Яндекс.Метрика

После Сумина: преемника нет, потенциальных наследников - пять

Фото После Сумина: преемника нет, потенциальных наследников - пять

У рубрики «Колонка обозревателя» появился новый автор - Александр Мельников. В начале 90-х он стоял у истоков первой в Челябинской области независимой частной газеты «Деловой Урал», занимался политической журналистикой, работал в штабе депутата Госдумы Михаила Гришанкова. Одна из ипостасей Александра – интеллектуальные игры. Он семикратный чемпион России и вице-чемпион мира по интеллектуальным играм.

Эпоха губернатора Сумина закончилась. Закончилась, что бы сейчас ни говорили, далеко не так, как это представляли себе Сумин и его окружение. Попытки изображать происходящее в мажорных тонах выглядят очень наивно.

Губернатор сам попросил не включать его в список претендентов? Да полноте! Если бы Петр Иванович огласил свое желание «уступить дорогу молодым» месяца три назад, версия добровольного ухода выглядела бы сколь-нибудь пристойно. Однако на самом деле битва велась буквально до последнего патрона. Еще 25 февраля, лишь за неделю до оглашения списка кандидатов на пост губернатора области, спикер ЗСО Владимир Мякуш выступал с согласованным заявлением: «Сегодня для Челябинской области главное – сохранить команду, создать преемственность действующего курса. Мое мнение – альтернативы Петру Сумину нет». В итоге приличия были соблюдены лишь в самый последний момент – обнародование просьбы Сумина не включать его в список и собственно самого списка произошли в течение одного часа.

Другой печальный и актуальный вопрос – о преемственности власти. Единственной масштабной и одновременно достойной политической фигурой в нынешней команде оказался сам Сумин. И с его уходом само слово «преемственность» теряет смысл, распадается на отдельные ничего не значащие буквы.

Подготовить преемника или плеяду приемлемых кандидатов – сама по себе задача непростая. Ну а при том стиле правления, который многие годы практиковал Петр Иванович, задача оказалась заведомо неразрешимой. Начиная с середины 90-ых и до настоящего времени, мы наблюдали за ближайшим окружением губернатора: Уткин и Сербинов, Тимашов и Бочкарев, Дятлов и Косилов, Буравлев и Рязанов. Вся система подбора кадров основывалась исключительно на личной преданности. По устоявшейся системе руководства должный контроль за действиями подчиненных со стороны губернатора отсутствовал. Все они обладали высокой степенью независимости и активно реализовывали собственные интересы, не соблюдая принципов корпоративности. Имея в своих руках серьезный ресурс, каждый из статусных подчиненных Сумина использовал его по своему усмотрению, в том числе и друг против друга, в борьбе за передел сфер влияния.

При этом губернатор большей частью находился в стороне этих процессов, не оказывая определяющего влияния на действия членов своей команды, но в критических ситуациях (многочисленные коррупционные скандалы чего стоят!) обеспечивая свое покровительство и защиту.

И все же с Суминым на вершине властной пирамиды эта система работала и была достаточно прочной. Теперь же выяснилось, что репутация у ближайшего окружения – хуже некуда. «Правые и левые руки» Сумина Москва к губернаторству не подпустила даже на пушечный выстрел, заблокировав их попадание в список кандидатов.

Отсюда – судорожное вытаскивание из дальних запасников незапятнанной в глазах федерального центра персоны Юрия Клёпова, долго и праведно работавшего в областной власти исключительно в сфере экономики. Уж не знаю, мыслил ли кто в ельцинскую пору, что президентом страны может стать Егор Гайдар или Александр Починок, но такая аналогия с походом Клёпова на губернаторство вполне уместна.

Конечно, команда Сумина постарается поддержать Клёпова в ходе финального губернаторского раунда. Но, судя по тому, как происходило и чем закончилось формирование списка кандидатов, влияние этой команды на принятие окончательного решения будет весьма невелико, что бы нынче не говорили приближенные к ней эксперты.

