У «Платоновны» старикам всегда рады
Перед свертком с дороги от Долгодеревенского на поселок Солнечный, с горки, видны вдалеке десятки чадящих труб окраинного промышленного района Челябинска, но «роза ветров» отправляет весь дым на мегаполис. А над этим удивительным местом всегда чистое небо и светит солнце, недаром же в бытность основания поселок получил такое говорящее имя.
Жить здесь – одно благо для здоровья. Так посчитали профессионалы социального дела супруги Дворниченко, когда, объехав окрест Челябинска десятки сел в поисках подходящего здания под проект - нет, не дома престарелых - пансионата, выбрали Солнечный. Решили однозначно – здесь и будет принимать поселенцев приветливая «Платоновна». Как говорится на Руси? «По имени называют, по отчеству – величают». Вот с таким уважением в резиденции «Платоновна» относятся к каждому своему жильцу.
Житейская история: под одной крышей со стариками…
В каждом роду есть свое старшее поколение, о котором, как повелось, принято заботиться младшему. Причем, забота эта – не обязательно требующая самоотречения и креста на собственной жизни, ведь тогда положение стариков отягощается моральным истязанием от сознания, что они – обуза и портят жизнь потомкам. Дело это, конечно, деликатное, но говорить о нем надо без искусственной фальши. Хорошо, когда старики бодры не по годам, не страдают от постоянных болезней, в меру руководят семейными делами, если живут вместе. Или нечасто наведываются в гости, если живут на расстоянии.
Намного сложнее ситуация там, где состояние родственников стало большой и серьезной заботой: добавились в разной степени тяжести последствий инсультов, травм, но чаще – старческие изменения в голове. И понятно, что ежеминутное внимание к ним требует еще специальных навыков и оборудования.
Да, менталитет наш – еще советского человека – до сих пор противится переезду стариков в пансионат для престарелых. А ведь, если со спокойной человеческой точки зрения, без всяких морализаторских накруток, – совершенно объективно можно понять и принять, что в некоторых случаях, особенно если старый человек требует постоянного особого ухода (обездвижен или страдает старческой деменцией) – это лучший вариант. О достаточно высоком качестве жизни в современных подобных социальных заведениях можно говорить совершенно серьезно, поскольку, наряду с госучреждениями социальной защиты (нередко подвергаемыми критике), в последнее время открылись частные пансионаты для пожилых и сложных больных. Резиденция «Платоновна», куда довелось приехать по совету знакомых, открылась год назад - в апреле 2016 года.
Именем бабушки на доброе дело…
Пансионат, или как его зовут официально – резиденция (местожительство), не просто полностью адаптирован под пожилых людей, но здесь еще проводят реабилитацию после инсульта, травм, при психических диагнозах. Сегодня в «Платоновне» – жильцы с сахарным диабетом, заболеваниями суставов и опорно-двигательного аппарата, болезнью Альцгеймера и старческой деменцией.
Все необходимое для реабилитации здесь есть: и персонал, и оборудование, и постоянное круглосуточное внимание.
Резиденция «Платоновна» – единственное профильное заведение в области (России?), которым руководят два «Почетных работника Минтруда России» – супруги Дворниченко – опытные, профессиональные специалисты системы социальной защиты. Наталья Александровна, медик и юрист, заведовала домами престарелых и областным геронтологическим центром, работала в минсоце. Врач-психиатр Игорь Александрович еще и специалист паллиативной медицины, геронтолог – в общем, «то, что надо» для жильцов подобных пансионатов.
А теперь, на минуточку, пришло время рассказать, кто же это – Платоновна? Почему так назвали уютный дом для Ивановичей, Васильевичей, Петровн и Николаевн?
