Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Комитет гражданских инициатив поможет властям эффективнее расходовать деньги налогоплательщиков

Фото Комитет гражданских инициатив поможет властям эффективнее расходовать деньги налогоплательщиков

Созданная в июле 2012 года Челябинская группа Комитета гражданских инициатив (КГИ) уже в конце августа представила южноуральцам первый независимый экспертный доклад на тему: «Риски и резервы. Доходы бюджета в развитии Челябинской области», подготовленный учеными-экономистами под руководством бывшего заместителя руководителя Федерального Казначейства по Челябинской области Сергея Гордеева. Основная цель доклада – сделать бюджетный процесс региона более прозрачным и  понятным рядовым налогоплательщикам. По рекомендации руководителя Комитета гражданских инициатив, бывшего министра финансов России Алексея Кудрина в рамках проекта «Открытый бюджет» при проведении анализа были использованы объективные данные Минфина РФ по Челябинской области. Анализируя итоги формирования и исполнения регионального бюджета, авторы не ставили целью дать оценку компетенции властей.

 

Ошибки бюджетного планирования обходятся регионам очень дорого

 

- В 2012 году по сравнению с 2011 годом доходы консолидированного бюджета Челябинской области вырастут лишь на 3% ( против 17% в 2011 году), что существенно ниже официального уровня инфляции, - отметил Сергей Гордеев. Закладываемый в бюджете 2013 года рост доходов консолидированного бюджета на 9,3% пока ничем не обоснован. Нынешний дефицит консолидированного бюджета региона составляет почти 15 миллиардов рублей, областного бюджета – 10 миллиардов. Вызывает обеспокоенность и то, что кредиторская задолженность муниципалитетов Южного Урала составляет почти половину общей областной задолженности (10% доходной части), что значительно выше, чем в среднем по России. По сравнению с 2011 годом, в 2012 году поступления в областной бюджет от налога на прибыль сократились на 20%, безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов уменьшились на 5%. При этом рост акцизов составил почти 30% (48% на бензин, 63% на дизельное топлива, 13% на пиво), что не может продолжаться бесконечно. Поступления от налога на доходы физических лиц выросли на 13%, в том числе в Челябинске и Магнитогорске всего на 3%, в Миассе – на 14%, в Озерске – на 18%, в Саткинском районе – на 20%, в Златоусте – на 24%. При этом бюджет Озерска уже на 75% формируется за счет НДФЛ. Поступления  налогов от малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, выросли на 27% на фоне многомиллиардных возвратов металлургическим гигантам ранее уплаченного ими авансом налога на прибыль. По прибыли Челябинская область является металлургическим монорегионом, зависящим от конъюнктуры мирового рынка, и другие отрасли региона не могут компенсировать это падение. За год доля налога на прибыль упала с 21,1% до16,6%. В ближайшее время ситуация с ростом доходов бюджета не улучшится. Рост расходов на социально значимые статьи сейчас наблюдается выше роста доходов. Скачок в росте тарифов со второго полугодия еще более усложнит ситуацию. Доля собственных доходов бюджетов городских округов снизилась до 39,7% против 45% в 2010 году.

Повышение результативности доходов возможно при более точном экономическом и финансовом календарном прогнозировании сбалансированности бюджета. В том числе при минимизации текущих кассовых разрывов и дефицита бюджета со снижением сопутствующих негативных последствий и оптимизации существующей докризисной структуры расходов, с плановым сокращением социально незащищенных статей. К сожалению, планирование бюджета до сих пор осуществляется по методикам 30-летней давности, не предусматривавшим резкой смены экономической конъюктуры и относящим все произведенные затраты к эффективным.

 

Лучше сразу точно планировать, чем потом резать расходы по живому

 

По словам с координатора Челябинской группы КГИ, проректора Челябинского государственного университета Андрея Некипелова, сегодня представители российского среднего класса отчетливо осознали необходимость своего участия в формировании основных направлений развития общества. Им не все равно, на что пойдут перечисленные ими налоги, они готовы осуществлять независимый контроль за эффективностью использования общественных средств. В первом  независимом докладе Челябинской группы КГИ представлены рекомендации властям региона по формированию бюджета на 2013 год. В частности, рекомендовано урезать расходные статьи на 10—15% и прекратить внешние заимствования на обеспечение текущей жизнедеятельности. Заимствования на реализацию значимых инвестиционных проектов гарантированно окупаются, а заимствования для обеспечения текущей жизнедеятельности приводят лишь к неэффективному распылению бюджетных средств. Резервом межбюджетных отношений является стимулирование муниципалитетов в наращивании отдельных доходных статей: развитие малого бизнеса (доля налогов на совокупный доход в регионе 4,6% и имеет перспективы роста), формирование прибыли и дохода от использования муниципального имущества, наращивание безвозмездных поступлений при повышении качества проработки региональных программ с софинансированием - долевым участием федерального бюджета.  К приезду в Челябинск руководителя КГИ Алексея Кудрина до конца 2012 года планируется подготовить независимые доклады в рамках проектов «Дорожная карта развития Челябинской области», «Гражданская взаимопомощь» и «Школа муниципальной власти». «Цель нашей  работы – дать региональному сообществу материал для оценки социально-экономических рисков и возможностей при реализации текущего бюджета и формировании бюджета - 2013, сделать мониторинг бюджетного процесса и развития региона открытым и публичным».

 

Мы не политическая партия и не ставим целью продвижение своих представителей во власть

 

-Создание Челябинской группы КГИ лдобрил первый вице-губернатор Челябинской области Олег Грачев, - сообщил член КГИ, челябинской политолог Александр Подопригора. Мы не политическая партия и не политическое движение, не ставим целью продвижения своих представителей во власть, что существенно облегчает работу с органами исполнительной и законодательной власти регионов. Основная задача Комитета гражданских инициатив – помочь властям эффективно расходовать общенародные деньги. Независимые эксперты помогут правильно выбрать приоритеты вложений, то, что необходимо жителям конкретных территорий в первую очередь. Аналитические доклады экспертов КГИ могут предотвратить ошибки бюджетного планирования и умышленные злоупотребления в этой сфере. Все выводы и рекомендации Челябинской группы КГИ будут документально подтверждены и аргументированы. Сложность оптимизации и сокращений в бюджете, необходимость поиска компромиссных решений, выявления резервов, минимизации рисков и негативных социально-экономических последствий определяют необходимость применения новых, более совершенных технологий «открытого бюджета».

Комментарии 0
    Новости по теме Александр Подопригора