Прецедент для президента
Интересно, мог ли предполагать президент Медведев, что едва не на второй день после официальной публикации его поправок, позволяющих депутатам отрешать мэров от должности, они будут опробованы не где-нибудь, а в «закрытом» городе, инкубаторе отечественной атомной бомбы Озерске? «Муниципальная революция», развивающаяся в этом городе, - событие по-настоящему знаковое и мы приглашаем президента внимательно приглядеться к озерскому прецеденту. То, что происходит сегодня здесь, важно по двум причинам. Первая – события в Озерске наглядно демонстрируют глубину и опасные перспективы кризиса, в который загнала себя и общество «вертикаль сласти». Вторая – именно здесь рождается понимание и модель выхода из этого кризиса. Дело за малым – непредвзятым анализом и выводами, ориентированными на общество, а не на клановые интересы. Вот с этим у нас всегда были проблемы.
1.
1 июня депутаты озерского Собрания попытаются отрешить главу города Сергея Чернышова от власти в соответствии с вступающими в силу поправками к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Конфликт в Озерске довольно старый, он похож на многие другие, повторять взаимные обвинения администрации и оппозиции здесь смысла нет: коррупция, безответственность, упадок городского хозяйства, популизм и так далее. Новым является то, что прежний «митинговый» протест формализован в новое политическое русло: оппозиция практически поголовно вступила в «Справедливую Россию», а отзыв главы будет происходить по букве упомянутой законодательной новации, инициированной президентом. Угроза серьезна: мэра спрятали на больничный, власти усердно обрабатывают депутатов, чтобы не дать оппонентам собрать искомые 17 голосов, а юристы уже готовят судебные иски, оспаривающие отрешение главы.
Эсеры и примкнувшие к ним «медведи» (главный оппонент Чернышова, глава Собрания депутатов Валерий Борцов – член «Единой России») проводят митинги и пишут обращения, апеллируя к горожанам и властям области. Ситуация в Озерске вряд ли разрешится 1 июня. Однако скорость, с которой новый закон оказался не только востребован обществом, но начал им же реализовываться, а также то место, где это случилось впервые, говорит о многом.
В первую очередь – об очевидной неспособности внешне могучей, одерживающей громкие победы на всех выборах «партии власти» (толкуемой расширительно – от мэра до областных властей и собственно партии «Единая Россия»), разрешить конфликт, терзающий население «запретки» уже не первый год.
Глава города, имеющий гигантский – до 90 процентов антирейтинг среди населения и доведший городское хозяйство до необходимости продавать за долги муниципальные тепловые сети (альтернатива – оставить город без тепла) - и одновременно реализующий скандальный проект застройки берегов озера в центре города элитным поселком, продолжает править, игнорируя как собственно «партию власти» (она потеряла большинство в городском Собрании именно вследствие своей недееспособности в глазах депутатов и горожан), так и призывы губернатора уйти в отставку.
Диалога с оппозицией и горожанами мэрия также вести не хочет или не может. Градообразующее предприятие Росатома, знаменитый «Маяк», находится в непривычных поисках собственной общественно-политической позиции. Становится очевидно, что попытки играть традиционную роль опекуна, экстренно оплачивая тепло для горожан и латая иные дыры городского хозяйства, в сегодняшних условиях не выход – ни для предприятия, ни для города. Областная власть одной рукой подталкивает ядерный комбинат к несвойственной ему политической активности, а другой «продавливает» полномочия старого состава городского политсовета «ЕР», где тон задают одиозные «спонсоры» вроде коммерсанта Шацило.
Прокуроры и прочие контролеры заняли привычную позицию ожидания «политического сигнала», которого нет. Доведенная до абсурда «вертикаль власти» вновь оказывается картонной там, где дело касается не обогащения элит, а интересов большинства. Сегодня политически важнее всего то, что ее «родовые» проблемы – безответственность, непрофессионализм, коррумпированность, круговая порука и абсолютное равнодушие к «простым» людям, на глазах превращаются в коммунальные и иные проблемы повседневной жизни десятков тысяч горожан. И десятки тысяч «простых людей» впервые начинают осознано увязывать между собой два круга проблем: этой власти и своейжизни.