…Она часто снится внучке Наташе – бабушка Аня… Вот она встала, как обычно, в 5 утра, затопила в доме печь, замесила тесто, дом наполняется аппетитным ароматом свежей выпечки. И к завтраку, как бежать Наташе в школу, на столе уже оладушки со сметанкой, булочки с маком. Теплая, ласковая, улыбчивая бабушка Аня, Анна Платоновна…
Потеряв рано дочь, поселилась Анна Платоновна в семье внучки Натальи. До 93-х лет была подвижна, без особых старческих болячек, а уходила в сознании, со своей обычной доброй улыбкой…
Тогда и решила директор государственного дома престарелых Наталья Александровна именем любимой бабушки построить такой дом, который стал бы теплым и родным для всех его жильцов. Такой дом, каким она его видела, точно зная, что нужно беспомощной подчас старости – внимание и терпеливый уход в красоте земного мира…. Важно, конечно, когда человек уйдет, но важнее, КАК он проживет последние свои годы…
На доброе дело и Бог в помощь…
В Солнечном повезло не только с климатом, но и с покупкой здания: безнадзорный 20 лет профилакторий сохранил нужную для проекта планировку и инфраструктуру. Здесь были и санузлы, и лоджии в каждой комнате, и все подсобные помещения, и даже собственная котельная, с которой всегда тепло в любую погоду. Кстати, и погреб для запасов продуктовых был вполне не лишним.
– Мы не стали ограждаться глухой стеной от мира, что обычно делают в подобных заведениях, – продолжает свой рассказ о концепции резиденции директор, – посмотрите, у нас красивый кованый забор, все видно, что на улице делается. Мимо люди идут, приветствуют бабушек и дедушек, а то и словом перемолвятся…
Саму Анну Платоновну я увидела на картине из гобелена – веселая старушка у самовара, рядом игрун-котик, на стене часы с маятником, отсчитывавшие года в каждом доме во времена юности наших стариков.
– Однажды захожу в магазин гобелена, – вспоминает Наталья Александровна, – И глазам не верю – на стене портрет моей бабушки! Вот эта самая картина, на которой сидит моя бабуля, моя Платоновна. Копия налицо. Я была просто счастлива в тот момент… И уже потом вместо кошки появилась у нас Дона, домашняя собачка. А часы с маятником я разыскивала долго, но нашла.
Так в «Платоновне», по подсказке бабушки с картины, проявился дух уютного дома: с чаепитием, с ласковой доброй Доной, с большими часами…
Метрах в двухстах от резиденции стоит на взгорочке церковь, где служит отец Дмитрий. Он и освятил здание, и стал лучшим гостем-другом для стариков. Кто-то к нему потихоньку или с сиделкой придет на службу в церковь, а к кому он сам придет. Пообщаться, принять требы. На Новый год привез подарки каждому – то-то было радости! Сейчас все дружно, и старики и сотрудники готовятся к Пасхе.
Трудно расставаться с «Платоновной»…
Семья Дворниченко постоянно живет в резиденции, в гостиничных номерах, которые предусмотрительно подстроили к основному дому – на случай, если кто из гостей захочет провести пару дней со своими родственниками. А для Натальи Александровны сей факт делает ее рабочий день бесконечным: в любое время дня и ночи она готова решать все вопросы, которых всегда немерено.
Плоды своего беззаветного труда «Платоновна» уже пожинает: директор рассказала несколько историй, когда «резиденты», пожив тут некоторое время (пока родня была в отпуске или в отъезде), ни в какую не хотели уезжать, просились остаться.
А это красноречиво говорит о том, что жизнь им здесь по нраву – во внимании, уходе, чистоте и в общении. Ведь, общеизвестно, что старые люди более всего страдают от изоляции, и даже в квартирах сердобольных родственников, зачастую проводя дни в одиночестве, не имея возможности гулять и общаться со сверстниками.
– Была у нас одна бабушка – дочь поехала отдыхать в Крым с внуками и на месяц привезла к нам девяностолетнюю маму Розу В. И хоть были проблемы со старческим «букетом», но с головой было все в порядке. Прожила она у нас месяц, потом за ней приехала дочь.
А старушка ни в какую не хочет возвращаться: мол, мне здесь нравится, я никуда отсюда не поеду. Что делать? Осталась она в резиденции еще на месяц. И снова та же история – не хочет нас покидать и все! Уговорили кое-как – с обещанием, что снова приедет сюда «гостить». Сейчас, через полгода, она к нам вернулась, и все были рады!
Где «красота лечит душу»…
Позже, обсуждая со знатоками увиденное в Солнечном, услышала мнение, что «Платоновна» – это неординарный проект в частно-пансионатном сегменте, с ним не сравнятся даже московские аналоги, где, при всей внешней схожести в устройстве, делается ставка на количество мест: подчас у жильцов получается не жизнь в доме, а пребывание в большой больничной палате.
