«Звездам» художника Игоря Белковского исполнилось четверть века
Радостным цветом художник из Челябинска Игорь Белковский старается писать картины даже на самые печальные темы
Одна из публикаций о художнике-живописце Игоре Белковском называлась: «После «звезд» художник написал портрет …бомжа».
С этого и начался наш разговор, когда художник приехал на малую Родину в Челябинск. По семейной традиции это происходит в конце лета.
Что нужно для счастья
- Серия «Российские звезды в домашней обстановке» сделала меня известным портретистом, - рассказывает Игорь Белковский. - Началась она ровно 25 лет назад с портрета Владимира Винокура. Среди последних картин в этом цикле стал портрет кинорежиссера Владимира Меньшова. Никиту Михалкова хочу написать, – отметил портретист.
Что касается героев «из эстрады», то отношение к ним у меня изменилось. Это больше представители шоу-бизнеса, чем искусства. Думаю, хорошо, что вовремя сделал те портреты, что уже написаны мной почти двадцать лет назад. Сейчас вряд ли бы стал их писать.
А бомж. Это - из серии картин на социальную тему, которых после трагедии с дочерью у меня появилось уже немало (после аварии дочь художника Настя лишилась ног – ред.). Написал портрет дочери в протезах. Контраст тонкой девичьей фигурки в ажурном платье и этих металлических ног. Такой портрет, наверное, будет шокировать публику. Что ж, пусть видят, что есть другая сторона жизни. Поймут, что иметь руки и ноги – это уже счастье, по крайней мере, без них быть счастливым очень трудно, как и просто жить.
- Заказчики портретов – это люди обеспеченные , но, кроме финансовой составляющей, нужно еще понимание ценности портрета.
- Убеждаюсь, что ценность рукописных картин возрастает с развитием различной печатной техники. Так было всегда. Когда лошадь перестала быть средством перевозки седока или телеги, она стала символом определенного статуса, ценность ее выросла. Так же и с часами – старинными, настенными, механическими. Они утрачивают свою первоначальную функцию – показывать время, для этого есть смартфон, радио и многое другое. А такие часы становятся вещью антикварной, опять же подчеркивая определенный статус владельца. Подобное происходит и с живописным портретом.
Был у меня заказчик – бизнесмен, чье имя, наверное, мало кому что скажет, но он заказал в общей сложности три портрета. К юбилею – отца, потом мамы, затем двойной портрет – себя с женой. Он гордился тем, как сам мне сказал, что уже может позволить себе иметь портрет, написанный художником, который ему нравится. По его же словам – это показатель статуса.
Кстати, и сто, и двести лет назад портрет, написанный маслом, был показателем статуса в обществе.
Для фантазии нужно другое место
- Часто на портретистов «нападают» за то, что их работы напоминают фотографии, что они слишком похожи на оригинал. Сталкиваться с этим приходилось самому?
- Портрет конкретного человека, написанный с вольной творческой фантазией, - это не портрет в классическом смысле. Самовыражаться можно в любом жанре. Но не тогда, когда речь идет о заказном портрете. Надо уважительно относиться к портретируемому, это, во-первых.
Фантазии здесь могут быть только в композиции, выборе фона, каких-то элементов интерьера. А что касается лица человека, даже рук, то чем тщательней это написано и выписано, тем ценнее для заказчика. Даже самый большой любитель авангарда, если его самого написать в такой же абстрактной манере, вряд ли оценит такой портрет и работа будет принята.
С воробьем не угадал
- Вспомню такой случай. В общении с знаменитым актером Александром Калягиным обратил внимание на выразительные жесты руками, пальцами. Это подсказало появление в его портрете стакана воды, на котором сидит воробей. В этом было что-то мистическое, загадочное. Но это-то в реалистическом портрете герою картины не понравилось: а что здесь воробей делает?
В результате воробей «улетел» из картины. Это еще раз подтверждает – фантазии, когда пишешь портрет не для себя, а для конкретного заказчика, недопустимы. Смысла нет писать так, как не понравится заказчику.
Академики с Урала
- Академиков в искусстве из Челябинска было немного. Вспоминается скульптор Лев Головницкий, чьи памятники «Орленок», Ленину на площади Революции и Танкистам-добровольцам хорошо знакомы каждому челябинцу, а монументы «Первая палатка» и «Тыл-фронту» - каждому магнитогорцу.
- Помню встречи с ним в детские годы, когда мой отец много общался с Львом Николаевичем и часто брал нас с братом с собой к нему в мастерскую.
И как-то даже вместе отмечали Новый год. Попробовали тогда «картошку по-головницки» - разрезалась вдоль пополам и запекалась на протвинях в духовке. Срезанная сторона коричневела, надрезалась, и туда клался кусочек сливочного масла. Было очень вкусно и нигде такого тогда просто не ели и не встречали.
Остались, конечно, и другие детские впечатления от встреч с Головницким. Он был великолепным мастером графики. Помню и его советы мне, касающиеся рисования, когда он сам показывал мне, как нужно правильно класть штрихи на бумагу, чтобы это лучше выражало форму того, что ты рисуешь. Это все осталось в памяти. Так же, как уроки в мастерской Анатолия Николаевича Ладнова, челябинского живописца. С ним меня тоже познакомил отец и класса с пятого Ладнов давал мне уроки в своей мастерской, совершенно бесплатно. Могу сказать, что то, что заложили эти два человека – в первую очередь Ладнов и Головницкий, несомненно, сказалось на выборе мной профессии художника-живописца.
След «Золотого дождика»
В альбоме «Челябинск глазами художников» есть и юношеская работа Игоря Белковского «Золотой дождик»
- Этюд «Золотой дождик» был написан с натуры из окна. Эта работа стала первой в моей жизни коммерческой работой – то есть проданной с выставки. Купил ее студент для своей девушки к дню рождения. За пятьдесят рублей – немалые тогда деньги. Тогда впервые понял, что на живописи можно еще и что-то заработать.
