Записки чекиста

Фото Записки чекиста

В 2013 году вышла книга "Управление ФСБ России по Челябинской области.

Отдел в городе Магнитогорске. История. Воспоминания и факты". В основу её положены повествования о работе в подразделении его бывших руководителей: Ю. Полякова, В. Недорезова, В. Лаврищева, А. Ненашева.

Коллективный труд вызвал определённый интерес не только в чекистских кругах региона, но и у представителей общественности. У одного из авторов - Виктора Лаврищева - возникла мысль скорректировать и дополнить содержание собственного раздела в книге, а также подробно рассказать о себе, своей службе, товарищах по оружию. Автор также попытался разобраться в причинах репрессий тридцатых годов, изложил своё видение складывающейся в СССР обстановки до его распада.

"Тайна Андропова"

Виктор Григорьевич - полковник в отставке. Ветеран органов ФСБ России. Родился в 1942 году в селе Вороново Колпнянского района Орловской области. Начал службу в Троицком отделении управления КГБ СССР по Челябинской области. В течение двенадцати лет работал на различных должностях в областном управлении. Неоднократно выезжал в заграничные командировки. Закончил Высшую школу КГБ СССР. Шесть лет руководил Магнитогорским городским отделом государственной безопасности.

"Альтернативы закону нет. Записки ветерана ФСБ России". Так назвал он свою книгу, посвятив её столетию со дня рождения Юрия Андропова.

- Юрий Владимирович внёс решающий вклад в дело укрепления законности в работе органов государственной безопасности, - считает Лаврищев и приводит его слова из книги Роя Медведева "Тайна Андропова": "КГБ не чрезвычайный орган, - не раз подчёркивал он. - Наша сила как раз в том и заключается, что органы безопасности действуют на основе неукоснительного соблюдения законов. И это не только не ослабляет, а, наоборот, усиливает эффективность нашей работы… Сейчас, как никогда, важно, что наша деятельность хорошо вписалась в конституционные основы. Иначе она будет неизбежно приходить в противоречие с объективными процессами развития общества, расширения и углубления демократии… Надо раз и навсегда отказаться от мысли, что, коль мы чекисты, значит, нам можно то, чего нельзя другим. Думать так - значит совершать серьёзную ошибку, наносить непоправимый вред престижу органов госбезопасности в глазах народа…"

В записках ветерана ФСБ красной нитью обозначена тема необходимости строжайшего соблюдения органами государственной безопасности (и не только ими) закона. Отклонение от закона неизбежно приводит к людским трагедиям, нарушению прав и свобод граждан и, как правило, - к трагедиям в жизни самих сотрудников.

- Андропов не повторил ошибок своих предшественников и сумел избежать расширения репрессивных мер, даже несмотря на упрёки в либерализме и постоянном давлении сверху о необходимости "закручивания гаек", - отмечает Лаврищев, возглавлявший Магнитогорский горотдел госбезопасности в один из острейших периодов в истории нашей страны.

Тревожный август 1991-го

"Заступая в 1986 году на эту дожность, я ещё не осознавал, что основные сложности в работе будут связаны с совершенно новым курсом развития страны, который стал выстраивать пришедший Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв, - пишет Лаврищев.- Это перестройка, гласность, открывшийся процесс реабилитации репрессированных в годы сталинской эпохи, борьба с пьянством. Органам государственной безопасности пришлось действовать в совершенно непривычных условиях. Обычно закрытые, непубличные, они были вынуждены реагировать на многочисленные вопросы необычно раскрепостившейся общественности, конкретных людей.

Тогда было важно объяснить и показать людям, что для современных чекистов неприемлем стереотип восприятия нынешних органов государственной безопасности аналогично предшествовавшим - периода сталинской эпохи. Что мы осуждаем политику репрессий, что органы государственной безопасности конституционная, законопослушная структура".

В книге детально освещена динамика событий политической жизни того периода и в августовские дни 1991 года. Общественность Магнитки просто бурлила. В городе возникали различные неформальные объединения. Например, "Зелёные", открыто и резко обращавшие внимание жителей города на угрожающую экологическую обстановку, призывали закрыть комбинат. Другие объединились в общественную самодеятельную организацию "Встречное движение". Члены этой группы громко заявили о недостатках государственной системы.

- Мы ломали голову, что делать с ними, - вспоминает полковник в отставке. - Если в выступлениях многих депутатов на заседаниях Верховного Совета СССР, в полном объёме транслировавшихся в прямом эфире, поднимались темы и делались обобщения (не в пример магнитогорцам), фактически ставившие крест на основах существовавшего общественно-политического строя. От нас требовались твёрдая выдержка, терпение. Поэтому мер по воспрепятствованию деятельности упомянутых "Зелёных" и "Встречных" и иных аналогичных групп мы не предпринимали. Тем более что планов насильственного свержения общественно-политического строя они не предлагали.

Против беззакония и репрессий

Несомненная заслуга автора в том, что он сумел раскопать неизвестные факты, отражающие обстановку, начиная с 30-х годов, в Челябинской области, с её стратегическими оборонными объектами, а также в крупнейшем индустриальном центре, каким является Магнитогорск, с флагманом отечественной металлургии - ММК. Читатель немало узнает о расследованиях чекистами ряда резонансных преступлений в Магнитке и на Южном Урале. Под иным, малоизвестным, углом зрения представлены образы И.Сталина, Ф. Дзержинского, Ю. Андропова, А. Завенягина и других.

