Представители южноуральских похоронных организаций не поделили бизнес и разругались прямо в областном правительстве

Фото Представители южноуральских похоронных организаций не поделили бизнес и разругались прямо в областном правительстве

Начиная с середины 2013 года, когда челябинские депутаты внесли изменения в положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе, которыми фактически разрешалась «конкуренция на кладбищах», споры и столкновения владельцев ритуального бизнеса не только не утихли, но и разгорелись с новой силой.

Напомним, в Челябинске с 2006 года действовал нормативный акт, по которому эвакуацией тел умерших в морги на безвозмездной основе занималось специализированная служба – МУП «Мемориал-Сервис». Но антимонопольщики посчитали такое положение вещей нарушающим Закон о защите прав конкуренции, поскольку муниципальное предприятие в приоритетном порядке получало информацию о фактах смерти от сотрудников полиции и врачей. Благодаря этому МУП имело возможность оказывать весь комплекс ритуальных услуг: выезжать за телом умершего, заключать договор с родственниками на организацию погребения.

Тогда по заявлению областного прокурора Александра Войтовича Федеральный арбитражный суд Уральского округа отменил данный пункт положения.

После этого МУП «Мемориал-Сервис» было преобразовано в ООО «Мемориал-Сервис» и продолжило свою работу. Спустя время на организацию стали «наезжать» другие коммерсанты мрачного бизнеса – мол, пункт отменили, а все равно ничего не изменилось. И до сих пор руководители других компаний по оказанию ритуальных услуг пытаются бороться с конкурентом-монополистом.

После преобразования «Мемориал-Сервиса» мало что изменилось: его генеральным директором по-прежнему остался Радик Ибатуллин, а все казенное имущество и активы перешли в частные руки. Теперь у фирмы есть филиалы во всех районах города, в большинстве своем отделения «Мемориал-Сервиса» находятся прямо на территории больниц, что, по мнению экспертов, противоречит санитарным нормам (согласно СанПин 2.1.1279-03 не разрешается строить здания с похоронным уклоном не только на территории больниц, но даже вблизи жилья и учреждений). Тем не менее, отделения организации находятся на территории ГКБ №1, №3, №6, 8,10, об этом можно узнать на официальном сайте фирмы.

«Мемориал-Сервис» предоставляет не только услуги по захоронению, но и транспортные услуги от больницы до морга на безвозмездной основе, продает гробы, надгробные памятники и прочие ритуальные атрибуты.

Это первая проблема, которая волнует других коммерсантов этого же бизнеса.

Второе – уже жалобы самих клиентов, родственников умерших, которые подкрепляют сотрудники скорой помощи и следственного отдела. Незадолго до ликвидации МУПа по Челябинску прокатилась волна новостей о громких расследованиях в отношении методов работы сотрудников похоронных бюро. Люди жаловались на то, что в Челябинске первым на место смерти человека приезжает похоронный агент. Причем не только из «Мемориал-Сервиса». Бывали случаи, когда приезжали к живому еще человеку и раньше «скорой помощи». Но так как «Мемориал-Сервис» был все же муниципальной организацией, которой принадлежало монопольное право на перевозку тел, первым информация об усопших доставалась все же им. А согласно постановлению «Об эвакуации тел умерших и погибших в морги Челябинска», муниципальное предприятие первым официально получает информацию от экстренных служб и выезжает на место для вывоза тела.

Собственно, за это их и невзлюбили похоронные агенты других предприятий. В результате этого, кстати, как рассказывали очевидцы местным СМИ, порою похоронные агенты даже дрались за покойников у квартиры убитых горем родственников...

Когда МУП все же ликвидировали, муниципальный заказ по перевозке остался. Для его выполнения мэрия организовала конкурс на 36 миллионов рублей. Итог всем известен – каким-то образом в претендентах на участие в этих торгах остался лишь ООО «Мемориал-Сервис». Но на днях суд, по заявлению Челябинского УФАС, признал торги не состоявшимися. Однако, пока «Мемориал-Сервис» продолжает заниматься транспортировкой тел – и это третья составляющая претензии коммерсантов, конкурирующих с организацией в похоронном бизнесе. А челябинцы продолжают жаловаться на то, что агенты компании начинают звонить им задолго до того, как они официально узнают о смерти близких.

