ПУСТОТА ПОД ФЛАГАМИ
Прошедший 12 июня День России оставил весьма странное впечатление. Масса политиков – челябинских в том числе - вдруг кинулась прославлять и популяризировать российский триколор, демонстрируя к нему неожиданную любовь. «Молодая гвардия» протащила по Алому полю в центре Челябинска восемнадцатиметровое полотнище. Пикеты «Справедливой России» раздали тысячам горожан трехцветные ленточки. Депутат Госдумы Панов объявил о своем «содействии» возвращению на родину первого российского флага из Парижа (в России ему места почему-то все это время не находилось).
На Красной площади, на фоне грандиозных трехцветных декораций, певица Валерия, сменившая имидж на сильно осветленную Тину Тернер, очень громко пела новый шлягер на приличном английском языке.
Благодаря этим пляскам с флагами особенно резко бросилось в глаза полное отсутствие в Челябинске официальных торжественных мероприятий, посвященных главному государственному празднику страны, четко связанных с ним. Представляете, если бы при Советской власти день 7 ноября прошел без торжественного собрания в обкоме партии в честь очередного юбилея Великой Октябрьской Социалистической революции? Что было бы на следующий день с этим обкомом?
Я вовсе не любитель торжественных собраний и не ностальгирую по власти Советов. Но отношение бюрократии к государственным символам и праздникам само по себе обозначает весьма многое. И не меня одного покоробило демонстративное безразличие (чтобы не сказать большего) местной власти к Дню России. Выпустить тинейджеров на улицу с пародийными флагами – это типа «отметились»? Разве нельзя было провести торжественный прием – например, в выстроенном непонятно чего ради за большие деньги огромном и полупустом замке на берегу Миасса - краеведческом музее? Собрать там и наградить достойных людей области (как это, кстати, сделали в Москве, когда президент Медведев вручал Государственные премии)? А потом устроить для них хороший концерт в Оперном театре или экскурсию по бурно растущему городу? Или и то, и другое?
Разве можно считать таким мероприятием в честь главного государственного праздника страны прием, который провели областные власти 10 июня, как-то очень стыдливо ни словом не связав его с Днем России (ссылаюсь при этом на официальный сайт губернатора области)? Или концерт на площади Революции, организованный мэрией города по кальке предвыборных пиар -шоу, где главный посыл - «помните ребята, парня, который подарил вам это удовольствие»!…
Вспомните кстати, сколько подобных – гораздо более шумных и затратных мероприятий проводилось нашими чиновниками всякий раз, когда речь шла об их собственной избирательной кампании? И селян в театрах со всей области собирали, и «автобусы от губернатора» дарили, и мэр с концертами народной музыки весь город объезжал – а уж от разнообразных торжественных «партхозактивов» просто в глазах рябило.
Создается впечатление, что праздник, символизирующий рождение новой, демократической государственности страны внутренне чужд нашему чиновничеству. Им просто нечего сказать землякам в этот день. Более того, они «шестым чувством» понимают, что он ровно так же чужд и большинству федеральной бюрократии, которая пытается выстроить совсем другое государство – с недееспособной в полезных делах, но совершенно непроницаемой для населения «вертикалью власти». Вот уж кто действительно стал полностью независим - от собственного народа! Особенно теперь, после реальной отмены всех и всяческих выборов.
Поэтому им выгодно, кивая на равнодушие населения, которое «считает этот день простым выходным», дистанцироваться от дня принятия Декларации 12 июня 1990 года. При этом устраивать разнообразные шоу на фоне флага, ставшего символом дня рождения нового государства. Ведь это почти ничего не стоит и ровно ничего не значит. Делают они это неловко и нехотя, что сильно бросается в глаза. Существует, кстати,байка (и распространяется она зачастую именно представителями власти), будто до 1992 года праздник 12 июня назывался «День независимости России» - и тогдашняя российская власть, дескать, разрушила СССР, объявив Россию «независимой» от него. На самом деле он никогда так не назывался официально, а в тексте Декларации 12 июня четко говорится, что Россия остается в составе СССР.
Вспоминается еще один случай нетрадиционного использования российского триколора, недавно имевший большой и негативный резонанс. Это когда могилу Бориса Ельцина украсили весьма специфическим памятником – ее накрыли довольно грубо сработанным каменным трехцветным флагом. Все говорили, что это весьма оригинально, но как-то…неловко, не памятник это. И не флаг. Тогда не покидало ощущение, что где-то я нечто подобное уже видел. Довольно быстро вспомнилось: надгробие Рудольфа Нуриева, Париж, русское кладбище Сен - Женевьев де Буа. Правда, там это действительно впечатляет – оно как бы покрыто роскошным каменным цветным покрывалом (театральным занавесом? татарским ковром?) под которым – намек на слабо угадывающиеся контуры покойного. Наша «аналогия» не только не оригинальна и груба – она вызывает вопрос: а что, первый российский Президент не мог удостоиться ничего более значительного, нежели пародия на надгробие выдающегося танцовщика – эмигранта нетрадиционной ориентации, умершего от СПИДа?
У нас – иная традиция, иное понимание Памятника. И если кто-то думает, что все на свете можно задрапировать государственным флагом – это грубая ошибка. Он выявляет гораздо больше, чем покрывает.
Эти размышления не к тому, чтобы кого-то уличить или обидеть. На самом деле в них больше оптимизма, чем кажется. Символы имеют свойство влиять на реальную жизнь – это знают не только каббалисты. Сейчас мы начинаем задумываться над нашими государственными символами: что они для нас и как мы с ними обходимся. Трехцветные ленточки на груди – это здорово. Только сегодня они еще мало что значат, за ними – смысловая пустота. Однако если люди начинают привязывать эти ленточки к детским коляскам, они обязательно заинтересуются тем, что именно эти символы обозначают и что несут они их детям.
А когда узнают доподлинно, символы оживут и преобразуют реальность. Люди сами научат свою власть быть честной и ответственной. Вот это будет праздник.