2.
Оппозиция, cоставленная в основном из представителей малого и среднего бизнеса и питаемая возмущением горожан, которым надоели бесконечные склоки чиновников на фоне пришедших в негодность дорог, перебоев с теплом, краха строительных и социальных программ – тоже не ангелы. Эти молодые и амбициозные люди хорошо сориентировались в ситуации и взяли на вооружение инструменты политического популизма (но не властям упрекать их за это!). Они быстро сформировали большинство в городском Собрании, предусмотрительно оформив его заем во фракцию «дублера» власти – «Справедливой России».
На фоне клановой грызни, царящей в лагере их оппонентов, они уже выиграли – легитимной власти в городе просто нет. На минувшей неделе председателя городского Собрания Валерия Борцова «прокатили» на выборах в местный политсовет «ЕР» – при том, что председателем политсовета осталась его заместитель Валентина Сылько, что порядка в городской власти и авторитета партии явно не прибавит. Перемены абсолютно неизбежны, альтернатива им ТЕПЕРЬ – хаос в «ядерном» городе и социальный взрыв уже этой осенью.
Но что будет делать со всем этим областная, окружная и федеральная власти: привычно и бессмысленно «бороться с врагами» или искать выход в диалоге и новом понимании проблем, которые не решить ни взяткой, ни прокуратурой?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит понять - почему все это происходит именно в Озерске и почему этот факт так важен?
Во-первых, все начинается в головах: и разруха, и выздоровление. То, о чем начинает сегодня говорить интеллигенция на кухнях, завтра овладевает массами, а послезавтра становится той реальностью – приемлемой или кошмарной, в которую трансформирует озарения «яйцеголовых» реакция власти. Озерск и немногие ему подобные города в силу социального состава и уровня образованности населения гораздо ближе к голове России, нежели отдельные места исторического центра Москвы. Местное население в большинстве своем помнит времена, когда ядерная «запретка» была среди лучших в СССР не только по сложности и ответственности выполняемых здесь работ, но и по качеству жизни. Именно оттого так жесток диссонанс с сегодняшним бардаком и бесхозяйственностью, процветающими при «сильном государстве». То, что происходит сейчас в ЗАТО - по восприятию проблем населением и формату вырисовывающихся решений (или контррешений) – это модель завтрашней ситуации в РФ.
Во-вторых, когда президент Медведев с любовью говорит об «инновационном будущем» России и необходимости переходить тут от слов к делам, следует обратить внимание на то, что бывшие «запретки» и «наукограды» - это те немногие места в РФ, где такие слова могут восприниматься всерьез. Но именно здесь сегодня нарастает деградация инфраструктуры, кадрового потенциала и управленческой элиты, жирно подчеркнутая былым материальным процветанием и интеллектуальным богатством этих городов.
Кто же предложит настоящее разрешение «озерского прецедента», дав новую формулу власти и развития - реальной модернизации России?
3.
Думается – никто по отдельности, но все вместе.
Нет худа без добра: новая, эффективная матрица отношений общества и власти имеет шанс сложиться именно в Озерске по одной простой причине.
Здесь, как и в других ЗАТО (не случайно, что почти все они сейчас сотрясаются схожими конфликтами) исторически сосредоточенно образованное и требовательное население – и одновременно отсутствует монопольный центр власти. Таких центров в «запретках» несколько – мэрия, градообразующий завод Росатома, администрация губернатора, городское Собрание, выражающее интересы местных элит. Дело не в Чернышове, Борцове, Сумине или Баранове: дело в том, что никто из них не в состоянии единолично, без учета позиции других сторон, «решить вопрос». В большинстве «открытых» городов ситуация иная: власть прочно монополизирована либо коммерсантами (Челябинск), либо корпорациями (Магнитогорск), либо чиновными кланами. Вопросов об отставках мэров там всерьез не возникает, но и о настоящем развитии речь тоже не идет (если не мешать развитие городской инфраструктуры, человеческого потенциала и инвестиционного климата с банальным пиаром).
