Житейские истории Сергея Леонтьева

Фото Житейские истории Сергея Леонтьева

Сегодня, 18 июня, отмечает свой 70-летний юбилей наш постоянный автор – Сергей Леонтьев, чей трудовой путь начался с шестнадцати лет.

Работал он и учеником фотографа, и киномехаником, и слесарем в вагонном депо вскрышного разреза в Коркино. Сменил много специальностей, но главной стала одна – горная электромеханика. Наш автор получил её в Свердловском горном институте имени Вахрушева.

Несколько лет отработал инженером-электриком по наладке горно-шахтного оборудования в управлении «Цветметналадка», а последние восемнадцать лет перед пенсией преподавал в Коркинском горно-строительном техникуме предметы, связанные с подготовкой будущих горных техников и техников-электромехаников.

В книге «По праву памяти», изданной к 75-летнему юбилею КГСТ, есть статья под названием «Выбрать точный девиз» (автор Светлана Межевич). Она полностью посвящена преподавателю специальных дисциплин Сергею Леонтьеву. Там есть такие строки: «Дав путёвку в жизнь многим, работая на самых трудных участках, он всегда следовал простому и логичному решению: если не я, то кто? Всё-таки самое главное - не просто выбрать красивый девиз, а всю жизнь доказывать его смысл…»

И ещё одна цитата из этой книги (глава «Так это горный приехал…») из воспоминаний выпускника Сергея Ивановича Данила Супонева (в 2018 году Данил трудился в ООО «Южуралвзрывпром»): «Больше всего в жизни я, студент группы «ТЭРО-08», благодарен своему наставнику Сергею Ивановичу Леонтьеву. Без него я бы не смог получить тех знаний, которыми сегодня богат. Скажу так: 96-листовую тетрадку, исписанную под его диктовку, наизусть знаю… И хотя иду в будущее маленькими шагами, но что-то получается. И теория от Сергея Ивановича дала многое, и его факультативы…»

Так же высоко оценивает своего бывшего преподавателя и выпускник КГСТ, отлично окончивший бюджетное отделение Южно-Уральского государственного аграрного университета Вадим Добуш. Учёба давалась ему легко, потому что всегда помнил советы своего наставника Сергея Ивановича Леонтьева, а наставник, по его словам, у него был отличный.

Сейчас Сергей Леонтьев пенсионер, но без дела он не сидит. Каждый год техникум просит помочь выпускникам подготовить дипломы. Эта работа сезонная: весна и начало лета. Как правило, подопечные Сергея Ивановича защищаются хорошо и отлично.

А ещё время от времени бывший преподаватель пишет свои истории, причём они всегда очень похожи на реальные. Часто героями его рассказов становятся жители Южного Урала, а их прототипами – родные ему люди, дедушки, бабушки и члены их семей. Деда по отцовской линии он никогда не видел: тот умер ещё до рождения внука. А дед был настоящим героем, воевал в Первую мировую войну и получил четыре Георгиевских креста. Его в семье Сергея Ивановича часто вспоминали. Второго деда (по материнской линии) внук тоже не знал: Кирилл Тимофеевич Угрюмов пал смертью храбрых в 1944 году, защищая Украину от немецко-фашистских захватчиков. О нём внук знает много из рассказов бабушки, которая до самой смерти жила в семье своей дочери – матери Сергея Ивановича.

Случилось так, что наш сегодняшний юбиляр с самого детства имел проблемы со здоровьем: шалило сердце (оно у Сергея Ивановича большое и доброе). Часто приходилось лежать в больницах и ездить в санатории. А что мог там делать мальчишка? Конечно же, читать!

Сергей Леонтьев и сегодня легко может прочесть наизусть целую главу из пушкинского «Евгения Онегина», он прекрасно знает и отечественную, и зарубежную литературу. Вот уже много лет с удовольствием смотрит телевизионную передачу «Своя игра» и правильно отвечает на очень многие вопросы: запросто и сам мог бы блеснуть интеллектом «в телевизоре».

