Яндекс.Метрика
  • Политика

Зачем Челябинску 170 «мелкопоместных депутатов» и есть ли риски отмены решения о реформе МСУ?

Фото Зачем Челябинску 170 «мелкопоместных депутатов» и есть ли риски отмены решения о реформе МСУ?

Теперь, согласно нововведениям, предусмотренным реформой местного самоуправления (МСУ), которую одной из первых на себе опробует Челябинск, число депутатов в гордуме увеличится до 49, а всего в городе, согласно делению на внутригородские районы, народных избранников станет целых 170 человек.

При этом сама по себе реализация реформы идет уж как-то слишком тихо. Например, 4 июня, на публичных слушаниях в горадминистрации ее одобрили 300 пришедших челябинцев, после чего и было решено запускать реформу в действие. Возникает вопрос: кто эти 300 челябинцев? Если верить комментариям под материалами о новой реформе, большинство горожан вообще ничего о ней не знает, как и о том, что ее уже одобрили и взяли в оборот.

Председатель правления фонда содействия и развития гражданского общества «Голос-Урал» Юрий Гурман считает, что согласование данного вопроса и вовсе должно было проводиться через референдум. «Я считаю, что этот вопрос вообще нельзя было выносить на публичные слушания. Мнение 300 человек нельзя считать мнением всех горожан. Возникает вопрос: насколько волеизъявление участников публичных слушаний соответствует волеизъявлениючелябинцев? Есть все основания считать это решение незаконным и есть риски отмены этого решения», - отметил Гурман на выступлении в дискуссионном клубе «Искусство политики».

На самом деле, говорить о таких рисках странно – реформа уже вошла в действие и о ее отмене можно будет говорить только в том случае, если «что-то пойдет не так», и реформа просто провалится, дискредитировав себя.

«Когда изберутся эти 170 человек, начнутся конфликты и проблемы, - считает Гурман. – Люди будут спрашивать: кто виноват в этом бардаке? Выяснится, что виноваты те 300 человек, которые одобрили принятие реформы, потому что в решениях, которые жители не принимали, они не захотят участвовать. Это можно сравнить с тем, что не очень-то хочется воспитывать чужого ребенка».

По мнению Гурмана, интерактивным вариантом стало бы введение избирательной системы по многомандатным округам, как это утверждено, к примеру, в Миассе и Златоусте, которые отказались от внутригородского деления, как это предполагалось реформой МСУ. Федеральные власти решили, что сами муниципалитеты должны решать, принимать реформу или нет: можно было оставить прямые выборы мэра и не вводить новую систему внутригородского деления. По мнению Гурмана, таким образом федералы переложили ответственность на местную власть: если реформа провалится на местах, то отвечать за этот провал будут мелкие в рамках страны чиновники и депутаты.

Вообще, реформа была разработана после послания Владимира Путина к Федеральному Собранию РФ, в котором президент советовал сделать местную власть «ближе к народу». В Госдуме решили, что увеличение числа депутатов и создание сложного административного внутригородского деления, при котором в каждом районе появится свой глава и сити-менеджер – идеальный способ решения всех проблем. Однако резкое увеличение числа депутатов наврядли приблизит их к народу, зато однозначно приблизит к власти количество людей, которые хотели бы влиять на нее и лоббировать в ней свои интересы. Сложность состоит в том, что теперь город официально разделен на 8 отдельных юридических лиц, которые не могут быть соподчинены и которые в ближайшее время должны разделить между собой всю муниципальную собственность. Поскольку реформа прошла в максимально сжатые сроки, вопросы по типу «а кто за это отвечает?» просто неизбежны. Бюджет уже сверстан, договоры заключены, существуют различные обязательства. Сейчас будут выбирать других депутатов, у которых не будет ни бюджета, ни собственности и которых ожидает огромная волокита с документооборотом. Причем, уже сегодня на заседании регионального ЗСО было озвучено, что воплощение реформы МСУ в жизнь приведет к дополнительным расходам областного бюджета, при этом сумма пока не уточняется.

Это напоминает период феодальной раздробленности на Руси, когда кучки мелких помещиков враждовали между собой. Только в наше время междоусобицами будут заниматься «мелкопоместные депутаты», имеющие сферы влияния в своем районе и добравшиеся до рычагов власти, контролирующих эти сферы влияния. Это приведет к неизбежной борьбе суверенитетов, где каждый из депутатов попробует реализоваться через районное политическое звено.

Против реализации реформы МСУ в Челябинске, похоже, выступили только коммунисты. «Эту идею двигает «Единая Россия» в лице Мякуша, - рассказал депутат областногоЗаксобрания от партии КПРФ Константин Нациевский. – Те же самые вопросы мы обсуждаем на заседаниях. Я голосовал против этой реформы. Может быть, она покажет и хорошие результаты, но там, в правительстве, такая уверенность железобетонная».

Не понравилась реформа и экс-руководителю орготдела регионального исполкома партии «Единая Россия» Владимиру Дугинцу, считавшемуся «человеком Мякуша», который уже давно держит зуб на экс-губернатора Михаила Юревича, отстранившего его четыре года назад через новые назначения от влияния в избирательной компании партии власти. По мнению Дугинца, во времена Юревича, контролировавшего большинство местных медиа-ресурсов, в Челябинской области сложилась определенная система отбора, при которой нельзя считать ныне действующие органы власти легитимными. «В этом безобразии был плюс, - добавил Дугинец. – Не было борьбы города и области. А теперь на это безобразие накладывается другая идиотская система. Что такое районы? Они обозначены условно – между ними нет заборов. Единственная система – это город. Теперь город не будет вовлечен в реальные выборы власти, выборы будут проводиться кулуарно».

Кулуарно – это значит, что на каждого депутата по усредненным оценкам при новой системе внутригородского деления приходится примерно 300 человек, в то время как раньше в выборах могли принимать участие все челябинцы. Естественно, 300 человек подкупить легче, считает Гурман, что делает выборы абсолютно нечестной борьбой за власть.

«Выборы становятся абсолютно политизированными, - считает Нациевский. – Получается, «Единая Россия» изменяет закон так, как она хочет. Избирательное законодательство меняется постоянно – я вообще предлагаю его заморозить на несколько лет, чтобы всем известная партия не подстраивала под себя ту нормативную базу, которая ей выгодна сейчас».

Тем не менее, закон уже был принят сегодня сразу в трех чтениях. По словам председателя регионального Заксобрания и лидера южноуральских единороссов Владимира Мякуша, уже на следующем заседании будет рассмотрен вопрос о полномочиях, источниках финансирования и налоговой базе в муниципалитетах.

Комментарии 0
    Новости по теме Владимир Мякуш