Однако наличие нескольких центров власти – не только источник хаоса, но и условие создания настоящего демократического самоуправления. Не бездумное доминирование, а ответственный договор: вот формула озерского прецедента для России. Именно она обозначена той лазейкой для демократии, которую указали медведевские поправки к закону о местном самоуправлении. Избавляться от одиозных персонажей в своих рядах (причем - всем!), садиться и нудно договариваться, оставив неработающие технологии политических войн, компроматов, силового давления и «охоты на ведьм». Полностью отдавая себе отчет в том, что за спиной – горожане, а не одни только спонсоры. Это и есть срочный рецепт ситуации.
В Озерске и других подобных городах власть раньше часто подменял Минатом (теперь – корпорация Росатом). Роль этой структуры и «Маяка» как ключевого звена социального урегулирования и сейчас велика. Это та «третья сила», основа занятости и развития города, которая может взять на себя функции стабилизатора, учитывающего все многообразие нового общественно-политического спектра. «Запреткам» в этом отношении повезло, в отличие от других моногородов РФ. Предприятиям Росатома технологически необходимы социальная стабильность, достойный уровень жизни и вменяемая власть в городах, напичканных оружием и неординарными проектами. Поэтому они обречены не только на полноценное участие в управлении городом, но и на сотрудничество со всеми силами, отражающими настроения горожан - не уповая лишь на обещания партбоссов или советы из различных администраций.
Похоже, именно к этому готовятся сейчас структуры Росатома, реализуя в ЗАТО конструкцию власти с «сити-менеджером» от корпорации (в Трехгорном это уже сделано) и выборным главой города. Можно лишь сожалеть, что работоспособные в принципе схемы так несвоевременно компрометируются дестабилизирующими «вбросами» вроде планов закрытия завода-20 в Озерске или попытками мелкого надувательства атомщиков чиновниками областной «партии власти».
Последняя слишком увлечена сегодня рассказами отставного директора химкомбината, желающего вернуть прошлое, а также наследившего в городе спонсора, мечтающего о кресле мэра, – немочь вообще стала преследовать региональную «ЕР» всюду, где доводится столкнуться с реальными проблемами и требуется что-то еще, помимо надувания щек и сбора «пожертвований». Последний пример тому Златоуст, в котором «медведи» не смогли даже провести партконференцию и где ситуация сильно смахивает на ухудшенный вариант озерской: вместо «Маяка» там полумертвый ЗМЗ, а социальный состав городской оппозиции востребует не эсеров, а в лучшем случае КПРФ.
Однако все это говорит также о том, что региональное сообщество начинает осознавать свои интересы и требовать своего места за столом переговоров – это не худший, хоть и непривычный для власти партнер. Говорит это и о том, что пришло время учиться прозрачности отношений и максимально честному диалогу – с учетом, разумеется, прижившейся в России старой американской традиции держать пистолеты на том же столе.
«Если бы люди были ангелами, – писали Джей и Мэдисон в конце 18-го века, - то никакого правительства им бы вообще не понадобилось. С другой стороны, если бы людьми правили ангелы, то такое правительство не нуждалось бы в контроле – ни во внешнем, ни во внутреннем».
Из этого простого наблюдения «отцов-основателей» над человеческой природой родились американская конституция и система управления: люди не ангелы, им нужен постоянный и полноценный взаимный контроль разных лидеров, ветвей власти и общественных институтов. Это просто - и это работает. У данной модели есть один серьезный недостаток, не позволявший ей доселе прижиться на наших просторах: она сильно препятствует воровству в особо крупных размерах. Однако нельзя ведь полностью исключить, что на самом верху отечественной пирамиды власти будет признано, что честность так же лучше воровства, как свобода лучше несвободы – и обществу будет послан соответствующий сигнал. Ведь в своем блоге Медведев об этом уже написал.
Отставят мэра Чернышова 1 июня или чуть позже - и как именно все это будет обставлено, не суть важно: важен будет вывод, который сделает из этого прецедента президент. Озерчане почувствуют суть этого вывода на собственной шкуре уже нынче осенью. Остальные россияне - не далее следующей весны.