Принято считать, что государственная машина тридцатых годов деформировала убеждения и психику людей, особенно причастных к судебно-репрессивной системе. Виктор Лаврищев считает, что многие правоохранители не утратили в тот период человечности и сострадания к людям.

В этом отношении показательна представленная в книге биография Авраамия Павловича Завенягина - бывшего директора Магнитогорского металлургического комбината. Являясь с марта 1941 года до смерти Сталина заместителем наркома внутренних дел, он сумел сохранить уважение к людям, участвовал в судьбе тех, кто оказался жертвой государственного произвола, нарушения прав человека. Не случайно после кончины вождя всех народов руководители центрального аппарата НКВД и на местах понесли наказания за допущенные нарушения закона, а А. Завенягин был награждён второй звездой Героя Социалистического Труда. На XX съезде КПСС его избрали в состав ЦК партии, назначили заместителем председателя правительства СССР.

В "записках" рассказывается и о малоизвестных фактах зарождения Магнитостроя, начале строительства города и металлургического комбината. Магнитку строили не только и не столько романтики. Стройка поглотила жизни тысяч переселенцев и заключённых.

Актуален раздел о работе чекистов по реабилитации незаконно репрессированных граждан. Поводом для обвинения мог послужить, например, донос, который обнаружен в следственном деле арестованного 27 декабря 1937 года поэта-первостроителя Магнитки Бориса Александровича Ручьёва и магнитогорской писательской организации: "При выпуске журнала "За Магнитострой литературный" первые его страницы открывались стихами и рассказами Макарова, Люгарина, Ручьёва, а всех остальных поэтов печатали в конце…" Откровенная зависть стоила Ручьёву нескольких лет несвободы в "краю глухих полярных зим".

Они пришли с ММК

В книге показана деятельность Магнитогорского отдела государственной безопасности в неразрывной связи с трудовыми коллективами, в частности, с металлургическим комбинатом. Подчёркнута роль директоров ММК Авраамия Павловича Завенягина, Григория Ивановича Носова, Ивана Харитоновича Ромазана, Анатолия Ильича Старикова, Виктора Филипповича Рашникова и других в переломные для страны исторические периоды.

Виктор Лаврищев пишет, что многие из его коллег пришли в городской отдел КГБ с металлургического комбината. В. Свистунов - бывший работник ЖДТ,

Б. Пучков трудился мастером на горно-обогатительном производстве. В мартеновском цехе № 1 работал А. Ненашев, возглавлявший горотдел с 1992 по 2010 годы. Полковник запаса В. Недорезов, руководивший чекистами Магнитки с 1974 по 1986 год, начинал вальцовщиком на комбинате.

Виктор Григорьевич Лаврищев также вышел из производственной среды: "Рос я в семье со скромным достатком. Отец, Григорий Гаврилович, награждённый двумя орденами Отечественной войны, после контузии и тяжёлого ранения в боях на Курской дуге был выписан из госпиталя, где ему ампутировали ногу. О его возвращении в прокатный цех ММК, где он работал в довоенный период, не могло идти и речи. А пенсии инвалидов-фронтовиков после войны были небольшие...

Формирование моего характера началось именно на производстве: в большом и славном коллективе основного механического цеха ММК, куда я пришёл после окончания ремесленного училища № 1 работать по специальности слесаря по ремонту промышленного оборудования. О цехе, людях, работавших там, сохранились самые тёплые воспоминания. Меня - семнадцатилетнего, фактически подростка, назначили руководителем бригады на базе малотокарного отделения из таких же "ремесленников", специализировавшихся на нарезке резьбы в деталях, изготовленных в отделении.

В цехе я встретил верную подругу на всю жизнь - Нину Соловьёву. С тех пор у меня друзья "из цеховых". С B. Дайновцом, например, с которым мы учились в ремесленном училище, работали в одной бригаде, и сейчас встречаемся семьями. Он окончил вечернее отделение горно-металлургического института. Работал на ММК. Не менее тёплые отношения и с "однокашником" по ремесленному Б. Желтоуховым - заслуженным металлуpгом России".

С открытой душой

В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне автор подчёркивает выдаюшийся вклад Челябинской области, Магнитки, конкретных людей в достижение Победы. Двадцать сотрудников областного управления государственной безопасности погибли на войне. Среди них четверо - сотрудники магнитогорского отдела. Тридцать два работника подразделения участвовали в войне. Одному из них - лётчику штурмовой авиации Григорию Тимофеевичу Васеву - присвоено звание Героя Советского Союза. На примере своей семьи автор напомнил о трагизме людей, оказавшихся в годы войны на оккупированной германской армией территории.

Читатели из книги узнают о планах руководства фашистской Германии подготовки диверсий на промышленных объектах Урала, в частности, на Магнитогорском металлургическом комбинате, и конкретных действиях по их предотвращению.

Традицию старшего поколения защищать с оружием в руках интересы государства продолжили последующие поколения чекистов. Четверо сотрудников горотдела выполняли интернациональный долг в Афганистане, одиннадцать - участвовали в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. Большинство удостоены государственных наград.

- Эту книгу я писал с открытой душой и большой любовью к Магнитке, - признался Виктор Григорьевич Лаврищев. - Оглядываясь на прожитые годы, я сделал вывод, что главное достижение в жизни, безусловно,- семья, любимая работа и то, что есть люди, которые на протяжении многих десятилетий дорожат бескорыстной дружбой. Встречи с ними для меня всегда праздник…

Фото Евгения Рухмалева

Комментарии 0
    Новости по теме ОАО «ММК»