Яндекс.Метрика

«Звездам» художника Игоря Белковского исполнилось четверть века

Фото «Звездам» художника Игоря Белковского исполнилось четверть века

Радостным цветом художник из Челябинска Игорь Белковский старается писать картины даже на самые печальные темы

Одна из публикаций о художнике-живописце Игоре Белковском называлась: «После «звезд» художник написал портрет …бомжа».

С этого и начался наш разговор, когда художник приехал на малую Родину в Челябинск. По семейной традиции это происходит в конце лета.

Что нужно для счастья

- Серия «Российские звезды в домашней обстановке» сделала меня известным портретистом, - рассказывает Игорь Белковский. - Началась она ровно 25 лет назад с портрета Владимира Винокура. Среди последних картин в этом цикле стал портрет кинорежиссера Владимира Меньшова. Никиту Михалкова хочу написать, – отметил портретист.

Что касается героев «из эстрады», то отношение к ним у меня изменилось. Это больше представители шоу-бизнеса, чем искусства. Думаю, хорошо, что вовремя сделал те портреты, что уже написаны мной почти двадцать лет назад. Сейчас вряд ли бы стал их писать.

А бомж. Это - из серии картин на социальную тему, которых после трагедии с дочерью у меня появилось уже немало (после аварии дочь художника Настя лишилась ног – ред.). Написал портрет дочери в протезах. Контраст тонкой девичьей фигурки в ажурном платье и этих металлических ног. Такой портрет, наверное, будет шокировать публику. Что ж, пусть видят, что есть другая сторона жизни. Поймут, что иметь руки и ноги – это уже счастье, по крайней мере, без них быть счастливым очень трудно, как и просто жить.

- Заказчики портретов – это люди обеспеченные , но, кроме финансовой составляющей, нужно еще понимание ценности портрета.

- Убеждаюсь, что ценность рукописных картин возрастает с развитием различной печатной техники. Так было всегда. Когда лошадь перестала быть средством перевозки седока или телеги, она стала символом определенного статуса, ценность ее выросла. Так же и с часами – старинными, настенными, механическими. Они утрачивают свою первоначальную функцию – показывать время, для этого есть смартфон, радио и многое другое. А такие часы становятся вещью антикварной, опять же подчеркивая определенный статус владельца. Подобное происходит и с живописным портретом.

Был у меня заказчик – бизнесмен, чье имя, наверное, мало кому что скажет, но он заказал в общей сложности три портрета. К юбилею – отца, потом мамы, затем двойной портрет – себя с женой. Он гордился тем, как сам мне сказал, что уже может позволить себе иметь портрет, написанный художником, который ему нравится. По его же словам – это показатель статуса.

Кстати, и сто, и двести лет назад портрет, написанный маслом, был показателем статуса в обществе.

Для фантазии нужно другое место

- Часто на портретистов «нападают» за то, что их работы напоминают фотографии, что они слишком похожи на оригинал. Сталкиваться с этим приходилось самому?

- Портрет конкретного человека, написанный с вольной творческой фантазией, - это не портрет в классическом смысле. Самовыражаться можно в любом жанре. Но не тогда, когда речь идет о заказном портрете. Надо уважительно относиться к портретируемому, это, во-первых.

Фантазии здесь могут быть только в композиции, выборе фона, каких-то элементов интерьера. А что касается лица человека, даже рук, то чем тщательней это написано и выписано, тем ценнее для заказчика. Даже самый большой любитель авангарда, если его самого написать в такой же абстрактной манере, вряд ли оценит такой портрет и работа будет принята.

С воробьем не угадал

- Вспомню такой случай. В общении с знаменитым актером Александром Калягиным обратил внимание на выразительные жесты руками, пальцами. Это подсказало появление в его портрете стакана воды, на котором сидит воробей. В этом было что-то мистическое, загадочное. Но это-то в реалистическом портрете герою картины не понравилось: а что здесь воробей делает?

