В наступившем 2003 году предприятиям и организациям Челябинской области придется погасить задолженность по «экологическим» платежам за 2002 год и впредь осуществлять их уплату в областной целевой бюджетный экологический фонд.
Как сообщили ИА «Урал-пресс-информ» в комитете по экономике Челябинской области, по иску ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» было принято решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2002 года номер ГКПИ 2002-178 о признании незаконным (недействительным) постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
В связи с запросом Правительства РФ о конституционности данного постановления было вынесено определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 года номер 284-О, устанавливающее, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению. Существенные характеристики сбора определены федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Делегирование Правительству РФ федеральным законом полномочия по установлению порядка платы и ее размеров за загрязнение окружающей природной среды и других видов вредного воздействия не может рассматриваться как нарушение конституционного предписания о законно установленных налогах и сборах и установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Конституционный Суд определил, что постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года номер 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия» в редакции постановления Правительства РФ от 14 июня 2001 года номер 463 сохраняет силу и подлежит применению как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.