Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Челябинск: на пути от Танкограда к Станкограду?

Фото Челябинск: на пути от Танкограда к Станкограду?

Машиностроители Челябинской области готовы включиться в федеральную программу по импортозамещению, если таковая будет разработана в ближайшее время. Об этом, в числе прочего, шла речь на сегодняшней,18 сентября, пресс-конференции, приуроченной к предстоящему профессиональному празднику работников отрасли. К разговору были приглашены начальник управления промышленности областного министерства промышленности и природных ресурсов Борис Бардин, а также представители машиностроительных предприятий: Сергей Кравчук (генеральный директор группы компаний «УРАЛКРАН») и Трофим Осинин (технический директор ЧМЗАП «УралАвтоПрицеп»).

Журналисты, давно привыкшие к тревожным сводкам с «фронтов» борьбы наших машиностроителей за выживаемость, были удивлены сообщением Бориса Бардина о том, что отрасль на Южном Урале сегодня не только не находится в состоянии спада, но и показывает признаки роста.

«Развитию машиностроения уделено значительное внимание в принятой нынешней весной региональной «Стратегии 2020», - констатировал чиновник. – Я бы даже так сказал: на возрождении этой отрасли губернатором был сделан особый упор. Поэтому мы стараемся поддерживать те предприятия, где создаются благоприятные условия для инвестора и предпосылки для движения вперед. Если раньше наше министерство чаще выступало в роли контролера и наблюдателя, то сегодня мы – партнеры и помощники машиностроительных коллективов. Один из наших главных приоритетов – развитие внутриобластной кооперации».

Приводя пример реанимации южноуральских машиностроительных заводов, Борис Бардин упомянул о некогда флагманском предприятии столицы региона – Челябинском тракторном заводе. Да, на его былом величии, похоже, поставлен крест, но в настоящее время на базе ЧТЗ создается крупный центр дизелестроения. При грамотной постановке дела моторы из бывшего Танкограда могут быть широко востребованы как производителями тяжелой гражданской техники, так и российскими оборонщиками.

Но не все производственники-практики разделяют оптимизм представителя профильного министерства. Сергей Кравчук полагает, что из-за недальновидной политики государства, сделавшей в свое время ставку на приобретение зарубежной продукции и не обуздавшего аппетиты поставщиков энергоносителей, отечественные машиностроители сегодня не живут, а выживают.

«О поддержке нашей отрасли заговорили всего год назад, - посетовал руководитель предприятия по производству подъемных механизмов. – А что мы видели до этого? Резкие скачки цен на электроэнергию, неуклонно дорожающие перевозки, постоянно прибавляющий в стоимости российский металл, который зачастую был дороже импортного. К чему все это привело, общеизвестно: продукция отечественных машиностроительных предприятий стала на внешнем рынке абсолютно неконкурентоспособной. Если и говорить о поступательном росте отрасли, то с осторожной оговоркой: мы пока в самом начале пути».

Как ликвидировать возникшее за последнее десятилетие отставание от ведущих западных и азиатских (в основном, китайских) конкурентов? Трофим Осинин убежден, что нашим машиностроителям в этом вопросе не обойтись без господдержки. Рывок, на котором настаивает министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, не так давно заявивший, что российские машиностроители должны «не догонять, а идти в авангарде», возможен только при значительной модернизации производства. Сегодня же наши машиностроители нередко продолжают работать на станках выпуска 60-70-х годов, парк устаревшего оборудования на их предприятиях достигает 40-60 процентов.

«Еще одна серьезнейшая проблема – кадры, - поделился наболевшим Трофим Осинин. – На рынке труда сегодня напрочь отсутствуют квалифицированные рабочие. Уничтожив в постперестроечное время все ПТУ, рабочих выбили как класс. Знаете какой средний возраст хорошего, грамотного станочника на нашем предприятии? 50-55 лет. Если завтра эти люди уйдут, кем их заменить?»

С руководителями предприятий во многом солидарен известный челябинский экономист Сергей Гордеев. Комментируя ситуацию специально для агентства «Урал-пресс-информ», он отметил следующее: «Перспективы у южноуральского машиностроения, безусловно, есть, но я бы не назвал их безоблачными. Для того чтобы восстановить утраченные позиции, нам нужно не просто модернизировать свое производство, нам необходимо провести коренную его структурную перестройку. В XXI веке мечтать обогнать мировых лидеров и при этом использовать оборудование и технологические цепочки образца 30-х годов прошлого столетия – утопия. Губернатор Борис Дубровский первым из своих предшественников отметил необходимость поднимать челябинское машиностроение. Это правильно, другого пути у нас просто нет, машиностроение и металлургия – базовые отрасли Южного Урала. Но этим нужно заниматься долго, грамотно и последовательно, слишком многое было упущено за последние десятилетия».

Свет в конце тоннеля для наших машиностроителей, как ни странно, забрезжил после того, как Запад развязал против России санкционную войну. Первые лица государства сразу же заговорили о желательности скорейшего перехода нашей экономики на отечественную продукцию. Владимир Путин, выступая на петербургском экономическом форуме, заявил, что к осени этого года будет разработана программа полного или частичного импортозамещения в ряде ключевых отраслей российской промышленности. По словам главы государства, это даст возможность нашей экономике расти на 5-8 процентов в год. Еще конкретней был глава федерального Минпромторга Денис Мантуров. Он объявил, что программа будет готова даже раньше, к середине лета, и что на данные цели государство готово выделять колоссальные средства – до 30 миллиардов рублей в год!

Однако пока обещанные средства продолжают оставаться где-то в виртуальной плоскости – по крайней мере, для южноуральских машиностроителей. Поэтому свой профессиональный праздник (а он в этом году отмечается 28 сентября) не все из них встретят в приподнятом настроении.

Комментарии 0
    Новости по теме Денис Мантуров