В результате воробей «улетел» из картины. Это еще раз подтверждает – фантазии, когда пишешь портрет не для себя, а для конкретного заказчика, недопустимы. Смысла нет писать так, как не понравится заказчику.

Академики с Урала

- Академиков в искусстве из Челябинска было немного. Вспоминается скульптор Лев Головницкий, чьи памятники «Орленок», Ленину на площади Революции и Танкистам-добровольцам хорошо знакомы каждому челябинцу, а монументы «Первая палатка» и «Тыл-фронту» - каждому магнитогорцу.

- Помню встречи с ним в детские годы, когда мой отец много общался с Львом Николаевичем и часто брал нас с братом с собой к нему в мастерскую.

И как-то даже вместе отмечали Новый год. Попробовали тогда «картошку по-головницки» - разрезалась вдоль пополам и запекалась на протвинях в духовке. Срезанная сторона коричневела, надрезалась, и туда клался кусочек сливочного масла. Было очень вкусно и нигде такого тогда просто не ели и не встречали.

Остались, конечно, и другие детские впечатления от встреч с Головницким. Он был великолепным мастером графики. Помню и его советы мне, касающиеся рисования, когда он сам показывал мне, как нужно правильно класть штрихи на бумагу, чтобы это лучше выражало форму того, что ты рисуешь. Это все осталось в памяти. Так же, как уроки в мастерской Анатолия Николаевича Ладнова, челябинского живописца. С ним меня тоже познакомил отец и класса с пятого Ладнов давал мне уроки в своей мастерской, совершенно бесплатно. Могу сказать, что то, что заложили эти два человека – в первую очередь Ладнов и Головницкий, несомненно, сказалось на выборе мной профессии художника-живописца.

След «Золотого дождика»

В альбоме «Челябинск глазами художников» есть и юношеская работа Игоря Белковского «Золотой дождик»

- Этюд «Золотой дождик» был написан с натуры из окна. Эта работа стала первой в моей жизни коммерческой работой – то есть проданной с выставки. Купил ее студент для своей девушки к дню рождения. За пятьдесят рублей – немалые тогда деньги. Тогда впервые понял, что на живописи можно еще и что-то заработать.

Позже в память об этой проданной маленькой работе сделал второй увеличенный вариант юношеской картины, который висит у меня в мастерской, напоминая и о юности, и о родном городе. А будет выставка в Москве – увидят челябинский сюжет и москвичи.

Гжель, Хохлома и каслинское литье

- Картины из серии о народных промыслах России – Гжель. Хохлома – неоднократно выставлялись, в том числе, в Кремле в администрации президента. А есть и на Южном Урале замечательные промыслы – каслинское литье, златоустовская гравюра. Могли бы они стать героями такой серии, продолжить ее.

- Изделия каслинского литья, думаю, были бы выразительны в живописи. Если найдется заказчик для такой картины, она появится, думаю, в жанре натюрморта.

Впереди планеты всей

- Как-то на собрании Академии художеств тревогами поделился президент академии Зураб Константинович Церетели. Большую часть своего выступления он посвятил сохранению реализма в живописи в России. Отметил, что наблюдается проблема профессионального упадка. И что отношение к реализму, которое всегда было свойственно русскому искусству, меняется у молодежи под влиянием разных западных веяний. Подчеркнул, что в живописи именно реализмом Россия может быть сильна в мире.

Несколько лет назад был на «открытых дверях» в суриковском институте, который сам заканчивал. Поразило, что уровень мастерства студентов сопоставим был с уровнем в художественном училище. Но суриковский должен быть намного сильнее. И это, конечно, тревожит. Хотя, как шутят некоторые мои коллеги, чем меньше хороших художников, тем больше шансов для нас…

- Возвращаясь к современному портрету. В интернете множество объявлений – портрет по фотографии. Без фотографии художнику никак?

