Полигон ТБО в Полетаево может оставить Челябинск без питьевой воды

и видео предоставила Ирина Труш

Экологи Челябинской области обнародовали пугающие факты о полигоне твердых бытовых отходов в поселке Полетаево Сосновского района. Эксперты убеждены, что сегодня существует реальный (и весьма высокий) риск загрязнения токсичными веществами грунтовых вод и, как следствие, единственного питьевого источника Челябинска - Шершневского водохранилища.

К таким неутешительным выводам представители экспертной группы пришли, закончив проведение общественной экологической экспертизы проекта увеличения емкости полетаевского полигона с изменением сроков эксплуатации и этапов строительств (экспертиза длилась почти год - с 24-го сентября 2018-го по третье сентября 2019-го года).

Результаты работы по изучению проектной документации сегодня, второго октября, на пресс-конференции в «Аргументах и фактах» озвучила председатель региональной экологической общественной организации «Народный контроль» Ирина Труш, возглавившая экспертную комиссию. Она заявила, что в отношении нее было сфабриковано уголовное дело по заказу ООО «Полигон ТБО» - Ирину Труш обвинили в мошенничестве (о подробностях дела она распространяться не стала). 20-го сентября этого года была предпринята попытка арестовать ее. Ирина Труш уверена, что предприятие пытается всеми возможными способами скрыть свои незаконные действия по эксплуатации полигона, работающего, по ее словам, с грубыми нарушениями. Руководитель «Народного контроля» рассказала, что еще в процессе проведения независимой экспертизы ООО «Полигон ТБО» оказывал на нее давление, угрожая применением административного ресурса, - с целью не допустить разглашение информации о происходящем на площадке по складированию отходов.

Также свою позицию относительно ситуации на полетаевском полигоне высказали член комиссии, руководитель ЧОО «Российский экологический союз», отличник охраны природы РФ Николай Шеремет; профессор кафедры геоэкологии ЧелГУ, отличник охраны природы РФ, доктор технических наук Иван Добровольский; руководитель челябинского дома ученых Татьяна Чернобривец - все они уверены, что дело может кончиться плохо: в таком виде, в каком он есть сейчас, полигон опасен для окружающей среды и являет собой угрозу здоровью людей.

Забегая вперед – в конце прошлой недели результаты общественной экологической экспертизы были направлены губернатору Челябинской области Алексею Текслеру, председателю Законодательного собрания региона Владимиру Мякушу; руководителю управления Росприроднадзора по Челябинской области Виталию Курятникову; министру экологии региона Сергею Лихачеву и главе Сосновского муниципального района Евгению Ваганову. Теперь остается ждать, что скажет власть.

К слову, «Аргументы и факты» приглашали на сегодняшнюю встречу и руководство ООО «Полигон ТБО», и представителей министерства экологии Челябинской области - никто из них не нашел возможности прийти и высказаться. Интересно и другое. Вышеназванный проект не прошел общественную экспертизу, но прошел экспертизу государственную. Почему?

Теперь непосредственно о выявленных независимыми экспертами нарушениях.

Так, проектировщики для укладки фильтрационного экрана выбрали гидроизолирующую геомембрану (защитную пленку) Solmax, которая используется при рекультивации полигонов ТБО, но не при их эксплуатации.

По техническим характеристикам, согласно ГОСТу, данный тип геомембраны (ею выстланы дно и борта полетаевского котлована) не предназначен для гидроизоляции мусорных полигонов. Ни ее изготовитель, ни сами проектировщики (!) не дают гарантии, что использование такой защитной пленки поможет сделать захоронение твердых коммунальных отходов безопасным для окружающей среды.

Также в проекте отсутствуют результаты исследования воздействия фильтрационных вод на изолирующий материал, не указан коэффициент фильтрации изолирующего материала. Здесь важно отметить, что ГОСТ, на который ссылаются проектировщики, не предусматривает воздействие химических веществ (как органических, так и неорганических), входящих в состав фильтрационных вод, на прочностные свойства данной геомембраны.

Не оказалось в проекте и информации о том, как может повлиять на изолирующий материал высокая температура на проектной глубине 20 метров. В Полетаево часто случаются пожары. В числе отходов, которые горят, есть и полимерные материалы, при возгорании которых температура может достигать от плюс 230-ти до плюс 1000 градусов Цельсия, тогда как геомембрану Solmax рекомендуется применять при температурах от минус 60-ти градусов до плюс 60-ти градусов Цельсия.