Если, по вполне правдоподобным слухам, Юрий Клёпов был брошен на амбразуру предстоящей губернаторской битвы чуть ли не против его воли, то для многих кандидатов само попадание в список – большой личный успех. Например, для мэра Челябинска Михаила Юревича.

Спору нет, должность для губернаторского прыжка у Юревича весьма подходящая. Есть и влиятельный покровитель (правда, всего лишь один) - начальник управления администрации президента РФ по внутренней политике – Олег Маркович Говорун. Но на беду челябинского мэра хватает у него и врагов, не менее влиятельных, чем Говорун. Например, только ленивый еще не писал об антипатии, которую к политику Юревичу испытывает как большая промышленная команда Виктора Христенко, так и политическая Магнитка, ориентирующаяся на мнение Виктора Рашникова. Не надо забывать и патологическое неприятие Юревича ближайшими соратниками Сумина и многими бизнес-депутатами ЗСО, начиная с Мякуша.

Поэтому Юревичу, на данный момент, можно поставить сразу два плюса. Во-первых, в борьбе с двумя десятками ресурсных претендентов да при жесточайшем противодействии показал свою силу, сумев протиснуться в заветную пятерку. Во-вторых, на продолжительное время получил иммунитет от нападок политических противников. Начнет, допустим, местная оппозиция, грозя крючковатым пальцем, приговаривать: «Родничок… верни Родничок, Юревич!» А он им теперь с полным правом в ответ: «Вы, смерды, на кого голос повысили? На одного из пяти помазанников «единороссовских» да президентских!»

Словом, сложно представить, что Юревич может одержать большую победу. Но и маленькие достижения у него уже никто не отнимет.

В отличие от не милого Магнитке Юревича про еще одного кандидата на губернаторство, заместителя министра регионального развития РФ Романа Панова многие говорят прямо противоположное. Дескать, Магнитка Р. Панова (не путать с депутатом Госдумы В. Пановым!) и двигает. Формально всё указывает на это. Уроженец Магнитогорска и выходец из менеджмента ММК Панов начал быстрое движение по карьерной лестнице, безусловно, при поддержке Рашникова. Исполнительный директор областного фонда обязательного медицинского страхования, вице-губернатор области, замминистра – все это за неполных четыре года.

Однако, судя по всему, на каком-то из этапов этого стремительного скачка, пути Панова и Магнитки несколько разошлись. Точнее покровители постепенно разочаровались в «поведении» своего протеже. Да и с командой действующей на сегодняшний день администрации у него возникли серьезные трения. Достаточно вспомнить имевшие активное хождение слухи о серьезных финансовых злоупотреблениях в ФОМСе, якобы выявленных Пановым после его назначения. Напомню, что до него финансы фонда были под полным контролем Косилова.

Можно предположить, что произошло охлаждение отношений по причине переориентации Панова на другую влиятельную команду. И здесь мы, возможно, сталкиваемся с первой неожиданностью для региональной элиты. Понятно, что на губернаторское кресло Панова продвигает его непосредственный начальник, глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин. А если заглядывать еще выше, то лидером и главной пробивной силой этой команды является приближенный Путина, руководитель аппарата Правительства РФ Сергей Собянин. Но возникает вопрос, кто инициирует это? Сам Панов, убеждая своих покровителей в необходимости поддержать его кандидатуру. Или же наоборот тандем Собянин-Басаргин затеял свою игру и преследует некие интересы в Челябинской области. Кстати, определенным катализатором продвижения этого кандидата может быть и еще один наш земляк, вышедший в федеральные чиновники, – Евгений Рогоза (хотя бы для создания большей конкуренции Юревичу).

Если при поддержке Собянина Роману Панову удастся продолжить свой головокружительный рост, то в самом буквальном смысле сбудутся слова Петра Сумина про «дорогу молодым». Ведь Панов заметно молод даже на фоне находящихся в самом расцвете сил оппонентов – Роману Панову стукнуло пока только 38 лет.

