Яндекс.Метрика
  • Общество

Жанровые сценки из семейной жизни семьи Теплоуховых

Фото Жанровые сценки из семейной жизни  семьи Теплоуховых

В ближайшую пятницу, 2 сентября, накануне празднования 275-летия Челябинска, в Музее искусств на площади Революции, 1 открывается фотовыставка «Хранители памяти: Константин Теплоухов, Юрий Теуш, Сергей Васильев».
Автор проекта и куратор выставки  Павел Большаков  рассказывает о творчестве неизвестного для Челябинска дореволюционного фотолюбителя:

Сохранившиеся фотографии столетней давности являются уникальным источником информации о том времени, когда семья была высшей ценностью, а хорошие семейные отношения – основой здорового общества.
Фотография заявила о себе на Южном Урале во второй половине XIX  века. После польского восстания в 1863 году в Оренбургской губернии появилось много ссыльных поляков. Судя по всему, они и привезли на Урал знания о светописи и умение фотографировать. Именно в губернском городе впервые появились салоны фотографии.
В 1876 году первый фотограф Челябинской области Вениамин Метенков, у которого в родне был ссыльный поляк, сделал первые портреты земляков в Миасском заводе (так назывался Миасс 100 лет назад). Именно здесь в 1880 году он и откроет свой салон «Новая фотография». А потом переедет в Екатеринбург и станет самым известным фотографом Урала в начале XX века.

Согласно  переписи 1897 года профессиональной фотографией в Оренбургской губернии, куда входили Челябинский, Троицкий и Верхнеуральский уезды,  занимался только один житель Оренбурга. Хотя богатые золотопромышленники Миасского завода, Троицка и Верхнеуральска к услугам приезжих фотографов уже давно не обращались. На рубеже XIX-XX веков салоны фотографии появились в Троицком, Верхнеуральском и Челябинском уездах нашей губернии. Именно в этот период семейный фотопортрет вошел в моду, которую в большей степени определила в России страсть к фотографированию императора Николая II и его семьи. Они в каждую поездку брали с собой известных фотографов. И постепенно к светописи пристрастился сам император. В краеведческом музее Златоуста чудом сохранился один из фотоальбомов царской семьи, которую 93 года назад расстреляли именно на Урале. Возможно, здесь и кроется разгадка появления этого альбома на Южном Урале. И, конечно, развитие семейной фотографии определялось доступностью в цене: в начале прошлого века дюжина фотографий стоила два рубля.

В справочнике В. А. Весновского “Весь Челябинск и его окрестности” (1909) отмечено наличие в городе девяти салонов фотографий. Очень точно пишет в энциклопедии «Челябинск» (2001) профессиональный историк:  «…первоклассная «мягкая» оптика, большие размеры негативов, естественный рассеянный свет, фотобумага с громадным по сегодняшним меркам содержанием серебра, кропотливая работа ретушеров, паспарту из плотного картона с золотым тиснением и литографические рисунки – вот обязательная составляющие салонной фотографии начала двадцатого века. Но главное было умение мастера создать при портретировании людей особую, располагающую атмосферу, в которой наши прадедушки и прабабушки могли раскрыть для потомков наилучшие качества души».

Но были и другие фотографы-любители, которых тянуло сделать репортажный по наитию портрет семьи. Я имею в виду челябинского акцизного чиновника Константина Николаевича Теплоухова. В 1906 году он приобрел фотоаппарат и с 1908 года активно снимал до самой революции, о чем подробно рассказал в своих дневниках, опубликованных  в 2001 году – «Челябинские хроники: 1899-1924».

Как же южноуральцы открыли для себя первого фотографа-любителя Челябинска? Когда-то, в 1996 году, известного фоторепортера России, почетного гражданина Челябинска Сергея Григорьевича Васильева наградили орденом Дружбы, а вручать пришлось с опозданием в марте 1997 года: в связи с переменой власти в Челябинской области. Как пресс-секретарь губернатора Петра Сумина и директор «Челябинского фотоклуба» я задумал эту акцию награждения превратить в праздник фотографии: в конце концов, не каждый день фотографов  в России награждают  орденами.  С разрешения губернатора назвали праздник «100 лет уральской фотографии» (ассоциации с первым профессиональным фотографом губернии по переписи 1897 года). Мы с Сергеем Васильевым пригласили на праздник фотостудию «Каменный пояс» и попросили подготовить выставку музейной и современной фотографии. Именно в театре юного зрителя (Народный дом начала прошлого века) 400 приглашенных любителей фотографии впервые увидели несколько снимком Константина Теплоухова из коллекции областного краеведческого музея. Известная тележурналистика Ирина Коломейская сняла фильм о нашем празднике. По счастливой случайности работы своего прадеда увидела внучка Теплоухова М. В. Пасешник и позвонила в музей: «У меня хранится весь фотографический архив деда». Вот так через сто лет праздник одного фотографа воскресил память о другом.

А сегодня Челябинский областной музей искусств приобрел и выставляет бесценное фотографическое наследие первого фотолюбителя дореволюционного Челябинска. Предлагаем вашему вниманию фото семьи Теплоуховых, которые вы увидите впервые.

Комментарии 0
    Новости по теме Земляки