- Если говорить о героях моих портретов, то сами понимаете, времени часами сидеть и позировать у них нет. Поэтому делаю фотоэтюды, делаю их обязательно сам, не беру готовые фотографии. И дальше работаю в мастерской.

С тревогой стоит говорить вот о чем. Есть случаи, когда распечатывают на ткани фотографию, раскрашивают ее масляными красками и отдают заказчику как готовый живописный портрет. К сожалению, такими «фокусами» начали заниматься даже художники с хорошим образованием. Наверное, и такое «творение» может иметь место. Но об этом нужно сразу с заказчиком договариваться «на берегу» и стоимость такого «произведения» не может конкурировать с написанным портретом.

И тогда сам заказчик решит – нужна ему такая работа или нет, потому что, на мой взгляд, подобный портрет никакой уж точно художественной ценности иметь не может.

Поэтому, когда мы с заказчиком обсуждаем ход работы над портретом, говорю и про такую опасность для желающих сэкономить. Для большинства это оказывается шоком. Сам я сейчас фиксирую разные стадии работы над портретом, снимаю, как изображение на холсте меняется неделя за неделей – белый холст, вот рисунок на нем, вот первый слой красок. И так далее – этап за этапом. Таких этапов просто не будет, если делаешь портрет на печатном холсте с фотографией.

Китайцы выбирают лучшее

- Кстати, несколько раз ко мне в мастерскую приезжали галеристы из Китая. И когда что-то приобретали, снимали и на фото и на видео – и художника рядом с картинами, которые они приобретают, и мастерскую. Это нужно им, чтобы показать потом, что они были действительно у данного автора и что приобрели картины «из первых рук». Таково, видимо. было требование заказчика.

Китайцы, кстати, по крайней мере пока, интересуются русской реалистической живописью. Среди приобретенных у меня картин были купальщица, старинные книги, портреты цветов.

Общение с китайскими галеристами меня удивило тем, что в живописи они хорошо разбираются и выбирают лучшее.

Выставки и циклы

В разные периоды творчества Игоря Белковского художником были созданы несколько больших циклов картин – «Московские сюжеты», «Народные промыслы России», «Портреты цветов», «Российские звезды в домашней обстановке». Последний цикл принес художнику широкую известность. А «портреты цветов» в виде постеров большого формата разошлись по разным странам.

Последние несколько лет художник работает над циклом «социальных картин». Героями этого цикла становятся люди с ограниченными возможностями.

- Эти картины широкой публике еще не знакомы, - говорит художник. – Правда несколько картин были показаны на выставке в Совете Федерации. Произошло это по предложению супруги губернатора Челябинской области Ирины Текслер. На выставке мы познакомились и сделали фотографию на память у моей картины вместе с сенатором от Челябинской области Маргаритой Павловой.

Стоит отметить, что есть у Игоря Белковского несколько картин, посвященных Крыму, который он любит и где с удовольствием бывает с семьей летом.

В зале на выставках Игоря Белковского всегда было многолюдно. Как-то одну из выставок посетили кинорежиссер Никита Михалков с сыном. Один из известнейших людей России минут сорок внимательно знакомился с выставкой.

В книге отзывов оставил запись: «Это замечательно, что продолжает жить и развиваться отечественная школа живописи, в том числе и в лице продолжателя национальной традиции – Игоря Белковского. Желаю ему покоя, глубокого дыхания и свежих идей!».

Выставки художника проходили в ЦДХ, в стенах Госдумы и Совета Федерации, Московской городской думы и в администрации Президента России в Кремле.

Акцент на новой своей выставке художник хочет сделать на картины на социальные темы.

Первые их зрители, видевшие эти работы, отмечают, что в этой трудной теме художнику удается находить оптимизм и радость жизни.

Действительный член Российской академии художеств, отмеченный Золотой медалью Академии на своей малой родине в Челябинске стал лауреатом народной премии «Светлое прошлое».

Комментарии 0
    Новости по теме Сергей Белковский