Первый скандал эпохи Медведева

Фото Первый скандал эпохи Медведева

Завтра, 13 мая, челябинский областной суд начинает рассмотрение коррупционного дела руководителя территориального управления Федерального казначейства РФ в Металлургическом районе Евгении Горностаевой, уличенной сотрудниками ФСБ в получении крупной взятки.
Дело не выглядит громким. Чиновница, по версии следствия, вымогала у руководителя строительной фирмы, взявшейся за капитальный ремонт офиса районного казначейства, «откат» в общей сумме 400 тысяч рублей. Сумма немаленькая, но фантазию людей, знакомых с коррупционным рынком региона, не поражающая. Да и масштаб – районный, челябинцам не привыкать к задержаниям и допросам вице-губернаторов. В общем, рядовое воровство среднего чиновника, если обвинение будет доказано в суде.
Но есть несколько обстоятельств, преображающих это «дело» в нерядовое.
Во-первых, впервые за долгое время за коррупцию «достали» не местного, а федерального чиновника. Причем из ведомства, которое по определению призвано сопровождать и контролировать потоки бюджетных денег на территории области. Это видится символическим жестом: неприкасаемых не будет, борьба с коррупцией вполне может превратиться из политической дубинки в рутинное наказание потерявших чувство реальности «госслужащих». Вопросы могут быть не только к губернатору («дела» Тимашова и Бочкарева) или к мэру («дело» Мезенцева), но и к федеральному ведомству. И хотя арестована Горностаева была еще «при Путине», передача дела в суд откладывалась «до инаугурации», а окончательное решение было принято лишь несколько дней назад.
Во-вторых, «дело Горностаевой» приведет, скорее всего, к серьезным кадровым перестановкам в областном Управлении Федерального казначейства – возможно, к отставке его главы, Александра Прокина. У последнего, крепкого профессионала и порядочного человека, давно нелады со здоровьем, но, что еще важнее, он никогда не пользовался симпатиями губернатора Петра Сумина, так как принадлежал к команде бывшего губернатора, служил при нем начальником облфинуправления и являлся личным другом Вадима Соловьева. Нетрудно предположить, что команда губернатора воспользуется ситуацией для того, чтобы поставить во главе важнейшего финансового ведомства «своего» человека. Тем более, что в казначействе, похоже, грядет новый коррупционный скандал. По нашей информации, Счетная палата РФ всерьез заинтересовалась аналогичной ситуацией в теруправлении казначейства города Трехгорный, где при ремонте офиса не весть куда «пропало» пять миллионов рублей. Эта история лишь обещает появиться на страницах газет в ближайшее время.
Наконец, главное. «Дело Горностаевой» раскрывает механизм повсеместной коррупции. Что такое районное управление федерального казначейства? Это полтора десятка женщин – финансистов, бухгалтеров, офис-менеджеров, компьютерщиков, не имеющих никакого отношения к строительству, проведению тендеров и тому подобным вещам. Как случилось, что эти дамы оказались, по сути, единственными распорядителями многомиллионных средств федерального бюджета и организаторами тендера, который «выиграла» «нужная» фирма?
Причина одна – деньги бесконтрольно и запросто были «сброшены» сначала из Москвы в областное управление ФК, а оттуда – также беззаботно и бесконтрольно – в район. Никто (кроме прокуратуры впоследствии) не изучил смету, завышенную как минимум на ту самую сумму «отката». Никто не дал указание провести тендер на уровне областного управления, где есть и строители, и другие специалисты соответствующей квалификации. Никто не провел положенной тщательной экспертизы договоров со строительной фирмой и всей документации. Забыли – или были «мотивированы»?
Этот случай демонстрирует – вот именно так происходит сейчас везде и всюду. Именно так «под ковром» растаскивается набитый нефтяными деньгами бюджет. Нужно только найти повод – ремонт, покупка автотранспорта или компьютеров (кстати, говорят в том же казначействе масса компьютеров закупалась примерно по 70 «штук» за агрегат), сооружение дороги, помпезного здания, война, наконец. Потом помочь вышестоящему начальству «закрыть глаза» на несоблюдение контрольных процедур – и, не нарушая особо закона, можно спокойно перекладывать бюджетные деньги в свой карман. И если ты не наглеешь и не зарываешься, как героиня этой публикации – дело в шляпе, можно покупать дорогую иномарку, строить добротный коттедж. Перенесите эту схему на олимпийский Сочи – и станет ясно, почему уже и 14 миллиардов долларов (что вчетверо больше затрат на предыдущие Олимпиады в Европе и Азии) там не хватает и сумму каждые полгода едва ли не удваивают. Так коррупция губит очередную попытку российской модернизации – если это была именно она, а не глобальный повод для глобального воровства.
На этом фоне совсем по-иному смотрится главное политическое событие ушедшего месяца – волнения пенсионеров в Челябинске из-за «монетизации» транспортных льгот 24 апреля. Вот на льготные проездные для ветеранов (как и на праздничные медали для них), денег не хватает. И многочисленные комментаторы, изощряясь в поиске выигравших-проигравших от «бунта пенсионеров» называли кого угодно – Юревича, Косилова, Рогозу, Сумина, Свечникова…Только самих пенсионеров в этом списке не было. Власть заигралась сама с собой в игру «монополия». В полностью закрытых ведомствах воруют огромные бюджетные деньги. «Партия власти», проведя, начиная с 2005 года, несколько избирательных кампаний, в которых не было ни свободного волеизъявления избирателей, ни честного политического состязания, утвердилась в мысли: население не является больше политическим игроком, с ним не стоит считаться, люди – «вне игры». Сказали – придете и проголосуете за кого надо – пришли и проголосовали. Решили - будете с понедельника платить за проезд – значит, будете платить. Куда вы денетесь с этой подводной лодки.
Оказалось, дело все-таки сложнее. Люди, общество – в игре, хоть их часто и разыгрывают. А потому реальный «расклад» бывает невероятно сложен и непредсказуем. Так бывает всегда в переломные эпохи, а она для России вовсе не закончилась. Мы живем сейчас в короткой исторической «паузе», в «антракте» перед занавесом, а что за ним – прогнозировать большинству сложно, а некоторым - боязно.
Поэтому власть, сама себя убедившая в прочности PR-коррупционной «вертикали» и собственной непогрешимости (железное следствие любой монополии) проиграла, причем вся – городская и областная, а федеральная – не выиграла. Проиграли по-крупному, плоды этого поражения еще предстоит пожинать. Потому что проблема всякого авторитаризма – отсутствие легитимности, а такие события как 24 апреля и те неприличные разборки «элит», которые за ним последовали, легитимности власти никак не добавили.
Это, возможно, совпадение, но кажется символичным, что первая рабочая неделя Президента Медведева началась в Челябинске с громкого процесса над коррумпированным федеральным чиновником. Хорошее начало – половина дела. Сегодня мы ищем повод для оптимизма, но не фиксируем перемен.

Комментарии 0
    Новости по теме Колонка обозревателя