Позже в память об этой проданной маленькой работе сделал второй увеличенный вариант юношеской картины, который висит у меня в мастерской, напоминая и о юности, и о родном городе. А будет выставка в Москве – увидят челябинский сюжет и москвичи.
Гжель, Хохлома и каслинское литье
- Картины из серии о народных промыслах России – Гжель. Хохлома – неоднократно выставлялись, в том числе, в Кремле в администрации президента. А есть и на Южном Урале замечательные промыслы – каслинское литье, златоустовская гравюра. Могли бы они стать героями такой серии, продолжить ее.
- Изделия каслинского литья, думаю, были бы выразительны в живописи. Если найдется заказчик для такой картины, она появится, думаю, в жанре натюрморта.
Впереди планеты всей
- Как-то на собрании Академии художеств тревогами поделился президент академии Зураб Константинович Церетели. Большую часть своего выступления он посвятил сохранению реализма в живописи в России. Отметил, что наблюдается проблема профессионального упадка. И что отношение к реализму, которое всегда было свойственно русскому искусству, меняется у молодежи под влиянием разных западных веяний. Подчеркнул, что в живописи именно реализмом Россия может быть сильна в мире.
Несколько лет назад был на «открытых дверях» в суриковском институте, который сам заканчивал. Поразило, что уровень мастерства студентов сопоставим был с уровнем в художественном училище. Но суриковский должен быть намного сильнее. И это, конечно, тревожит. Хотя, как шутят некоторые мои коллеги, чем меньше хороших художников, тем больше шансов для нас…
- Возвращаясь к современному портрету. В интернете множество объявлений – портрет по фотографии. Без фотографии художнику никак?
- Если говорить о героях моих портретов, то сами понимаете, времени часами сидеть и позировать у них нет. Поэтому делаю фотоэтюды, делаю их обязательно сам, не беру готовые фотографии. И дальше работаю в мастерской.
С тревогой стоит говорить вот о чем. Есть случаи, когда распечатывают на ткани фотографию, раскрашивают ее масляными красками и отдают заказчику как готовый живописный портрет. К сожалению, такими «фокусами» начали заниматься даже художники с хорошим образованием. Наверное, и такое «творение» может иметь место. Но об этом нужно сразу с заказчиком договариваться «на берегу» и стоимость такого «произведения» не может конкурировать с написанным портретом.
И тогда сам заказчик решит – нужна ему такая работа или нет, потому что, на мой взгляд, подобный портрет никакой уж точно художественной ценности иметь не может.
Поэтому, когда мы с заказчиком обсуждаем ход работы над портретом, говорю и про такую опасность для желающих сэкономить. Для большинства это оказывается шоком. Сам я сейчас фиксирую разные стадии работы над портретом, снимаю, как изображение на холсте меняется неделя за неделей – белый холст, вот рисунок на нем, вот первый слой красок. И так далее – этап за этапом. Таких этапов просто не будет, если делаешь портрет на печатном холсте с фотографией.
Китайцы выбирают лучшее
- Кстати, несколько раз ко мне в мастерскую приезжали галеристы из Китая. И когда что-то приобретали, снимали и на фото и на видео – и художника рядом с картинами, которые они приобретают, и мастерскую. Это нужно им, чтобы показать потом, что они были действительно у данного автора и что приобрели картины «из первых рук». Таково, видимо. было требование заказчика.
Китайцы, кстати, по крайней мере пока, интересуются русской реалистической живописью. Среди приобретенных у меня картин были купальщица, старинные книги, портреты цветов.
Общение с китайскими галеристами меня удивило тем, что в живописи они хорошо разбираются и выбирают лучшее.
Выставки и циклы
В разные периоды творчества Игоря Белковского художником были созданы несколько больших циклов картин – «Московские сюжеты», «Народные промыслы России», «Портреты цветов», «Российские звезды в домашней обстановке». Последний цикл принес художнику широкую известность. А «портреты цветов» в виде постеров большого формата разошлись по разным странам.
Последние несколько лет художник работает над циклом «социальных картин». Героями этого цикла становятся люди с ограниченными возможностями.
- Эти картины широкой публике еще не знакомы, - говорит художник. – Правда несколько картин были показаны на выставке в Совете Федерации. Произошло это по предложению супруги губернатора Челябинской области Ирины Текслер. На выставке мы познакомились и сделали фотографию на память у моей картины вместе с сенатором от Челябинской области Маргаритой Павловой.
Стоит отметить, что есть у Игоря Белковского несколько картин, посвященных Крыму, который он любит и где с удовольствием бывает с семьей летом.
В зале на выставках Игоря Белковского всегда было многолюдно. Как-то одну из выставок посетили кинорежиссер Никита Михалков с сыном. Один из известнейших людей России минут сорок внимательно знакомился с выставкой.
В книге отзывов оставил запись: «Это замечательно, что продолжает жить и развиваться отечественная школа живописи, в том числе и в лице продолжателя национальной традиции – Игоря Белковского. Желаю ему покоя, глубокого дыхания и свежих идей!».
Выставки художника проходили в ЦДХ, в стенах Госдумы и Совета Федерации, Московской городской думы и в администрации Президента России в Кремле.
Акцент на новой своей выставке художник хочет сделать на картины на социальные темы.
Первые их зрители, видевшие эти работы, отмечают, что в этой трудной теме художнику удается находить оптимизм и радость жизни.
Действительный член Российской академии художеств, отмеченный Золотой медалью Академии на своей малой родине в Челябинске стал лауреатом народной премии «Светлое прошлое».