Битва молочных братьев

Фото Битва молочных братьев

Все-таки вечный для России роман – это не «Война и мир», в нем слишком много глобализма. «Золотой теленок» – вот чисто наше, совково-соборное и халявно-домотканное. В этом автор убедился еще раз, поглядев на демонстрантов, возвращающихся с субботних «кризисных» митингов в Челябинске.

Среди десятка совсем юных студентов (скорее даже ПТУ, нежели универа), из которых был наполовину навербован многолюдный, человек на триста митинг «Единой России» у главпочтамта, выделялся один, у которого под носом висела большая замерзшая сопля. Ребята, отподдерживавшись на морозе вождей партии и правительства, грелись и матерились, бросив транспаранты мрачно плетущимся следом преподам. Коммунистов, собравшихся у «Орленка» против кризиса и тандемократии, было того меньше, зато там не было соплей. Но были отчетливо заметны некоторые признаки впадения в пионерское детство. Вот так, соплями и маразмом, Челябинск встретил, по указанию вождей, углубляющийся кризис.

Когда задумываешься о том, почему мы столь неадекватно реагируем на реальные угрозы, на ум приходят два объяснения. Первое – простое. Наш общественный организм скорее мертв, чем жив, а потому просто не может ни на что адекватно реагировать. Хоть и подергивается порой. Как зомби – конечно, «мертвый негр может играть в баскетбол», но не более того. Соображать он уже не может, жрецы культа Вуду (тамошний аналог наших телеканалов) его на это не программировали. Второе – сложное. Настоящая политическая жизнь страны – вовсе не тот суррогат, который демонстрируют народу на площадях и по телевизору. Здесь мы видим лишь пародию – причем не на общественную жизнь цивилизованных стран, а лишь убогое отражение в кривом зеркале нашего «общественного мнения» тех реальностей, которые спрятаны от публики в наглухо отгороженных от нее вольерах власти. Поэтому по поводу митингов вспоминается именно та сцена из «Золотого теленка», когда «молочные братья» Балаганов и Паниковский (один с соплей, другой – в маразме), жалко пародировали распилом железных гирь миллионера Корейко, ошибочно принятых ими за золотые, титаническую битву последнего с О. Бендером за миллион.

Так вот, за миллион у нас бились на минувшей неделе вовсе не у «Орленка» и Главпочтамта – там пилили гири. Самым важным «подковерным» политическим событием недели (опять же, просочившимся наружу в пародированном виде), стало открытие кандидатом в мэры Челябинска М.Ю. Юревичем «второго фронта» – теперь против губернатора области П.И. Сумина. За негласную, но существенную поддержку последним кандидатуры В.М. Тарасова в Москве.

Многие обратили внимание на обилие негативных материалов о положении в области, появившихся в последние дни на 31-м телеканале. Апофеозом стал прокрученный пять раз подряд сюжет с пресс-конференции адвоката и члена Общественной палаты Кучерены. Раздобревший до невмещаемости в телекартинку общественник вдруг так озаботился ситуацией с правами человека на Южном Урале, что за свой счет (!) пригласил в Москву кучу тележурналистов, которые, похоже, так и не поняли, зачем их туда возили, но от прогулки по столичным магазинам не отказались.

Единственным содержательным моментом этого действа была мучающая Кучерену судьба побитых уголовников из копейской колонии, история давняя и порядком подзабытая. Куда яснее звучал рефрен – в Челябинской области все плохо, областные власти не туда смотрят. Вот скоро мы наведем там порядок. «Мы» – это оплачивавший поездку прессы помощник Кучерены по Челябинской области, депутат гордумы и порученец М.Юревича по части правового государства Алексей Севостьянов (богатые однако у нас правозащитники в области – не все, стало быть, так уж плохо при Сумине!), ну и сам Кучерена – родственник по жене создателя суверенной демократии В.Суркова, известного в Челябинске своим давним благоволением к М.Юревичу.

Ирония судьбы еще и в том, что Севостьянов является в Челябинске представителем Кучерены по общественному движению «Гражданское общество», куда в поисках материальной поддержки Кучерена пригасил было год назад Е.Рогозу – и даже присылал к последнему своего помощника для оформления отношений. Но потом сориентировался насчет поддержки точнее и перегруппировался в сторону указанного из мэрии Севостьянова, который теперь оказывается обязанным Рогозе за близкую связь с родственником создателя суверенной демократии. Получается, все хорошо у нас с гражданским обществом и правами человека. Главное, точно знать, о каком именно человеке идет речь.

