Александр Шестаков: Мы должны консолидироваться для решения общих задач развития системы высшего образования страны

Фото Александр Шестаков: Мы должны консолидироваться для решения общих задач развития системы высшего образования страны

Ректор Южно-Уральского государственного университета Александр Шестаков избран председателем Совета ректоров вузов Уральского федерального округа. О том, какие обязанности ему придется выполнять на этом посту, и планах, которые он намерен реализовать в ближайшем будущем, ректор ЮУрГУ рассказал агентству «Урал-пресс-информ».

- Александр Леонидович, какие обязанности у председателя Совета ректоров вузов федерального округа?

- Университетское сообщество и система образования в целом находятся на стадии больших изменений. Изучение мнений руководителей вузов, выработка консолидированной позиции на основе опыта различных университетов Урала является важной задачей. Этим должен заниматься председатель Совета ректоров.

- Сколько вузов теперь будет находиться в сфере вашего внимания?

- Их будет около 60-ти. Это все вузы Челябинска, Екатеринбурга (где их в полтора раза больше, чем в Челябинске), Тюмени (где вузов в полтора раза меньше, чем в южноуральской столице), плюс вузы Кургана, Ханты-Мансийска, Тобольска, Сургута... В каждом регионе есть свой Совет ректоров. Мы должны выработать общий план действий по поводу всех изменений, которые нам предстоит провести.

Мое знакомство с некоторыми вузами УрФО уже состоялось. Я был членом рабочей группы, которая занималась вопросами реорганизации вузов на основе результатов мониторинга эффективности. Мне пришлось побывать в нескольких учебных заведениях Екатеринбурга, Тюмени, поговорить с руководством Ханты-Мансийского и Ямало-ненецкого автономных округов, Курганской области. Мы вырабатывали общую позицию с региональными министерствами, принимали решения по тем вузам и филиалам, которые имеют признаки неэффективности.

- Сегодня в российском обществе ведется много споров о критериях, по которым оценивалась эффективность вузов. Есть мнение, что пяти показателей для корректной оценки - недостаточно. Вы обсуждали этот вопрос с коллегами?

- Когда мы определяли, как поступать с вузами, признанными неэффективными, мы побывали в некоторых из них. Например, в Екатеринбурге встречались с представителями Академии архитектуры. Это блестящий вуз, который попал в разряд неэффективных за счет своей специфики, связанной с архитектурой, искусством и дизайном. Театральный институт Екатеринбурга – тоже очень хороший вуз. На курсе музыкальной комедии, например, половина ребят являются лауреатами международных конкурсов. Сельскохозяйственный университет Тюмени – прекрасный вуз, который имеет очень достойные результаты, и, безусловно, может улучшить свои позиции. И наш ЧГПУ – достаточно сильный педагогический вуз. Мы отстаивали мнение, что самодостаточные вузы, которые имеют особенности и хорошую перспективу, что не учитывалось в пяти показателях министерства образования, должны быть сохранены. И нам это удалось!

- Реорганизация ряда высших учебных заведений региона вызывает волнения, беспокойство в обществе. Чего нам следует ждать, к чему нужно быть готовыми?

- Волнений быть не должно. Какова бы ни была реорганизация, права студентов никоим образом не будут ущемлены. Наоборот, учащиеся тех вузов, которые попадают под присоединение, становятся студентами более сильных учебных заведений. При правильной организации этого процесса у студентов появится возможность получить более качественное образование. Их интересы никак не пострадают.

Преподавательский состав может претерпеть какие-то изменения. Но при любой реорганизации преподаватель не окажется уволенным. У него есть контракт, который подписан по результатам его избрания на пять лет. Процесс изменения педагогического состава внутри реорганизованных вузов будет происходить медленно. Интересы преподавателей обязательно будут учтены. В основном изменения в их работе будут связаны с реализацией задачи повышения эффективности вузов.

К преподавателям будет предъявляться больше требований в сфере научной работы, например, будет оцениваться цитируемость их публикаций, как в России, так и за рубежом. Приоритет будет отдан тем преподавателям, которые работают в науке – они займут лучшую позицию. В ЮУрГУ этот процесс уже начался. На собрании трудового коллектива мы приняли новое положение, которое стимулирует работу преподавателей в этом направлении. Создан фонд, из которого будет происходить выплата премий на основе показателей, которые достигаются в научной и преподавательской деятельности.

- Александр Леонидович, вы уже знаете, какими будут ваши первые шаги на новом посту?

- Я планирую пригласить в Челябинск председателей Советов ректоров регионов, чтобы обсудить важный вопрос, связанный с изменениями, которые произойдут в связи с принятием нового закона об образовании. Каким образом это отразится на деятельности наших вузов, мы должны обсудить вместе. От имени ректоров Екатеринбурга и Челябинска мы подавали предложения о внесении изменений в проект закона об образовании, необходимо посмотреть, каким образом они будут учтены. Нам нужно обобщить опыт работы в новых условиях. Мониторинг эффективности будет проводиться ежегодно, и это отразится на деятельности всех вузов региона.

Многие говорят о недостаточности показателей, по которым оценивалась эффективность вузов, и министерство образования с этим согласно. Сейчас идет речь о том, чтобы отраслевые министерства, например, министерство культуры, которому принадлежат вузы, связанные с культурой и искусством, министерство сельского хозяйства, и прочие, выработали свои критерии оценки. Либо дополнили критерии министерства, с тем, чтобы была возможность учесть специфику этих вузов. Такие учебные заведения есть в Челябинской, Свердловской, Тюменской областях. Ректорское сообщество тоже должно высказать свое мнение, участвовать в формировании критериев, и реализовать те решения, которые будут приняты по результатам мониторинга.

Российский Союз ректоров активно работает над развитием вузовской системы. Это организация, с которой министерство образования советуется, принимая решения по ключевым вопросам. Как часть Союза ректоров, Совет ректоров Уральского федерального округа должен принимать в этой работе деятельное участие. Основную свою задачу на новом посту я вижу такой: мы должны консолидироваться для решения общих задач развития системы высшего образования, делиться опытом, учитывать и воспринимать лучшие достижения наших соседей. В результате общения, поддержки, обмена опытом должны стать сильнее все вузы.

- Какое участие Совет ректоров будет принимать в вопросах реорганизации вузов?

- Совет ректоров УрФО высказывал свою позицию по каждому вузу, который попал в число тех, которые имеют признаки неэффективности, и работал с министерствами образования всех территорий УрФО. Совет ректоров Уральского отделения имеет свой голос в комиссии по этому вопросу, и следит за тем, чтобы намеченные изменения были правильными, несли пользу вузовской системе региона в целом.

- Будучи председателем Совета ректоров вузов УрФО, вы являетесь руководителем одного из крупнейших университетов России. Сможете ли Вы уделять родному вузу столько же внимания, как и прежде?

- Конечно. Основная моя задача, чтобы Южно-Уральский государственный университет развивался динамично. Кроме того, опыт руководства ЮУрГУ поможет мне в работе с другими вузами-партнерами. Но работы конечно прибавится.

Комментарии 0
    Новости по теме Александр Шестаков