ул. Монакова, д. 33, офис 2 454091 Челябинская область Челябинск
+73512372926 maineditor@uralpress.ru Урал-пресс-информ

Челябинск: на пути от Танкограда к Станкограду?

Крупным планом
19.09.14 18:30

Машиностроители Челябинской области готовы включиться в федеральную программу по импортозамещению, если таковая будет разработана в ближайшее время. Об этом, в числе прочего, шла речь на сегодняшней,18 сентября, пресс-конференции, приуроченной к предстоящему профессиональному празднику работников отрасли. К разговору были приглашены начальник управления промышленности областного министерства промышленности и природных ресурсов Борис Бардин, а также представители машиностроительных предприятий: Сергей Кравчук (генеральный директор группы компаний «УРАЛКРАН») и Трофим Осинин (технический директор ЧМЗАП «УралАвтоПрицеп»).

Журналисты, давно привыкшие к тревожным сводкам с «фронтов» борьбы наших машиностроителей за выживаемость, были удивлены сообщением Бориса Бардина о том, что отрасль на Южном Урале сегодня не только не находится в состоянии спада, но и показывает признаки роста.

«Развитию машиностроения уделено значительное внимание в принятой нынешней весной региональной «Стратегии 2020», - констатировал чиновник. – Я бы даже так сказал: на возрождении этой отрасли губернатором был сделан особый упор. Поэтому мы стараемся поддерживать те предприятия, где создаются благоприятные условия для инвестора и предпосылки для движения вперед. Если раньше наше министерство чаще выступало в роли контролера и наблюдателя, то сегодня мы – партнеры и помощники машиностроительных коллективов. Один из наших главных приоритетов – развитие внутриобластной кооперации».

Приводя пример реанимации южноуральских машиностроительных заводов, Борис Бардин упомянул о некогда флагманском предприятии столицы региона – Челябинском тракторном заводе. Да, на его былом величии, похоже, поставлен крест, но в настоящее время на базе ЧТЗ создается крупный центр дизелестроения. При грамотной постановке дела моторы из бывшего Танкограда могут быть широко востребованы как производителями тяжелой гражданской техники, так и российскими оборонщиками.

Но не все производственники-практики разделяют оптимизм представителя профильного министерства. Сергей Кравчук полагает, что из-за недальновидной политики государства, сделавшей в свое время ставку на приобретение зарубежной продукции и не обуздавшего аппетиты поставщиков энергоносителей, отечественные машиностроители сегодня не живут, а выживают.

«О поддержке нашей отрасли заговорили всего год назад, - посетовал руководитель предприятия по производству подъемных механизмов. – А что мы видели до этого? Резкие скачки цен на электроэнергию, неуклонно дорожающие перевозки, постоянно прибавляющий в стоимости российский металл, который зачастую был дороже импортного. К чему все это привело, общеизвестно: продукция отечественных машиностроительных предприятий стала на внешнем рынке абсолютно неконкурентоспособной. Если и говорить о поступательном росте отрасли, то с осторожной оговоркой: мы пока в самом начале пути».

Как ликвидировать возникшее за последнее десятилетие отставание от ведущих западных и азиатских (в основном, китайских) конкурентов? Трофим Осинин убежден, что нашим машиностроителям в этом вопросе не обойтись без господдержки. Рывок, на котором настаивает министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, не так давно заявивший, что российские машиностроители должны «не догонять, а идти в авангарде», возможен только при значительной модернизации производства. Сегодня же наши машиностроители нередко продолжают работать на станках выпуска 60-70-х годов, парк устаревшего оборудования на их предприятиях достигает 40-60 процентов.

«Еще одна серьезнейшая проблема – кадры, - поделился наболевшим Трофим Осинин. – На рынке труда сегодня напрочь отсутствуют квалифицированные рабочие. Уничтожив в постперестроечное время все ПТУ, рабочих выбили как класс. Знаете какой средний возраст хорошего, грамотного станочника на нашем предприятии? 50-55 лет. Если завтра эти люди уйдут, кем их заменить?»

С руководителями предприятий во многом солидарен известный челябинский экономист Сергей Гордеев. Комментируя ситуацию специально для агентства «Урал-пресс-информ», он отметил следующее: «Перспективы у южноуральского машиностроения, безусловно, есть, но я бы не назвал их безоблачными. Для того чтобы восстановить утраченные позиции, нам нужно не просто модернизировать свое производство, нам необходимо провести коренную его структурную перестройку. В XXI веке мечтать обогнать мировых лидеров и при этом использовать оборудование и технологические цепочки образца 30-х годов прошлого столетия – утопия. Губернатор Борис Дубровский первым из своих предшественников отметил необходимость поднимать челябинское машиностроение. Это правильно, другого пути у нас просто нет, машиностроение и металлургия – базовые отрасли Южного Урала. Но этим нужно заниматься долго, грамотно и последовательно, слишком многое было упущено за последние десятилетия».

Свет в конце тоннеля для наших машиностроителей, как ни странно, забрезжил после того, как Запад развязал против России санкционную войну. Первые лица государства сразу же заговорили о желательности скорейшего перехода нашей экономики на отечественную продукцию. Владимир Путин, выступая на петербургском экономическом форуме, заявил, что к осени этого года будет разработана программа полного или частичного импортозамещения в ряде ключевых отраслей российской промышленности. По словам главы государства, это даст возможность нашей экономике расти на 5-8 процентов в год. Еще конкретней был глава федерального Минпромторга Денис Мантуров. Он объявил, что программа будет готова даже раньше, к середине лета, и что на данные цели государство готово выделять колоссальные средства – до 30 миллиардов рублей в год!

Однако пока обещанные средства продолжают оставаться где-то в виртуальной плоскости – по крайней мере, для южноуральских машиностроителей. Поэтому свой профессиональный праздник (а он в этом году отмечается 28 сентября) не все из них встретят в приподнятом настроении.

 

Читайте нас там, где вам удобно! Сайт, Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Одноклассники.

Читайте Uralpress
в Яндекс дзен
zen.yandex.ru

Присылайте свежие новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Наши соц сети

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика