Гиганты пассажирских перевозок рвутся на рынок Челябинска
На рынок города рвутся крупные российские машиностроители. Но власти впускать их пока не торопятся в силу ряда причин, которые намедни и обсуждали коммерсанты с чиновниками.
Руководитель "КАМАЗ-Маркет", официального дилера Камского автозавода на Южном Урале, Валерий Головин пригласил на встречу вице-мэра по транспорту и дорожному хозяйству Владимира Алейникова, депутатов городской думы и транспортников Магнитогорска.
Полная коммерциализация пассажирских перевозок похоронит муниципальный "Челябгортранс", но плохого в этом ничего нет, заверяет Владимир Алейников. "ЛИАЗы" 20-летней давности как большие желтые паразиты для городской казны, только и высасывают деньги. Старые автобусы расходуют 60 литров топлива на сто километров, в то время как новые машины тратят в два раза меньше. Плюс бесконечный ремонт, который новым машинам не нужен. Но на современные автобусы необходимы деньги, которых у города нет.
Покупка машин в лизинг позволит обновить автопарк лишь на малую долю, совсем незаметную для горожан. Оптимальный вариант впустить на рынок коммерсантов и поделить с ними доли.
Один из претендентов – КАМАЗ. Завод собирает автобусы НЕФАЗ, соответствующие современным требованиям комфорта и экологическим показателям Евро-2. Машины с автоматической коробкой передач, что облегчает работу водителям. Стоит один такой автобус два миллиона 200 тысяч рублей.
Для рентабельности проекта и выполнения социальной миссии челябинскому автопарку необходимо минимум 150-200 автобусов. КАМАЗ готов к такой партии. Генеральный директор Камского автозавода Сергей Когогин согласен на долевое участие в 51 процент, 49, соответственно, достается администрации Челябинска. Внести эту долю живыми финансами муниципалитет не может, но способен заложить имущество.
При чистой прибыли в 40 миллионов рублей в год через пять лет вложенные средства окупятся и начнут приносить доход, как коммерсантам, так и бюджету города. При этом цена проезда не только не повысится выше восьми рублей, она упадет до шести или даже четырех рублей за билет. Этого будет вполне достаточно, чтобы окупить затраты, считают и предприниматели, и власти.
Причем снижение цен на проезд привлечет пассажиров, которые сегодня предпочитают ездить на маршрутных такси. Когда чиновники подняли проезд до восьми рублей, они увеличили цену на 33 процента, при этом частники, владеющие "маршрутками", не стали поднимать цены и переманили к себе пассажира с доходом ниже среднего. Даже малоимущие готовы переплатить два рубля за скорость и комфорт перевозки.
Как результат, вместо допустимых для Челябинска 850-ти маршрутных "Газелей", на дороги вышли все полторы тысячи. Это огромный минус для безопасности и организации перевозок. Зато большой плюс частникам – одна "маршрутка" приносит в месяц 20 тысяч чистой прибыли. Если новый автобус будет зарабатывать хотя бы в два раза меньше, он уже окупит себя и пополнит казну. При этом скорость перевозки останется как у "Газели", а о безопасности и говорить не стоит, утверждает Валерий Головин.
Депутат Семен Мительман задал встречный вопрос, как быть с теми частниками, которые уже имеют договора с администрацией на перевозки. И кто будет возить льготников?
Головин и Алейников согласились с тем, что мелким предпринимателям, как и крупному "Челябгортрансу" придется потесниться, таковы законы рынка. Что касается льготников, то для них нужен инвестор. Пока КАМАЗ готов взять все расходы на себя.
Но компания не меценат и рассчитывает на прибыль в будущем, а, имея большую долю учредительства, является, по сути, монополистом и в последующем сможет взвинчивать цены как вздумается. За примером далеко ходить не надо, сетует Мительман: бензиновые олигархи побили все темпы инфляции, увеличив цену бензина на этой неделе, а государство бессильно. Не перенесется ли эта модель во внутреннюю транспортную сферу Челябинска?
Чтобы таково не произошло, на транспортный рынок города будут запущены несколько крупных перевозчиков, например, желание изъявило предприятие "РусАвтобусПром".
Сейчас, чтобы не попасть впросак, транспортники Челябинска и предприниматели ведут подробные расчеты и составляют глобальные бизнес-планы. Несомненно, помимо коммерческой стороны проект несет и огромную социальную значимость для города.