Губернаторский ответ мэру был ассиметричен и по-аппаратному жесток: Юревича лишили его vip-ложи в новой ледовой арене «Трактор». Сделал это Исаак Валицкий по прямому поручению свыше. Мэр был в бешенстве, так как его новая ложа не по понятиям неудобна и жалка. К тому же это было расценено как знамение элите. Она ведь у нас убогая и может не воспринять даже по-русски написанное обвинительное заключение, зная, что его легко можно и переписать задом наперед. Но когда лишают vip-ложи… это… это почти как руки губернатор не подал, это приговор. Не случайно вскоре Вячеслав Тарасов вернулся из Москвы с поддержкой «Лукойла» – что обещает впечатляющее зрелище. Думается, именно Вячеслав Михайлович снизит теперь цены на бензин в городе: все польза от выборов.

Крупный и средний бизнес города вообще в последние дни как-то очень уж обильно потек в окопы Тарасова. Показанный по ТВ (не только по ЧГТРК, но и по СТС, заметьте, – даром что Юревич за день до того агитировал на ЧМЗ за Барышева, окончательно ввергнув тем в печаль Комякова) в четверг сюжет с завода КПД и СК, в котором его директор и владелец Ю.Федоров (известный в узких кругах своей близостью не только к В.Б.Христенко, но, через дзюдо, личным знакомством с самим ВВП), едва не обнимается с Тарасовым и открыто призывает его во власть, стал важным «посланием» директорату. Прямо по сердцу резанула действующего мэра «измена» владельцев «Фокуса», заклеивших портретами бывшего мэра все свои площади – вслед за «маркетами» Никитина, «Алым полем», «Молодежной модой» и другими.

Портреты Вячеслава Тарасова на множестве дверей и окон магазинов Челябинска – это немыслимый совсем недавно публичный вывозов Юревичу. А баннеры последнего с почти тарасовским лозунгом 2005 года многими были восприняты вообще как мистическая печать и знак грядущего поражения: у Тарасова было «Тарасов работает, люди доверяют!», у Юревича нынче «Юревич работает, город в порядке!». Для полноты аналогий осталось только Тарасову достать из загашников тогдашний ролик Юревича «город задыхается в пробках…» и перевинтить голову в плакате «Выбор есть!»

Выходом из этого «дня сурка» может быть лишь сооружение двумя бывшими мэрами некоего подобия тандемократии на местный лад. То есть на ближайшие годы устроить Юревича замом у Тарасова, а потом поменять их местами. За это время Юревич достроит «Родник», который после кризиса продаст Тарасову, получив от Рогозы место под застройку на улице Красной и отдав последнему место на Братьев Кашириных, отстав при этом от Никитина с недостроем за Домом быта, а с него самого последние не станут требовать «Киномакс» со «Школьником». Одновременно всех хором – в гордуму, взаимно следить за взяткоемкостью процесса. Установится афинская демократия, город процветет, чиновники станут честны и ответственны. Прошу выдать патент на антикризисное предложение.

Одна беда – Москва не позволит. Она, как обычно, с войны кормится.

Между тем есть еще ЕКБ. Там, говорят, весьма резво начавший свою антикоррупционную деятельность полпред Винниченко кропотливо изучает четыре тома материалов на Юревича, доставшиеся ему в наследство от сильно не любившего нашего мэра Петра Латышева. Говорят, в Москву от него уже ушел внятный сигнал, следствием которого стала фраза Грызлова, оброненная в разговоре с Мякушем: «Если там у вас Юревич не изберется, у нас никто рыдать не станет». Тарасов одновременно благолепно отозвался на 74.ру о «партии власти», не отозвавшись на приглашение Рогозы в эсеры. Так что 1 марта ничего ни для кого из главных персонажей наших обзоров не закончится.

Кстати, еще два слова о персонажах. Именно в ЕКБ скоро перебирается (вместе со многими челябинскими тайнами) на повышение главный судебный пристав Челябинской области Новокрещенов – забирает хорошо знающий его по прежней совместной работе полпред. А недавняя встреча Вячеслава Тарасова с главой Ленинского района тезкой Истоминым, как сигнализируют из мэрии, уже закончилась для тезки нехорошо: Александр Уфимцев, укрепляя наметившийся политический союз М. Юревича с В. Гартунгом, планирует сразу после выборов предложить место Истомина нынешнему депутату от ЧКПЗ, директору по социальным вопросам фамильного завода В. Швецову.

Впрочем, это давно запланированная «рокировочка» – в том числе поэтому последний не стал выдвигаться в депутаты, зато ЧКПЗ стал одним из флагманов избирательной кампании М. Юревича.

Но теперь дело будет обставлено так, что В. Истомин понесет публичное наказание за «измену» – контакт с Тарасовым. Чтоб другим неповадно было. Впрочем, судьба может еще обернуться к чиновнику передом: если переназначать его будет другой мэр. Не так, чтоб сильно новый, но уж точно не старый.

Комментарии 0
    Новости по теме Колонка обозревателя