Челябинск покажет новую версию оперы «Евгений Онегин». Чего ждать от премьеры?
Над постановкой трудилась международная команда: дирижер-постановщик Евгений Волынский, режиссер-постановщик из Польши Михал Знанецкий, итальянский художник-постановщик Луиджи Сколио, художник по костюмам Елена Сластникова, балетмейстер Юрий Клевцов.
«Опера «Евгений Онегин» родилась после долгого обсуждения с режиссером, предложившим свое видение этой красивой и всемирно известной истории любви, - рассказал художник-постановщик Луиджи Сколио. - Слова, которые могут охарактеризовать эту постановку: «застывший», «вода», «лед», «холод», «полный страсти». Почему лед? Мы с режиссером пытались представить, как сделать пространство заледеневшим. Таким, как сердце Онегина в начале истории. Поэтому деревья покрыты льдом, а декорации созданы из зеркал. Зеркало – это очень важный элемент постановки. Каждый человек и предмет отражается в зеркале. Зеркало может увеличивать количество, разоблачать, сбрасывать маски с лица человека и обнажать душу, открыть истинные намерения или, наоборот, разрушить все».
«Я иностранец и по-другому смотрю на постановку этого произведения, - рассказал режиссер-постановщик Михал Знанецкий. - В России я смог познакомиться с солистами, которые понимают Пушкина и с детства знают эту историю. Это моя десятая постановка. Например, в других странах я предлагал артистам обратить внимание на декорации и попробовать прочувствовать Пушкина и Чайковского. Здесь же нам удалось углубиться в характер героев».
В постановке используется лед и вода – это большой риск для создателей, и очень необычные, даже можно сказать, не совсем удобные условия для работы солистов и балета. Идея такой необычной постановки кроется в «замерзшем» сердце Онегина, которое в течение всей оперы тает и превращается в воду.
«Я не хотел следовать опере, как ее написал Пушкин. Я хочу следовать за Чайковским, - говорит Знанецкий. - Я делал постановки в Аргентине, Уругвае, Хорватии и Польше, и там пытался передать чувства публике, которая не понимает и не знает ни Чайковского, ни Пушкина. Для этого использовались лед и вода. Конечно, сначала солисты оперы и артисты балета и хора очень испугались воды в постановке, потому что думали, что заболеют. Солисты беспокоились, что потеряют голос. Но вода помогает добавить энергии в оперу. И классический полонез вызывает больше эмоций. Когда в последней сцене Онегин пропускает через руки воду, он понимает, что потерял Татьяну навсегда. Например, раньше на репетициях, когда не было воды, солисты не обращали внимания на эту важную составляющую. Они считали, что вода лишняя. Когда же они впервые репетировали с водой, то они поняли, какую силу она в себе несет».
«Конечно, вода создавала сложность, но она дает огромный эффект, и для пошива костюмов мы использовали много капрона, тафты, которые легко сохнут, в которых не будет тяжело артистам балета и солистам, - рассказала художник по костюмам Елена Сластникова. - Создавая эскизы костюмов к спектаклю, я хотела отразить их принадлежность к нашей национальной культуре. Сама сценография уже дает какую-то абстракцию, форму, решение, которое и должно присутствовать в костюмах. Мы делаем историческую реконструкцию, но и некую форму, которая ярко выражает задачи режиссера, они ясные и выразительные. Я надеюсь, что спектакль получится красивым, и мы справились со всеми его техническими сложностями и особенностями. Например, картина, где действие происходит в воде, возможно, это кажется несколько экзотическим, но эффект будет красивым!»
«Считаю, что этот спектакль должен идти в каждом российском театре. Опера «Евгений Онегин» - творческий синтез двух русских гигантов: Пушкина и Чайковского, двух гениев русской культуры, поэтому мы ответственно подошли к выбору постановочной группы и специально летали в Европу знакомиться с творчеством наших постановщиков, - рассказал дирижер-постановщик, главный дирижер Евгений Волынский. - Я считаю – это будет интересный симбиоз европейского и русского прочтения палитры спектакля».
Кстати, история, разворачивающая на челябинской сцене, - это история Татьяны. Ее любви, переживаний, метаний и страданий. Она – центральная фигура постановки. Многие «знаковые» моменты произведения Пушкина убраны режиссером из постановки, поскольку, по его мнению, музыка гораздо полнее может передать сюжет, нежели действия на сцене.
«Такая любовь, которая случилась у Татьяны, может случиться с каждым из нас, и такую любовь мы не в силах контролировать, - рассказала художник по свету, помощник режиссера Зофия Довьят. - Если сказать проще, то история Татьяны проста – она влюбилась, она совершенно искренна и верит своему чувству. У Онегина же «все сложно». Он неким образом отдаляется от ситуации и изучает ее со стороны. Наблюдает, что происходит с Татьяной, с ним самим, открывает в себе что-то новое».
Работа балетной группы стоит отдельного внимания. Хотя по времени балетные вставки достаточно короткие, их эффектность и уместность нельзя не отметить.
«Непривычное прочтение оперы Евгений Онегин, возможно, вызовет разные эмоции, - Рассказал балетмейстер-постановщик Юрий Клевцов. - Балет в оперных спектаклях – это всегда украшение произведения и, конечно, дает возможность оживить спектакль, сделать его более привлекательным».
Премьера спектакля «Евгений Онегин» назначена на 8 и 9 апреля, а также 8 мая. Главные партии в опере исполнят Владимир Боровиков, Сергей Гордеев, Александр Сильвестров, Анастасия Лепешинская,Анна Костенко, Наталья Даренских, Гузелья Шахматова, Павел Чикановский, Михаил Меньшиков, Павел Локшин, Дмитрий Шарманов, Любовь Бородина, Наталья Заварзина, Марина Новокрещенова и Мария Фролова.