Кто спасет Челябинск от мусорной удавки: фактография одной проблемы

Фото Кто спасет Челябинск от мусорной удавки:  фактография одной проблемы

На слово «свалка» у сотрудников предприятия «Полигон ТБО» и работников на строительстве – негласное табу. Только «полигон». А это очень ёмкое по сущности слово. И вряд ли челябинцы сейчас представляют, что кроме обычных мусорных отвалов могут быть цивилизованные, высокотехнологичные предприятия с многопрофильной переработкой, сохраняющие природу нашу от экологической катастрофы и землю на Земле.

Приехали… открывшаяся с бровки панорама впечатлила еще и тем, что – трудно представить такое, – дно и откосы огромного котлована полностью укутаны в ткань: ее здесь, похоже, квадратные километры.

Да, и так каждый раз, когда приезжаем сюда – удивляемся сами себе, что мы это смогли сделать, – разделяет мою эмоциональность от увиденного организатор уникального для области проекта на территории Сосновского района Алексей Кожевников.

Сегодня это, пожалуй, один из главных реализуемых экологических проектов в Челябинской области. И строят его обыкновенные люди, без чинов и званий, не уполномоченные государством по должности, как чиновники, следить и отвечать за экологическую безопасность в регионе.Но пока поставим здесь многоточие, – возьмем паузу для описания истории вопроса.

Факт первый: зона экологического бедствия внутри мегаполиса

Семьдесят лет назад городская свалка начала работать, по сути, на окраине Челябинска. Сейчас, разросшаяся до 85 гектаров, она представляют собой гигантскую мусорную резервацию практически в центре мегаполиса, в километре от жилых домов, где гниют несколько десятков миллионов тонн отходов, ушедших под собственной тяжестью в землю на глубину девятиэтажного дома. Ко всему прочему, она регулярно загорается: горят тонны одноразовой упаковки, прочего пластика, органики – всего 15 видов считающихся опасными отходов. Для желающих посмотреть этот фильм ужасов по-челябински – ссылка.

Формально свалку закрыли – внимание – еще в 1992 году(!).

И почему-то за двадцать четыре года в Челябинске так и не появилось внятной альтернативы главной городской помойке. Кому предъявлять счета?

В январе 2016 года стало известно, что официальный проект строительства полигона для захоронения твердых бытовых отходов в Красноармейском районе снова не прошел госэкспертизу. Сейчас чиновники горадминистрации совместно с Минэкологии опять ищут место, но реально такового еще не определено. (Напомним, ищут почти четверть века, а наши энтузиасты из «Полигона ТБО», кстати, определились всего за пару месяцев интенсивных поисков).

Но при этом, по заявлению замминистра экологии региона, в 2016 году администрация Челябинска закажет проект рекультивации городской свалки, – якобы, деньги на это уже заложены в бюджет города. Но поскольку «альтернатива» все еще создается, чиновники не могут законсервировать челябинскую свалку и «складывать отходы неизвестно куда».

Так и хочется их успокоить: а в чем проблема? Перенаправьте поток городских мусоровозов на новый полигон, который начнет принимать машины уже в октябре, и тяните свои бюрократические резины дальше, только избавьте город от этого вонючего мусорного кошмара.

Алексей Кожевников: "Мы хотим, чтобы в Челябинской области гордились самой лучшей в стране переработкой ТБО."

Факт второй: мусорное «ожерелье» мегаполиса

Вблизи города мусором завалены почти все пригородные поселки Сосновского района: бытовые отходы и селяне, и дачники без стеснения разбрасывают по лесам, дорогам и полям. Централизованного сбора попросту во многих местах нет. Да и там, где на сбор мусора подряжены муниципальные спецмашины, так везти все равно некуда, – вот и заворачивают мусоровозы на несанкционированные свалки в леса.

Проехав по нескольким населенным пунктам пригорода, мы наблюдали везде одну и ту же печальную картину, например, в Трубном бытовым мусором завален берег питьевого источника – реки Миасс. Местной администрации давно было выдано предписание по ликвидации дикой свалки, да «воз и ныне там».

У поселка Саргазы повстречался муниципальный мусоровоз с номером у884кх, который ехал по привычному маршруту в ближайший лес, на несанкционированную, и понятно, бесплатную свалку.

[title]

В поселке Садовом, прямо на выезде в поля, на полкилометра вдоль дороги – страшные картины загаженной земли. Все разлагается, гниет, эту сельскую помойку видно даже из космоса на спутниковой карте.

Под Полетаево (все названные поселения – на землях Сосновского района) местная самовольная свалка произвела самое сильное впечатление – на масштабной поляне в лесу накатан уже многометровый слой мусора, при этом все горит, дымит и воняет. Говорят, кто-то здесь делает свой бизнес: на въезде обычно стоит «охрана» и берет деньги за сброс отходов.

[title]

Вот именно против такого уничтожения родной природы, против очевидной экологической катастрофы протестуют Кожевников, Ткачев и их партнеры своим проектом полигона. И в их активных союзниках – администрация Сосновского района, у которой, наконец, появилась надежда «зачистить» территорию в прямом смысле. И не стоит акцентироваться на том, что мусор на объект повезут из других районов:всему хватит места. Главное, чтобы процесс привыкания к новому маршруту прошел как можно быстрее, от этого выиграем мы все.