«Что у нас получается? При частых пожарах, происходящих на полигоне, геомембрана расплавляется. Не знаю, каким образом было выбрано месторасположение полигона, могу только лишь предполагать. Однозначно, выбирая место, никто не учитывал, что полигон находится на границе со вторым поясом водоохранной зоны Шершней - единственного нашего питьевого источника. Так как геомембрана не может выдерживать температуру пожаров на полигоне, она, соответственно, не может защитить грунтовые воды от токсичных веществ, а грунтовые воды находятся на отметках 9,8-15 метров от поверхности и зависят от водообильности года. То есть в любой дождливый период, при таянии снега, в половодье, период паводков, уровень грунтовых вод повышается на два метра. Это данные из проекта. Участок полигона представляет собой лесостепную равнину с постепенным уклоном к востоку в сторону реки Миасс. Природу не обманешь и грунтовые воды - тоже. Мы все прекрасно понимаем, что направление подземных вод, их движение идет по уклону местности. Руководство полигона ТБО, узнав о наших замечаниях, понимая возможные риски, попросило меня дать время на устранение ошибок. Спустя десять месяцев нарушения устранены не были, наши замечания просто проигнорировали. На основании этого производство общественной экологической экспертизы было возобновлено. Ее результаты переданы в государственные органы для решения этой серьезной проблемы», - отметила Ирина Труш.

Она рассказала также, что 29 сентября на полигоне ТБО в Полетаево была произведена съемка. По ее словам, свалка ничем не отличается от той, что находилась в центре Челябинска.

«Я, когда туда приехала, просто ужаснулась - сложилось такое ощущение, что на этот полигон не ступала нога цивилизованного человека. Свалка образовалась в течение года. Что будет за девять лет эксплуатации этого объекта?! Я видела своими глазами, что мусорные отходы уже за пределами котлована. Токсичные вещества видны на почве. «Летучий» мусор везде… Страшная вообще картина. Сортировка на полигоне производится ручным способом - люди ходят с пакетами по горе с мусором», - рассказала Ирина Труш.

По словам Николая Шеремета, самое главное, что бросается в глаза: проектная мощность полигона была рассчитана всего на 20 тысяч тонн, сейчас она увеличена до 450-ти (!).

«За счет чего? За счет увеличения высоты складирования на 20 метров. И где в этом проекте переработка всего того, что привозится? Здесь не предусмотрены ни переработка. ни сортировка, о которых нам говорили. К нам с Иваном Поликарповичем (Добровольским – прим.) Приезжало руководство полигона, мы вместе обсуждали способы устранения недостатков, говорили о необходимости переработки мусора. Речь шла даже о приобретении пилотной установки с целью проверки ее эффективности. Это обошлось бы примерно в миллион рублей», - сообщил Николай Шеремет.

Иван Добровольский - человек, участвовавший в запуске многих крупных производств по всей стране, автор ряда научных трудов на тему экологии, - назвал происходящее на полигоне ТБО в Полетаево бедламом.

«Я был поражен, как можно было вообще запускать такое?! Это же не производство, это бедлам какой-то! Я очень удивился, как эксперты вообще подписали такой проект (речь о госэкспертизе - прим.). И как могли руководители наши разрешить такое производство!», - подчеркнул Иван Добровольский, тщательно изучивший проект.

По его словам, непонятно, как на полигоне производится сортировка мусора, как отделяются от прочего мусора промышленные отходы. Ученый посетовал, что на полигоне ни за чем нет контроля.

У Татьяны Чернобривец, в свою очередь, возник такой вопрос:

«Наш город очень сильно загрязнен. Рядом находится Сосновский район. Прекрасная лесистая местность. И теперь такая тяжелая техногенная нагрузка. Почему именно в Полетаево, где буквально в двух километрах находится поселок, устроили такую свалку?! Я на всех уровнях говорила об этом. Почему именно в Полетаево? Почему надо было торопиться? Слушать каких-то перевозчиков, решать их проблемы? Почему человек в решении каких-то проектов оказывается на последнем месте? Не смотрят на то, что задыхаются люди, что полигон - это производство высокого класса опасности. Там загрязняются подземные воды, которые, в свою очередь, загрязняют Шершни. Окружающую среду отравляют помойные газы. От этого во всем мире давным-давно ушли. Значит надо как-то данный вопрос решать. Надо остановить эту свалку! Рядом и так Томинский ГОК, коркинский разрез, теперь еще будет из года в год растущая полетаевская свалка. Решение о ее появлении в таком замечательном месте, как Полетаево, - антигосударственное!» - заявила Татьяна Чернобривец.

Комментарии 0
    Новости по сюжету Экология
    Новости по теме мусор