В Челябинске открывается выставка «Сохраняя историю. Музейная реставрация»

Фото В Челябинске открывается выставка «Сохраняя историю. Музейная реставрация»

«Обыватели далеки от такого понятия как реставрация,— говорит заведующая реставрационной мастерской челябинского исторического музея Надежда Маткина.— В городе, где развита металлургия, а никак не реставрационное дело, реставраторы не появятся сиюминутно. Их нужно обучать, выращивать не один год. Поэтому реставраторами чаще всего становятся сотрудники музея. Это люди по-настоящему увлеченные своим делом».

[title]

У них разное образование – историческое, художественное, искусствоведческое, педагогическое. К примеру, таксидермист Николай Балдин – учитель биологии, географии, Алексей Шапиро – историк с археологическим уклоном. Специалист по графике Надежда Маткина окончила с красным дипломом исторический факультет ЧелГУ как искусствовед. И каждому из мастеров пришлось пройти непростой путь освоения редкой профессии.

«Когда я пришла в музей, даже не представляла как можно восстановить шелковую ткань (и любую другую), убрать разрывы, восполнить утраченные фрагменты,— рассказывает реставратор тканей, по образованию инженер-технолог швейных изделий Зинаида Багина.— Меня сразу же направили на стажировку в Екатеринбургский краеведческий музей, чуть позже — в Эрмитажную школу реставрации. Первое время я консультировалась с коллегами по каждой вещи».

Это было в 2006 году. А теперь Зинаида Святославовна – настоящий мастер. На выставке в историческом музее представлен отреставрированный ею башкирский костюм ручной работы. О самых важных этапах реставрации она рассказала на примере фартука, который ни разу не экспонировался (в фонды поступил в 1959 году). Ткань сильно обветшала, на ней было много утрат, рассечений, разрывов. Во многих местах стояли заплатки, зашитые грубыми черными нитками.

«Сначала я сделала водную чистку, убрала черные нитки. А ниточки основы, которые сохранились, аккуратно расправила, уложила как надо, ничего не обрезая,—продолжает Зинаида Багина.— Потом укрепила дублировочной хлопковой тканью (подбирается точно по фактуре, составу ткани, окрашивается в нужный тон). Это делается через лупу, очень тонкими нитями. Они постоянно путаются, цепляются, зато для глаза практически незаметны. Главное – сохранить вещь в первоначальном виде. Чтобы в будущем, когда появятся новые технологии и реставраторы захотят сделать по-другому, можно было мои ниточки убрать, не повредив ткань и через 50, и через 100 лет».

Фото их архива музея

Комментарии 0
    Новости по теме Исторический музей