«Поступают от кого? Я не думаю, что на «Мемориал-Сервис» приходят подобного рода жалобы, могу сказать из практики, что существуют случаи, когда посторонние частные организации специально представляются «Мемориал-Сервисом», - рассказала корреспонденту «Урал-пресс-информ» директор «Мемориал-Сервиса» Мария Кольцова. - Потому что на сегодняшний день «Мемориал-Сервис», - и я горжусь этим как руководитель, – организация, предоставляющая самый широкий, самый лучший и самый качественный спектр услуг, начиная от эвакуации тел умерших и заканчивая захоронением. По поводу навязывания – у нас существует диспетчерский пункт, от которого мы получаем официальную информацию. Через нашу систему оповещения мы получаем информацию официально, часто нам звонят сами граждане. Из больниц мы получаем информацию тогда, когда нужно тело вывезти – это право больницы обратиться к той или иной частной организации. Мы из больницы осуществляем эвакуацию тел бесплатно в патологоанатомическое отделение. А перевозка тел на кладбище уже осуществляется на коммерческой основе с учетом договоров».

Однако присутствующие на круглом столе представители говорят, что даже законные действия в этой сфере бизнеса можно оспорить – потому что и закона, как такового, в регионе нет.

Так, например, считает юрист ООО «Юридическая компания «АРТЕ» Антон Бавин. По его мнению, не существует закона, который бы контролировал всю сферу деятельности ритуальных услуг. Таким образом, не существует и системы наказаний. При этом отсылки на федеральный закон игнорируются. Именно Бавин первым на заседании круглого стола предложил создать наблюдательный совет, в чем его поддержали практически все присутствующие. Однако намек на связь похоронного бизнеса с криминалом, а также многочисленные озвученные жалобы на «Мемориал-Сервис» вызвали шквал недовольства со стороны руководства компании. В целом, мнение ООО «Мемориал-Сервис» сводилось к тому, что оно, являясь лидером отрасли, и занимая 30% рынка, вызывает зависть у других коммерсантов, обрабатывающих остальные 70%. «Потому что они работают по теневой схеме, - резко возразил Радик Ибатуллин. – У нас все 137 сотрудников компании официально трудоустроены, постоянно проводятся проверки. А вы как работаете?». Гендиректор «Мемориал-Сервиса» поднял идею лицензирования организаций, занимающихся ритуальными услугами. «Посмотрим, получите ли вы лицензию», - добавил он. В итоге мнение Антона Бавина в этой компании посчитали не авторитетным, поскольку он не работает в похоронной отрасли и не имеет понятия, о чем говорит.

В спор вступила и «Служба городских кладбищ», которую обвинили в отсутствии базы данных, нерасторопности и коррумпированности. Главврач ОКБ №2 ратовала за включение предпохоронных услуг в реестр бытовых и сервисных услуг немедицинского характера (поскольку они и так оказываются – только незаконно, по теневой схеме, хотя законом предоставление этих услуг не запрещено). Ее поддержали представители власти и ритуальных бюро всего Южного Урала. Но каждый говорил о своем. Представители челябинской городской власти, единственные, кто чувствовали себя на круглом столе очень расслаблено (от них присутствовал начальник управления ЖКХ администрации города по городскому хозяйству Сергей Кочетков с начальником своего правового отдела) никаких предложений не внесли.

Добавим, оборот рынка похоронных услуг в Челябинске, по разным оценкам экспертов, оценивается в сумму от 1,5 до 2 миллиардов рублей ежегодно. По данным Челябинскстата, в столице Южного Урала ежегодно умирают более 19 тысяч человек.

Комментарии 0
    Новости по теме администрация Челябинска