Завтра, 7 ноября, в Новом художественном театре Челябинска сыграют премьеру спектакля «Нос в белую ночь». В основе постановки «Петербургские повести» Гоголя, инсценировка для театра сделана Вадимом Радченко.
«Идея родилась давно. Еще когда я учился в ГИТИСе на курсе Анатолия Васильева, мы много занимались Гоголем, экспериментировали. Позже мой товарищ Вадим Радченко написал, точнее, скомпоновал историю, в которую вошла и часть наших студенческих опытов, прислал ее мне: «Посмотри». Мы созванивались, обсуждали, а прошлой осенью начали репетировать», - рассказал худрук НХТ Евгений Гельфонд.
Как рассказала пресс-секретарь областного минкульта Виктория Олиферчук, по замыслу постановщика на сцене разворачивается карнавал грехов, где мистический гоголевский Невский проспект превращается в подиум между Жизнью и Смертью и на этом подиуме проходит дефиле пороков, владеющих человеческим существом.
Чтобы передать мистику Гоголя вкупе с мистикой Петербурга в театре решили заняться визуализацией, для чего пригласили в качестве помощника режиссера по пластике из Петербурга Ксению Петренко. В арсенале Петренко премия «Золотая маска» за работу в Liquid Theatre, а также несколько совместных спектаклей в НХТ – «Панночка», «Чморик», «Светлые души».
Иллюзорность и мистику артисты пытаются передать с помощью вполне обычных вещей – бумаги, тазиков, которые благодаря фантазии превращаются во что угодно, даже в корабли, плывущие по Неве.
В спектакле достаточно много пластических сцен. «То, что мы делаем, – это вовсе не танцы. Для меня важно, чтобы пластическая сцена буквально пришлифовалась к тексту», - объясняет Ксения Петренко.
Художественная сторона спектакля решена в стиле steampunk: механистические детали, ремни, зубцы и шестерёнки, из которых вырастают фантасмагорические образы. Как внешнее выражение внутреннего превращения человека в механизм, steampunk видится верным и точным художественным решением спектакля. Причем это не только декорации, ими украшены костюмы актеров.
Кстати, чтобы собрать необходимое количество деталей в театре даже объявляли сбор старых механических часов. «Наше обращение было услышано, за все время нам удалось собрать два тазика старых часов. Некоторые были в очень приличном состоянии, их мы разбирать не стали, а остальные пошли в дело», - уточнила завлит НХТ Майя Брандесова.
Оригинальные костюмы дополняет музыкальная партитура спектакля, которая по большей части исполняется вживую – актеры освоили премудрости игры на духовых инструментах и в спектакле звучит настоящий оркестр.