Наталья Александровна абсолютно не согласна с таким подходом, она считает, что частные дома – не источник денег, а источник, в первую очередь, милосердия. И если люди пришли в этот бизнес, они должны не просто зарабатывать деньги, а честно трудиться. Для небольшой «Платоновны» это – кредо.
– Наш дом – очень компактный, на 30 человек, все комнаты на двоих, лишь одна с лежачими больными – их четверо. Это удобнее в плане общения – вечерами сиделка может следить за всеми, читать им книги, вести беседы, смотреть сообща фильмы. Стоимость проживания, конечно, не может быть ниже того же санатория. Хотя, в санаториях нет сиделок… Понятно, что если у нас на 30 жильцов 24 сотрудника, при шестиразовом домашнем питании, при недешевых средствах обслуживания и медицинских препаратах, – все это стоит столько, сколько стоит.
Скоро в «Платоновне» отметят первый год работы: пройден пока маленький, но довольно-таки существенный путь. А планов еще – немерено. Скоро откроется фито-бар, для него заготовили с осени лечебные травы, шиповник, чернослив. Появились у резиденции и добрые друзья – недавно Светлана Клименко, директор фитнес-клуба «Светлана», подарила пансионату просто великолепную массажную кровать.
… В кабинет заглянула администратор Людмила Бушуева, «главный мой помощник», – отрекомендовала ее директор. Людмила Викторовна всегда при деле, позже увидела ее в столовой – кормившую с ложечки дедушку в инвалидном кресле.
В столовую возят всех «лежачих», – это необходимо, прежде всего, для их же здоровья, чтобы не было застойных явлений в легких, пролежней. Да и в обществе друзей аппетит получше. Хотя в нем старикам не откажешь, кушают они с удовольствием, хвалят поваров. И то: здесь никаких больничных блюд, исключительно домашняя еда. А на каждый праздник или день рождения – торжественный обед с поздравлениями и подарками.
Но, безусловно, помимо профессионализма, важнейшее качество персонала – отношение к пожилым людям и способность найти контакт с человеком в преклонном возрасте.
– Стараемся подбирать людей, которые по сути своей милосердны. Когда ко мне приходят на собеседование, я сразу предупреждаю о том, что у нас непозволительно повышать голос, независимо от ситуации. Бывало, что и через два дня расставались с кем-то, – признается директор. «Не наша» – серьезный диагноз.
Это отмечаешь сразу – все в доме разговаривают спокойно, мягко и даже Дона ни разу не тявкнула! Все ее гладят, а она, словно понимая свою миссию, терпеливо лежит под их слабыми руками, и только в глазах ее понимание их бытия. Этот славный песик как душевный лекарь у стариков.
А ведь уже – весна! В солнечный теплый день с удовольствием прошли по дорожкам вокруг дома. Пока все еще под снегом, но Наталья Александровна уже видит, уже рисует образно, что, где и как будет. Вот здесь – пруд, здесь – розарий, здесь альпийская горка, туи и кипарисы вдоль дорожек. Здесь цветники и керамические скульптуры, вазы, лавочки… А тут – уличный камин, чтобы и вечером, как у костра в юности, старикам посидеть. Даже в фантазиях все красиво, а наяву – каково? «И в старости человек к красоте тянется», – говорит Наталья Александровна, и продолжает тихим мягким голосом: «Я по опыту многолетнему и наблюдениям скажу, что с таким уходом, доброжелательным спокойным фоном, медициной, с питанием, с прогулками, с гуманным отношением, думаю, наши люди будут долгожителями».
Да, того и гляди, будет и очередь к доброй «Платоновне»…
-
Челябинских школьников за успехи в Просветительских играх наградил Сергей Кириенко24 мая 2022, 19:50
-
В субботу – шестой, самый скромный день масленичной недели29 февраля 2020, 01:42
-
Транспортные полицейские Челябинска навестили в Новосинеглазово мать-алкоголичку21 февраля 2018, 13:56
-
Лужи мочи и рёв токсикоманов в коридоре: ужасы челябинского общежития31 мая 2017, 19:16
-
У «Платоновны» старикам всегда рады07 марта 2017, 16:50