На челябинской Бажовке - архангельские «Козули»

Фото На челябинской Бажовке - архангельские «Козули»

«Город мастеров» - одна из самых интересных и оживленных площадок фестиваля, где представлены разнообразные изделия, на мастер-классах русские умельцы делились своими секретами, желающие могли купить поделки.
В этом году в «Городе мастеров» было более 250-ти участников, а когда-то, по словам экс-директора Областного центра народного творчества Виталия Топтунова, этой площадки не было вообще. На фестиваль приезжали в основном коллективы и исполнители, а будущий город вырос вместе с Бажовкой из нескольких человек, ежегодно представляющих свои творения.

Идея назвать площадку «Городом мастеров», где представлены творческие силы региона и страны пришла именно Виталию Топтунову. Смысловая нагрузка «Города мастеров» - это ожившие сказы Бажова. Человек, его золотые руки, его умение взять все от природы, используя свои талант и вдохновение, и вернуть нам в виде неповторимых изделий и поделок.

На минувшем фестивале было представлено ткачество, текстильная кукла, плетение из лозы, батик, ручная вышивка и вязание, глиняная игрушка, резьба по дереву, лоскутное шитье, работа с берестой и камышом, гончарные и живописные работы, изделия из бисера и стекла.

Настоящей изюминкой на ярмарке стали хлебные лакомства – пряники по рецептам 14-17 веков. Их делает Светлана Береговая из Миасса Челябинской области. Рецепт архангельских «Козуль» в 2000 году привезла ее сестра из Архангельска. По словам Светланы, первоначально пряник — ритуальное печенье, в состав которого обязательно входили мед и ягоды. Готовили такое печенье в каждой семье по определенным праздникам. С 17 века пряники изготавливали на продажу, а пряничное дело стало распространенным народным промыслом в России.

Пряники делали из ржаной или пшеничной муки, на меду, сахаре или патоке; тесто могло быть постным и кислым с различными травами - пряностями. У каждой хозяйки был свой уникальный рецепт, который бережно хранился в семье и передавался из поколения в поколение.

Но не все зависело от женщин, свою руку к изделию прилагали и мужчины, они вырезали деревянные или жестяные формы для пряников с замысловатыми рисунками.

Пряниками украшали рождественские деревья, дарили на именины и свадьбы. После революции в России пряничников преследовали, чудом сохранилась традиция изготовления Тульского пряника, некоторые хозяйки также сберегли древние рецепты.

Светлана не только стала наследницей секрета изготовления архангельского пряника, но и внесла в него свои коррективы: слишком уж твердый получался – как печенье, поэтому добавила мед. Он не только придает изделию мягкость, но и позволяет хранить его в течение года, при этом пряник остается таким же свежим и ароматным.

Формы для своих пряников мастерица делает сама, «Козули» (олени были культовыми животными у северных народов) - одна из основных. К Ильменскому фестивалю авторской песни Светлана делает пряничные гитары, а на Бажовку круглые расписанные глазурью пряники с надписью «Бажовский фестиваль-2008».

В Миассе Светлана планирует открыть собственную пряничную лавку, ведь ее изделия пользуются необыкновенным спросом. Она неоднократно выставляла свои пряники на экспозициях в столице Южного Урала, Москве.

Среди челябинцев тоже есть неплохие кулинары. Но свои печатные пряники из заварного теста они делаю исключительно для Бажовского фестиваля.
Фото Ирины Пономаревой

Комментарии 0