Он очень начитанный и эрудированный человек, увлечённый и ищущий. У него много планов. Давайте, уважаемые читатели, поздравим его с юбилеем и пожелаем ему новых творческих успехов!

Златоуст (продолжение рассказа Сергея Леонтьева «Весна 1929 года»)

Так закончилась счастливая сельская жизнь. До Златоуста добирались два дня. Преодолев затяжной подъём, они увидели город, который располагался в низине между гор. По городу протекала река. Был виден пруд возле дымящего трубами завода. Дома поднимались по обе стороны реки по склонам.

- Куда теперь? – спросила Дуня.

- Сейчас у кого-нибудь спросим, - ответил Кирилл.

Навстречу им шла женщина с ведрами воды на коромысле.

- Скажите, пожалуйста, как нам найти улицу Горную?

- По этой улице езжайте до конца. Потом повернёте направо, а там спросите.

Начали спуск. Доехали до реки и повернули направо. Тут увидели мужика.

- Как нам найти улицу Горную?

- Зря вы повернули. Нужно ехать дальше вдоль Заречной улицы до конца. Там спросите.

Двинулись дальше. Встретился ещё один мужик. Он направил их направо на подъём в гору. На последней улице на доме висела табличка Горная, 5. А нужен был пятнадцатый. Наконец его нашли. Это был небольшой домик с двумя окнами на улицу. Залаяли собаки. Через минуту из ворот вышла женщина.

- Здравствуйте. Панкрат здесь проживает?

- Здесь. А вы кто?

- Я брат его Кирилл.

- Он на работе. Проходите в дом. Я Нюра - жена Панкрата.

Привязав лошадь к забору, Кирилл и Дуня зашли в дом. В нём было всего две комнаты. Панкрат, младший брат Кирилла, уехал из дома в 1925 году, когда ему было пятнадцать лет. Через некоторое время он отправил домой письмо, в котором сообщил, что живёт в Златоусте. В последнем письме написал, что у него свой дом, что женился, и оставил адрес. Выгрузив вещи, стали готовить обед. В шестом часу пришёл Панкрат. Кирилл рассказал ему о положении дел в деревне и о желании обосноваться здесь.

- Завтра пойдем на завод. Я тебя устрою на работу.

- А как с жильём?

- Пока поживёшь у нас, а дальше найдём место, где можно будет построить дом.

- Хорошо. Работы я не боюсь.

Утром пошли на завод. Начальник посмотрел на Кирилла и сказал:

- В доменный цех помощником горнового пойдёшь.

В цехе стояла жара от горящей доменной печи. Задачей Кирилла было вдвоём с напарником обеспечивать пустые вагонетки для выпуска шлака из печи. Шлак выпускали через каждые два часа. Заполненную вагонетку необходимо было выводить во двор и выливать из неё шлак в отвал. При этом нужно было подготавливать шлакоотвал для приема следующей партии шлака и очищать вагонетку от остатков шлака. Каждые шесть часов шёл выпуск чугуна. В это время работы хватало всем. Трудились в три смены. Кирилл от такой работы в горячем цеху потерял килограммов двадцать своего веса. Одежда на нём висела, как на колу. Кроме работы на заводе, он налаживал быт своей семьи. Начал строить дом, разработал участок земли и посадил картофель и другие овощи. Продав лошадь и телегу, на вырученные деньги купил козу, трёх кур и месячного поросёнка. Так что стал обзаводиться хозяйством. Зарплату на заводе практически не платили, но в счёт зарплаты можно было выписать с завода кое-какие материалы для строительства. В результате к зиме был построен дом. Дуня устроилась на работу в трамвайное депо. Так что какие-то деньги в дом приносила и она.

В следующую весну заболел Егорша. И за неделю сгорел от болезни и умер.

Для Кирилла работа была похожа на каторгу. Пришло письмо от старшей сестры. Она писала, что забрала мать к себе и что теперь они живут в Коркино. Там нашли уголь и строят разрез для его добычи. Требуются работники, и заработки обещают хорошие. Всё продав, Кирилл с семьёй отправился в Коркино (продолжение следует).

Комментарии 0
    Новости по сюжету На житейских перекрёстках