челябинской области этим в течение пяти лет занимается Главное управление материальных ресурсов (ГУМР).

Корреспондент агентства "Урал-пресс-информ" встретился с начальником отдела государственных закупок ГУМРа Сергеем Скрынником и попросил его рассказать о том, как происходят госзакупки.

-Сергей Васильевич, когда было создано Главное управление и чем было вызвано его появление?

-Наше управление было создано в 2000 году. Базовым документом, на основании которого оно создавалось, был указ президента №305, изданный в 1997 году. Указ был направлен на борьбу с коррупцией.

В те смутные времена взаимозачетов областной бюджет нес большие потери из-за непрозрачности закупочных схем для государственных нужд. Трудно было оценить всю цепочку расчетов между различными хозяйствующими субъектами. Практически, это был натуральный обмен.

Когда экономическая обстановка в стране стабилизировалась и появилось достаточное количество денег, я подчеркиваю, именно денег, а не просто материальных ценностей у предприятий для расчетов с бюджетом, а у бюджета – для закупки товаров и услуг для государственных нужд, вот тогда, вместе со вступлением в силу нового бюджетного кодекса, который однозначно запретил взаимозачеты при расчетах с бюджетами всех уровней, именно тогда и началась работа по оптимизации закупок для госнужд.

По сравнению с другими областными структурами наше управление молодо, но оно уже доказало свою необходимость, жизнеспособность и эффективность.

Общая сумма экономии денежных средств областного бюджета, которую обеспечило управление за пять лет работы, составила более миллиарда рублей.

Это, если и не прямая, то опосредованная прибавка в областной бюджет, то есть больные получили больше лекарств, школы – больше продуктов питания для учеников, и так далее.

-Расскажите об отделе госзакупок, который вы возглавляете.

-Наш отдел – это видимая часть айсберга. Мы у всех на виду, к нам обращается заказчик, с нами контактируют претенденты на поставку товаров и услуг.

Мы проводим конкурсы. Все остальное "остается за кадром". Получение заявки, публикация объявлений, подготовка конкурсной документации – всю эту работу осуществляют наши коллеги.

Мы вступаем в игру за день до конкурса.

Вот передо мной папка, так называемое конкурсное дело. В ней – конверты с заявками претендентов. Я, как начальник отдела закупок и будущий секретарь конкурсной комиссии, проверяю наличие документов, необходимых для участия в конкурсе и их соответствие требованиям. По результатам этой проверки происходит допуск на конкурсную комиссию.

На комиссии докладывается о поступивших заявках, и вскрываются конверты.

Конвертов два.

Один большой, с открытой документацией, на основании которых претендент допускается на конкурс. Второй конверт находится внутри первого. Он запечатан. Именно в нем – закрытая для всех до момента оглашения на конкурсной комиссии информация, содержащая таблицу цен и условия поставки.

После оглашения информации претендентов комиссия оценивает предложения с точки зрения их выгоды для области, и принимает решение.

Отмечу, что цена не всегда является решающим показателем. Одним из требований является соответствие того, что предлагает претендент, заявленным техническим требованиям.

При необходимости мы привлекаем экспертов, иногда из других городов.

Бывает так, что претендент, проигравший конкурс, обращается в суд. Что ж, у нас все гласно, открыто, вся процедура конкурса строго соответствует требованиям закона.

Именно благодаря этой открытости на наших конкурсах бывает до сорока претендентов на одну заявку, причем география претендентов – практически вся Россия. Все они отмечают высокий уровень проведения конкурсов, соответствие закону. Часто отмечается, что в других регионах нерезиденту очень трудно даже просто стать участником конкурса, не говоря уже о вероятности победить в нем

В некоторых регионах за участие в конкурсе взимается сбор до 25 тысяч рублей. Наши участники конкурсов не платят ничего.

-Чем челябинское Управление отличается от управлений в других регионах?

-Почему у нас все так отработано? Наш регион был в числе трех пилотных регионов. Первые три года мы работали под неусыпным надзором Министерства экономики и развития Российской Федерации и Всемирного банка реконструкции и развития. Это был эксперимент по развитию рыночной экономики, ведь конкурсные закупки – один из рычагов рынка. Два три раза в год нас проверяли, смотрели, как мы работаем, давали рекомендации. Надо сказать, что нами были неизменно довольны. Мы участвовали в корректировке областных законов, и теперь областное законодательство в нашей сфере соответствует всем требованиям международного права.

И теперь, бывая на различных мероприятиях в разных регионах России, я слышу, как и официально, и в кулуарных беседах, наше управление оценивают очень высоко. К нам часто обращаются за консультациями наши коллеги из других субъектов федерации, приезжают к нам на стажировку.

Можно привести такой пример – на последнем семинаре мое выступление заняло десять минут, и еще более сорока минут я отвечал на вопросы коллег.

Вот предо мной Закон 94 ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров и услуг". Очень многие положения этого закона были предложены и апробированы на основании опыта нашего управления. Это тоже, я считаю, говорит о высоком уровне работы управления.

-В свое время было очень много разговоров вокруг "электронных закупок". Реализован ли этот проект?

-Что касается электронных закупок, то нами было заказано программное обеспечение, были проведены опытные торги. Система в принципе работает, однако для ее функционирования нет законодательной базы. До сих пор не отменена подача заявок на конкурс в бумажном виде, а дублирование процесса в электронном и бумажном вариантах удорожает и усложняет проведение торгов.

-Есть ли среди госучреждений понимание важности закупок через ГУМР?

-Сегодня у меня был конкурс номер 308. К концу года их будет около пятисот - примерно на сотню больше, чем в прошлом году. Это означает, что все больше госучреждений области понимают, что размещение заказов через наши конкурсы – это реальное средство экономии средств. А эти сэкономленные средства никуда не уходят, и на них можно приобрести дополнительно и медикаменты, и горючее, и продукты для школ.

Впрочем, я об этом говорил в начале нашей беседы.

Комментарии 0