Впрочем, Михаил Гришанков претендовал на должность губернатора Челябинской области еще в более молодом возрасте. Гришанкову было 35 лет, когда он в 2000 году принял участие в последних на данный момент всенародных выборах губернатора и занял сверхпочетное второе место. Уступил он хоть и с очень большим разрывом, но только Сумину.

За прошедшие с той поры десять лет Гришанков стал одним из бессменных и влиятельных депутатов Государственной Думы РФ, поработал во главе комиссии по противодействию коррупции и в составе ряда президентских Советов и рабочих групп. Сегодняшний Гришанков – не тот, что в 2000 году. Ранний Гришанков мог надеяться больше на свои силы и энергию. Теперь можно предположить, что за его спиной в новой губернаторской гонке стоят спикер Госдумы Борис Грызлов и ряд влиятельных руководителей администрации президента РФ. Судя по всему, Гришанкову удалось проявить себя во время работы над антикоррупционными предложениями для президента, и его заметили. По всей видимости, новый карьерный рост Гришанкова – дело скорого времени. И, если он сейчас не возглавит Челябинскую область, то через некоторое время ему, наверняка, будет предложена другая значимая должность.

То, что Христенко и ориентированные на него Рашников и тандем Комаров-Федоров будут активно лоббировать устраивающую их кандидатуру губернатора, сомнений не было. Но вот появление и роль в губернаторском списке именно замминистра промышленности и торговли РФ Андрея Дементьева необходимо признать второй неожиданностью для региональной элиты.

Можно предположить, что изначально команда Виктора Христенко, научившаяся относительно успешно договариваться с Суминым, уверовала в его «непотопляемость» и серьезно не готовила свою кандидатуру. Активизация началась месяца два назад, когда администрации президента дала понять, что Петру Ивановичу надо готовить почетный уход. Тогда и появились у команды Христенко планы на собственного кандидата, так как другие, кроме Сумина, их в нужном объеме не устраивают.

Первым сразу был назван Реус – более опытный по сравнению с Дементьевым. Но произошла осечка. Либо сам Реус не захотел, либо его не захотели отпустить с важной государевой должности. А так как собственная скамейка кандидатов оказалась чересчур короткой и единственным на ней оставался Дементьев, то другого выбора просто не было.

Резонны сомнения – а нужно ли вообще Дементьеву это губернаторство? Из всех пяти претендентов этот уроженец Коркино раньше всех перерезал пуповину, соединяющую его с Челябинской областью. Уехав в 1998 году вслед за Христенко в Москву, Дементьев за дюжину лет окончательно стал столичным чиновником. Если его как-то и интересует возвращение в родные пенаты, то, пожалуй, совсем ненадолго, в качестве трамплина. Чтобы уже по окончании первого же губернаторского срока вернуться в Москву на более высокие позиции.

Конечно, в чем сейчас нет недостатка, так это во всевозможных прогнозах – чьи шансы выше. Полагаю, вне зависимости от статуса и репутации экспертов, ко всем подобным предсказаниям нужно относиться с большой иронией. Увы, но таковы реалии современной высшей политики – логику, предсказуемость, прозрачность искать в решениях Кремля крайне сложно.

Вряд ли кто-то ответственно сейчас может сказать не только какие критерии при назначении губернатора станут определяющими, но даже какой из многочисленных центров выработки решений будет играть главную роль. Для понятности, совсем уж огрубляя и упрощая, кто будет играть более значимую роль при назначении – Путин или Медведев?

В отличие от элит кремлевских, поведение местных элит, о которых в связи со сменой областной власти любят часто беспокоиться, легко предсказуемо. Младая часть элит, закрепившаяся в этом статусе в последние годы, легко адаптируется к любому губернатору. Ну а выжившие ветераны этого цеха, потому и выжили, что тоже способны быть гибкими в своих отношениях.

Как метко заметил уже упоминавшийся мною Владимир Мякуш, депутаты поддержат любую кандидатуру на пост челябинского губернатора - они все достойные. Напомню, что еще за неделю до этого высказывания глава ЗСО альтернативы Сумину и преемственности курса не видел…

Комментарии 0
    Новости по теме Колонка обозревателя