ЗАО «Карабашмедь» не обязано платить по чужим долгам, но готово бескорыстно помогать населению Карабаша
Как сообщил агентству «Урал-пресс-информ» Александр Голов, выплавка меди ведется в Карабаше с 1822 года. В состав холдинга «Русская медная компания» ЗАО «Карабашмедь» вошло в 2003 году, однако сейчас многие пытаются возложить на РМК ответственность за продолжавшееся почти 200 лет негативное воздействие на экологию города, объявленного в 1989 году зоной экологического бедствия. С 1989 по 2012 год численность населения Карабаша сократилась с 46 до 10 с половиной тысяч человек.
Еще 25 июня 1996 года Министерство природных ресурсов РФ утвердило перечень мер экологической реабилитации Карабаша стоимостью 360 миллиардов рублей, финансировать реализацию которых предполагалось из средств федерального бюджета. В зависимости от длительности и степени негативного экологического воздействия, вся территория Карабаша была поделена на несколько зон – отвалы хвостохранилища на площади 15 гектаров, старое хвостохранилище сульфитных отложений в долине рек Сак-Елга и Аткус, где отмечено превышение предельно допустимых концентраций по 18-ти химическим элементам, в том числе по меди - в 802 раза, по железу - в 62 раза, водоотлив затопленной шахты Центральная (Южная) на площади 15 квадратных километров, где ПДК превышено в 5 раз, техногенные пиритные залежи в южной части города на площади 2,5 квадратного километра, содержащие 3 миллиона тонн серы, 30 тысяч тонн цинка и еще 15 химических элементов, включая селен, теллур и мышьяк. Для утилизации отвалов в городе планировалось ввести два агрегата мощностью 146 и 110 мегаватт электрической энергии и 439 и 207 гигакалорий тепловой энергии. Таких генерирующих источников вблизи Карабаша нет, поэтому для ввода агрегатов необходимо строительство дорогостоящей ЛЭП.
Новые мощности позволили бы ежегодно получать из хвостов и шламов 242 тысячи тонн железа, 33 тысячи 800 тонн цинка и меди, 684-700 тысяч тонн гранулированного шлака. Нерациональное размещение техногенных отвалов, а также плавка в шахтных печах в прежние годы не предназначенного для них сырья приводит сейчас к вторичному загрязнению воздуха, вследствие пыления и ветрового разноса с превышением прифоновых концентраций тяжелых металлов.
Утвержденный еще премьером РФ Виктором Черномыдиным план реабилитации Карабаша предполагал снятие верхнего слоя загрязненного грунта на площади 3100 гектаров с заменой его новым, переселение 3100 жителей из 500-метровых санитарно-защитных зон к 2015 году, строительство завода по переработке шлаков мощностью 500 тысяч тонн в год.
Вокруг Карабаша сейчас находится более 29 миллионов тонн шлаков и хвостов, большинство из них имеет конкретных собственников. Программа утилизации ранее накопленных в Карабаше техногенных отходов оценивается в 301,9 миллиарда рублей. Однако планировавшихся средств на ее реализацию из федерального бюджета так и не поступило.
Сейчас ЗАО «Карабашмель» полностью перерабатывает и утилизирует все текущие отходы производства черновой меди. Измельченный гранулированный шлак в виде песка поставляется на Первомайский завод Лафарж-цемент и Искитимский цементный завод в Омской области – по 20 тысяч тонн в месяц. Осуществляется непрерывный контроль всех выбросов и сбросов предприятия, они не превышают допустимых нормативов.
Завод является основным налогоплательщиком дотационного Карабашского округа. Ежегодно предприятие направляет на помощь городу в рамках договора о социальном партнерстве по 15 миллионов рублей. Налоговые отчисления в местный бюджет от налога на землю и НДФЛ превышают 60 миллионов рублей, в консолидированный бюджет только в первом полугодии 2012 года перечислено более 500 миллионов рублей.
При этом в городское собрание депутатов Карабаша из 15-ти человек входят лишь два представителя ЗАО. Собрание не может найти общего языка с главой города Вячеславом Ягодинцем, у которого за два с половиной года работы сменилось уже четыре заместителя, а все вместе – с населением Карабаша. Завод готов и впредь помогать карабашцам в решении их проблем в обмен на взаимопонимание и лояльность. Но определять объекты такой помощи должны не чиновники, а общественный совет города при участии наблюдателей из областного правительства. Завод ежегодно дарит всем первоклассникам города ранцы со школьными принадлежностями, оказывает существенную денежную помощь всем ветеранам войны и труда, организовал в городе театральную студию, где преподают ведущие режиссеры ГИТИСа, спонсирует поездки детского театра на фестивали, выделяет средства на медицинское обследование и лечение детей и пенсионеров.
Но местным депутатам этого оказалось мало – они предъявили ЗАО «Карабашмедь» список требований из 49-ти пунктов, включая такие абсурдные, как строительство общественного пляжа на озере Серебры, ремонт и комплектацию книгами городской библиотеки, обустройство городского мемориала славы и сквера у церкви, обеспечение бесплатного питания школьников, ремонт городских общественных зданий, участие в строительстве жилья для бюджетников.
Обеспечение большей части этих пунктов – прямая обязанность городских властей. ЗАО «Карабашмедь» - частное предприятие, которое помогает городу в рамках договора о социальном партнерстве, отнимая часть прибыли у своих акционеров. Завод - не дойная корова, а равноправный социальный партнер.