Из Златоуста в Санкт-Петербург по рекам России поплывет старинная барка
Барка — вид плоскодонных кораблей, на которых вплоть до середины 19 века по российским рекам перевозили различные грузы: от продуктов питания до строительных материалов. Одна такая лодка, грузоподъемностью до трех тысяч пудов, заменяла сто гужевых подвод.
Как сообщил агентству «Урал-пресс-информ» директор музея Юрий Окунцов, главная сложность заключается в том, что в России ни одной барки уже не осталось. Восстанавливать старинный корабль будут по чертежам, сохранившимся в архиве, однако конкретных сведений о технологии его строительства очень мало. Несмотря на это, сотрудники музея намерены совместно со строительными фирмами города воссоздать барку с максимальным приближением к старинному оригиналу (c использованием на некоторых этапах строительства современных технологий).
На бортах, корме и носу корабля будет выполнена традиционная для подобных судов плоскорельефная резьба по дереву, которая дала название закрепившемуся в деревянном зодчестве архитектурному стилю — «барочная резь».
С проектом воссоздания барки златоустовцы вышли в полуфинал российского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». К сожалению, не удалось выиграть грант конкурса на 700 тысяч рублей, который мог бы значительно ускорить строительство.
Тем не менее, работы по воссозданию старинного судна продолжаются. Помощь энтузиастам музея оказывают предприятия города, среди которых художественные оружейные мастерские «Росоружие» (директор Александр Николаев), фирма «НИКОЛ» (директор Николай Новиков), Златоустовский металлургический завод (председатель совета директоров Марк Лейвиков).
Первоначально планировалось построить два речных судна: одно должно было остаться в Златоусте, а второе — отправиться в экспедицию. В настоящее время решено построить одну барку из корабельной сосны. Она совершит путешествие по нескольким рекам России, среди которых Ай, Уфа, Белая, Кама, Волга. Именно по этому маршруту до середины 19 века, когда была построена Самаро-Златоуствоская желазня дорога, перевозили на барках продукцию златоустовских заводов.
В городах по пути следования экспедиции сотрудники музея, спортсмены, представители фирм города, журналисты намерены устраивать выставки-презентации продукции уральских мастеров.
В начале мая нынешнего года было совершено разведывательное плавание по реке Ай с целью определить наиболее удобный для прохождения маршрут.
Судно поплывет по течению Ая до Уфы, а затем — до Санкт-Петербурга.
Пройдя намеченный маршрут, барка вернется в Златоуст. Там ее планируют поставить на якорь на Златоустовском пруду, где она будет плавучим музеем.