Факт третий: сегодня очевидно, что альтернатива есть

Вернемся в подчелябинские леса, в окрестности поселка Полетаево в четырех километрах западнее объездной автодороги Екатеринбург – Уфа. Здесь инвестор - "Группа компаний АНК" - и заложила весной первый в области современный технологический проект полигона ТБО полного цикла захоронения и переработки.

Генератор идеи Алексей Кожевников объясняет такое направление в бизнесе простым и человеческим языком – чтобы очистить наши села и не губить экологию – чего ж непонятного? Невозможно далее терпеть загаженные окрест леса и заваленные мусором поля, эти бесчинства с родной природой. Решение построить современный комплекс утилизации и переработки активно поддержали компаньоны и коллеги. Идея сразу наложилась на желание действий, а подготовка к старту шла полгода. Выбирали место, делали необходимые проверки-анализы, общались и советовались с местными жителями, взвешивали риски. Объехали всю область и решили остановиться здесь, в пригороде Челябинска, зная ситуацию с городской свалкой.

Директор Полигона, опытный профессионал Владимир Ткачук на строительстве постоянно, с «нулевого» цикла: как будущий эксплуатант, он отслеживает все строительные стадии. На кромке котлована Владимир Петрович дает пояснения к лицезримой картине:

– Это наша первая, так называемая «карта» полигона ТБО. По технологии захоронения мы сначала вынули грунт, по проекту на глубину 5 метров. Потом дно и откосы заложили противофильтрационным экраном, чтобы весь фильтрат, который обычно образуется в мусорном объеме, при дождях не попадал в грунт, не просачивался в подземные воды, а по дренажной системе собирался в пруду – испарителе вон там, левее «карты».Причем, в летнюю жаркую погоду фильтрат возможно перекачивать обратно на эти же отходы, чтобы они не возгорались. И здесь еще важный нюанс утилизации – когда отходы влажные, их легче уплотнять бульдозерами и специальными катками.

[title]

Мимо нас проезжали грузовики с щебнем – отсыпается технологическая дорога по всему периметру «карты» для удобного проезда и съезда на дно котлована. Объем «карты» запроектирован на 300 тысяч кубометров, но это уже в уплотненном виде, уточняет Владимир Петрович. Отходы будут сортироваться. На собственной сортировочной линии на въезде из мусора отберут бумагу, полиэтилен, ПЭТ-бутылки, стекло и прочее сырье для дальнейшей переработки. А оставшиеся неутилизируемые отходы будут захоронены на полигоне ТБО в строгом соответствии с санитарными нормами.

И вот однажды заполненную «карту» запеленают тканью, рекультивируют, выровняют и засадят жимолостью и облепихой. И НИЧТО не напомнит о том, что здесь была «отходная яма». Почва, воды подземные, воздух – все останется чистым во благо будущим поколениям, да простится высокий штиль. Но он оправдан пониманием, что ни одного подобного полигона в области нет. Потому и выбирал Алексей Кожевников с сослуживцами самый полный, самый эффективный проект, но и нелегкий.

Да, глядя на эту картину масштабного строительства, осознаешь, какая здесь заложена сложная «цепная» технология, вплоть до линий переработки отобранных фракций. Но когда есть понимание, как с этим всем обращаться (как у моих собеседников), то особых сложностей не возникает.

Строительство продолжается, а штат полигона уже подготовлен, все рабочие прошли спецобучение: сортировка отходов по видам опасности требует внимания, знаний пожарной, экологической безопасности и осторожности. В перспективе – здесь же переработка «нужного» мусора в конечную продукцию – метелки, ведра, рельсы, шпалы – и далее, что возможно.

Что осталось «за кадром»?

Признание собеседников, что большим подспорьем в запуске полигона стала бы действенная поддержка областных властей. Ведь проект социально ориентированный, на полигон пойдет в основном муниципальный транспорт, а финансово обеспечить асфальтирование четырехкилометровой дороги до полигона к его открытию может только областной бюджет. Наши энтузиасты сами поднять эту тему пока не смогут. Побывавшие на строительстве руководители района, главы поселений, сотрудники экологических служб проявили пока только восхищение, а нужна поддержка…

Но, честное слово, некую гордость начинаешь испытывать за земляков, которые этим делом озаботились и практически реализовали. В любой шутке, как известно, есть доля правды, поэтому впору компании-энтузиасту «Полигон ТБО» давать орден «За спасение области от мусорного беспредела».

А они уже смотрят в будущее: следующий этап деятельности – закладка еще нескольких «карт», правильная транспортировка ТБО, возможное их разделение на стадии контейнерных площадок, применение технологии заглубленных контейнеров,– а это уже, согласитесь, миссия – воспитание у россиян экологической чистоплотности.

Людмила Калугина

Сосновский район, Челябинская область

Комментарии 0
    Новости по теме вывоз ТБО