Челябинские архитекторы: Путь развития города должен определять не бизнес, а граждане
Как сообщает челябинский сайт Союза архитекторов России, участники мероприятия обсудили, как горожане видят себя в настоящем и будущем, стоит ли оставаться Челябинску индустриальным центром, «городом заводов» или обратиться к истории и развиваться по пути торгового и купеческого центра. «Если нас не слышат поодиночке, возможно, услышат, если мы будем говорить хором», – с такой мотивировкой было открыто заседание клуба, у которого пока еще нет названия.
«Сколько, чего и как строить, следует определять до того, как ты начал работу. Причем руководствоваться в этом деле разумней не интересами частного бизнеса, как бы высоко «ни летали», а точнее «ни заседали» его представители, а, в первую очередь, интересами города, а значит, совокупными интересами нас, горожан. А уж решения этого ключевого вопроса разумнее всего доверить профессионалам, тем, кто живет в городе и знает его изнутри, а не пришлым варягам, приехавшим «за три моря», – заявили архитекторы.
На заседании дискуссионного клуба побывал челябинский фотограф Евгений Клавдиенко, который передал главные мысли участников мероприятия в личном блоге. «Говорили понемногу о самоидентификации города, провинциальной архитектуре, но в основном о том, что же делать в сложившейся ситуации. Собственно, причина появления данного обсуждения вполне понятна - ясно, что видение застройщика отличается от видения архитектора и тем более простого горожанина, поэтому проблем накопилось множество, а как их решать, никто не знает», – считает Клавдиенко.
Участники заседания пришли к выводу о том, что даже провинциальную архитектуру можно рассматривать как основу для перспективного развития. «Брюгге, Билефельд – очень уютные города. И не надо Амстердама, это помойка еще та. А вот Брюгге – да, прекрасное место. Цена на жилье ниже, чем в Челябинске, и очень уютно. Если мы к этому стремимся, то размер не всегда имеет значение. Никакая мы не столица, давайте не будем пыжиться. Есть одна столица Урала – Екатеринбург, это понятно уже», – заявил председатель правления челябинского отделения Союза архитекторов Сергей Якобюк.
Руководитель Союза архитекторов Челябинской области также развил мысль о пригородной застройке Челябинска. «Пригородную зону просто угробили, потому что идет спекуляция и перекупка наиболее ценной городской земли - возле водохранилищ, возле лесных массивов, где можно реализовать комплексные градостроительные программы. [...] Все пущено на продажу, на получение прибыли. Что такое Женева или Залесье? Увидели у москвичей, взяли и перенесли сюда идеологию. Это глупо. Это потом приведет к системным ошибкам, и люди будут маяться. Раньше я смеялся над хрущовкой на Краснознаменной, 27, где была ниша с душем на кухне, а теперь мы сами строим так называемые квартиры-студии, кому они нужны? Докатились до предела, это даже не эконом-класс, это конура. Если посчитать деньги вместе с ипотекой, не стоит оно того», – полагает Якобюк.
На эту же проблему обратил внимание доцент архитектурного факультета ЮУрГУ Владимир Иванов. «Если взять развитие территории, то оно идет синусоидально. У Челябинска были взлеты, не связанные с развитием индустрии, - например, когда у нас было в шесть раз больше оптовых рынков, чем в Екатеринбурге. Это дало толчок к развитию жилых территорий, и было некоторое оживление. Потом это благополучно задушили. Челябинск - торговый город, у него менталитет был изначально такой. Но каждому этапу развития предшествовало появление слоя поселков, причем так было неоднократно - прокладка Транссиба, когда появился слой поселков при железной дороге. Следующий слой - во время индустриализации, когда появились значительные территории малоэтажной застройки в районе ЧТЗ, ЧМЗ. В настоящее время точно так же на окраинах возникают коттеджные поселки. Они не для рабочего населения, но, тем не менее, прирост таких территорий продолжается», – отметил Владимир Иванов.
Немаловажное значение для развития Челябинска имеет генеральный план. Однако он, по словам главного архитектора Челябинскгражданпроекта Алексея Бурова, выполняет не те функции, которые изначально в нем заложены. «У нас подход на сегодняшний день такой – генеральный план города представляется планом распределения земель. А на самом деле это материальное выражение, идеология, которая должна быть. Генеральный план Екатеринбурга проходил формирование в течение двух лет, они только формировали задание генерального плана города, под руководством губернатора Росселя проводилась консолидация элит под лозунгом «Мы вторая столица», и потом эта идеология выразилась в задании на генеральный план. И генеральный план делался под это задание. А у нас генплан делается для распределения участков, и узаконивания проведения дорог. [...] Отношение к градостроительной документации, как к карманной бумажке – как надо, так и напишем», – пояснил Алексей Буров.
По мнению архитектора Татьяны Баль, специалисты данной области должны руководствоваться, главным образом, Российскими стандартами профессиональной деятельности архитектора, которые гласят, что «первостепенный долг архитектора как профессионала заключается в том, чтобы заботиться об интересах общества, которому он служит. Этот долг преобладает над его личными интересами и интересами его заказчиков», – говорится в тексте документа.
«В союз не принимать без знания этих документов. Из союза исключать за нарушение пунктов этих документов», – пишет Татьяна Баль в личном блоге.
-
Челябинцы выступили против перевода в онлайн обсуждение градостроительных проектов28 апреля 2023, 15:02
-
За градостроительство в Челябинске будет отвечать женщина20 января 2023, 12:59
-
Специалисты просят челябинцев о помощи в работе над градостроительной документацией15 сентября 2022, 19:29
-
Генеральный план развития Челябинска продолжают доводить до ума08 ноября 2019, 14:28
-
Наталья Котова: Нам есть над чем работать, нужно наверстывать упущенное22 августа 2019, 15:50