«Книга, которую не стоит читать на бегу»: профессор Сибиряков о мемуарах Владислава Загорского

Фото  «Книга, которую не стоит читать на бегу»: профессор Сибиряков о мемуарах Владислава Загорского

Челябинские ученые продолжают обсуждать книгу «Мои воспоминания. Мемуары польского врача о жизни в Челябинске», ставшую подарком Государственного исторического музея Южного Урала к 285-летию Челябинска. Обнаружил ее и перевел с польского научный сотрудник музея Константин Дружинин.

Доктор исторических наук, профессор ЮУрГУ Игорь Сибиряков в своем интервью так оценивает это издание:

- Это тот редкий случай в современном информационном мире, когда книга сделана с любовью к читателю. Здесь все достойно уважения: переплет, качественная бумага, комфортный шрифт, потрясающе точно подобранный иллюстративный ряд.

Визуальное сопровождение книги очень важно в XXI веке, когда мы хотим не только читать, но и видеть, узнавать, осязать. И все эти компоненты здесь присутствуют.

Но помимо визуального восприятия книга - это прежде всего содержание. И сразу возникает очень важный вопрос - для кого эта книга написана и издана в 2021 году?

У меня есть свой авторский вариант ответа на этот вопрос.

В первую очередь эта книга для краеведов. Для людей, которые любят историю своего края, которым очень интересно знать, каким был их город в XIX веке. Для людей, которые хотят увидеть Челябинск глазами «иностранца» - чужого человека, приехавшего в Челябинск и не имевшего здесь никаких исторических корней. Это особый взгляд и именно профессиональные краеведы наиболее объективно его оценят.

Безусловно, книга будет полезна тем, кто интересуется историей российской интеллигенции - одной из самых несчастных социальных групп в истории XIX и XX века. Она открывает много нового о жизни провинциальной интеллигенции, которая всегда значительно отличалась от интеллигенции столичной – как в советское времена хоккейная команда ЦСКА отличалась от «Трактора».

Для читателей, интересующихся историей польского этноса в России, эта книга тоже будет полезна. Она позволит больше узнать о жизни и проблемах поляков, живших в Российской империи, поможет понять историю своей семьи, своего рода.

Книга будет важна и для тех, кто изучает историю революционного движения в России конца XIX и начала XX века. При внимательном прочтении «Воспоминаний…» возникает понимание того, почему в революционеры шли отнюдь не самые глупые и иногда не самые бедные люди. Эта книга показывает много такого из жизни провинциальной России, что вызывало у будущих революционеров неприязнь, порой переходящую в ожесточение революционной борьбы.

Я бы советовал прочесть эту книгу тем, кто уже стал врачом или собирается стать им. Хотя книга написана много лет назад, в отношении к медицине у нас мало что изменилось - как показали последние пандемийные годы. И в это смысле будущим врачам надо представлять себе масштаб тех огромных проблем, с которыми они столкнутся, - особенно в провинции, за пределами Садового кольца, где живет значительная часть граждан России.

Кому я не советовал бы читать эту книгу? Тем, кто любит историю в «лайт-версии», где люди прекрасны одеты в белые одежды, совершают только хорошие поступки и живут в самой лучше стране на свете. Многие сцены, описанные автором, производят очень тяжелое впечатление, и этому реализму веришь.

Не рекомендовал бы эту книгу людям, влюбленным в Челябинск. Когда ты влюблен, то недостатков не замечаешь - одни лишь достоинства. И когда ты читаешь о своем любимом городе суждения очень жесткие и понимаешь, что оценки сделаны в 19 веке, а ты живешь в 21-м, а вокруг мало что изменилось...

Ты ловишь себя на мысли о совершенно особом статусе и судьбе Челябинска, его истории и ты очень расстраиваешься. Меня книга в определенный момент очень сильно расстроила, и у меня было ощущение того, что я зря начал ее читать.

Что меня потрясло в этой книге? Тревожно становится, когда узнаешь об уровне пьянства среди представителей интеллектуальной, культурной, политической элиты Челябинска конца 19 века. Серьезная беда, с которой мы не справились до сих пор… Очень поразило описание челябинской тюрьмы. Не случайно автор сравнивает тюрьму с адом и даже приходит к выводу, что это - страшнее ада.

Очень поразило описание операции по извлечению ребенка из чрева матери - очень жестко, человеку с неустойчивой психикой это читать надо с осторожностью.

И, конечно, роковая 138-я страница со словами, которые сперва вызвали у меня полное неприятие: «Этот прОклятый Челябинск - даже затмение обходит его стороной!». Так эмоционально реагирует молодая жена врача, наблюдая солнечное затмение в городе. В этой фразе - эмоционально жесткое восприятие Челябинска человеком, приехавшим из европейской части России, повидавшим другие города, другую жизнь. Есть ощущение реальной жизни человека, работающего в маленьком городке с населением 16 тысяч человек, куда центральные газеты приходят через 11 дней.

Но есть в этой книге и другой Челябинск. Первое знакомство с городом произвело на автора и членов его семьи просто замечательное воздействие. Он удивлялся его широким улицам, его садам, которые придавали городу «веселый характер». Очень сильное впечатление на меня произвели свидетельства автора о «живучести челябинцев» после тяжелейших медицинских катастроф - и мы восторгаемся вместе с ним. Это вселяет чувство оптимизма. Если это качество не утрачено, то челябинцы переживут еще много испытаний в нашей истории.

Комментарии 0
    Новости по сюжету Глазами краеведа