Владимир Шехтман: "Я пропагандирую музыку"
Владимир Шехтман – заслуженный артист России, скрипач мирового класса. Участник и победитель всевозможных конкурсов, он сделал себе профессиональное имя. Имея долгий опыт выступлений в России и за границей, он на себе почувствовал, что для серьезного музыкального жанра настали сложные времена.
Озаботившись этим, Шехтман занялся пропагандистской работой. Его проекты пока не получили государственной поддержки. Но, к счастью, есть другие организации, где к идеям знаменитого скрипача отнеслись с пониманием. Нью-йоркская компания "Джойнт", которая поддерживает еврейские общинные центры в нашей стране, согласилась финансировать новый проект Шехтмана. И уже в феврале музыкант начнет чтение персонального лекционного курса в общинных центрах Челябинской области.
О подробностях этого сотрудничества и превратностях своей музыкальной деятельности Владимир Шехтман беседует с корреспондентом агентства "Урал-пресс-информ".
- Как вы правильно заметили, я пропагандирую музыку. Я занимаюсь тем, что прививаю людям любовь к ней, - начал разговор Владимир Шехтман. - И мой новый проект, впрочем, как и все предыдущие, преследует именно эту цель. В сентябре был такой случай, я отдыхал в санатории "Еловое", который как раз выиграл тендер на проведение какой-то программы для беременных женщин. Меня попросили для них сыграть. Потом, после концерта, Лидия Гринько, одна из лучших врачей-гинекологов области, сказала мне, что лучше скрипки ничто так не действует на беременных женщин.
Главный пример мне подала моя дочь Божена, она живет в Израиле. Она читает музыкальные лекции на иврите для детей и их родителей, что пользуется у них большим успехом. Так я задумал свой лекционный курс и 30 января представил этот проект на суд комиссии от свердловского филиала "Джойнта". Проект очень хорошо приняли. Я даже не ожидал, что мне предложат проводить лекции не только в челябинской воскресной школе, но и в других еврейских общинных центрах области. Сейчас утверждается составленная мной смета, и я думаю, что уже в середине или в конце февраля начну свои первые лекции.
- Если ваш проект связан с воскресной школой, значит, ваши лекции будут продвигать еврейские традиции?
- Не совсем. Часть лекций действительно посвящена еврейскому фольклору. Здесь будет представлено более десяти музыкальных произведений. Несколько лекций я собираюсь посвятить выдающимся еврейским композиторам. Это Мендельсон, Блох, Уильямс, Крейн. Но я ведь хочу приучить детей любить классическую музыку, а она, конечно, не исчерпывается этими именами. Поэтому большой блок концертов-лекций, наверное, лекций восемь, будет посвящено Моцарту, Чайковскому, Брамсу, Бетховену, Баху. Это будут именно концертные лекции, поскольку я буду ставить редкие музыкальные записи, ну и конечно, буду играть сам. Первая лекция будет называться «У вас в гостях – настоящий музыкант». Это что-то вроде знакомства слушателей со мной. Завершит проект концерт по заявкам. Весь курс лекций рассчитан на год. Это будут ежемесячные занятия. Но проект может и продлеваться, этому нет предела. Ведь музыка – это всегда хорошо. Это как бальзам для сердца, как терапия.
- Я так понимаю, что проект этот не коммерческий, а скорее идеологический…
- "Джойнт" занимается тем, что курирует и финансирует в России еврейские общинные центры. В Челябинске живет очень небольшое количество евреев. Для того, чтобы им жилось лучше, существуют такие программы, как "Джойнт". Поэтому это больше благотворительный проект. Посещение лекций для учащихся воскресной школы и их родителей будет бесплатным. Со временем, может быть, установят какую-то плату для гостей. В любом случае цены на билеты не будут такими, как на коммерческие концерты.
- Если плата за ваши выступления будет почти символической, я думаю, что проблем с поиском слушателей у вас не будет. Согласитесь, что наша рыночная ситуация сегодня губит музыку. Вот, например, запись вашего концерта на двух дисках стоит 600 рублей…
- И поэтому классическая музыка не может стать востребованной. Ведь у нас средний класс отсутствует практически. Народ не может себе позволить дорогостоящие билеты, и поэтому посещение симфонических концертов не может стать у нас традицией. За границей другая ситуация. Впрочем, и там сейчас пусто. Везде повышается аренда залов. Везде мало желающих ходить на концерты. Как ни печально, Интернет и телевидение все заменяют.
Я долгое время жил за границей, в Мексике, Израиле, Украине и везде есть проблемы. И у нас, и за рубежом. Никто не принимает музыкантов с распростертыми объятиями. Чтобы получить контракт в Мексике, мне пришлось много побегать. Раньше музыкантам было легче, но зарплаты были копеечные. А теперь почти не приглашают. Сейчас сложная жизнь для серьезного жанра.
- Расскажите, пожалуйста, над чем, кроме последнего проекта, вы работаете сейчас?
- Я много репетирую. Качество музыканта определяется талантом и работой. Талант у меня есть, а вот трудился я недостаточно. Дело в том, что было время, когда мне пришлось заниматься бизнесом, ездить за границу, покупать всякие товары. Музыка тогда отошла немного в сторону. Но в последние годы я упорно работаю. Уже четыре года репетирую новую программу, состоящую из трех крупных произведений Баха. Это соната соль минор, соната ля минор и партита ре минор. Это почти полтора часа чистой музыки. Музыка – это высокая культура, и без нее нет счастья.