Советы Гамильтона Городской Думе

Фото Советы Гамильтона  Городской Думе

Власти слишком привыкли к сытости, самодовольству и избытку ресурсов. Чиновники на местах отучены от ответственности и инициативы, не умеют работать в жестких условиях: не за тем нынче идут в чиновники. Власть демонстрирует растерянность и медлительность, делает ошибки и опрометчиво использует кризис для внутренних разборок. Ее оппоненты, как публичные, так и внутренние, консолидируются и берут инициативу на себя.

Все, что еще две недели назад «наверху» не желали замечать, воспринимая как инсинуации оппозиции, теперь признано реальными угрозами. «Оптимистический» бюджет области решено пересмотреть как нереальный. «Монетизацию» льгот по ЖКХ отложить до лета, тарифы рискнуть не повышать. Оказывается, то, о чем мы писали еще 3 ноября - правда: в доходной части бюджета – огромная дыра (что почему-то смог в одиночку просчитать строитель Рогоза, но отрицали оснащенные министерствами и ведомствами, комиссиями и комитетами Мякуш с Голубцовой). Поступлений от налога на прибыль практически не будет, так как у компаний нет самой прибыли, а ММК придется вернуть из бюджета не один миллиард рублей переплаты налога, как мы второпях подсчитали, а три с лишним. Но время на пустопорожнюю браваду типа «мы будем выполнять напряженный бюджет во что бы то ни стало» (версия А.Косилова: «помирать собрался – а рожь сей!») потеряно. Потеряно и лицо власти, меняющей свою позицию раз в три дня и либо не ведающей, что творится у нее под носом, либо пытающейся обмануть население, чтобы понравиться столичному начальству. Слепые ведут слепых?

Нет. Но что может помешать зрячим, которых ведут зрячие, идти прямо к пропасти?

Это в сфере экономики. В политике вообще джаз. Беспринципная возня «Единой России» с собственной инициативой о выборах муниципальных собраний по смешанной системе, которую то навязывали депутатам, то отменяли в ходе постановочных «публичных слушаний» (депутаты Барышев и Девяткин поправят меня, если ошибаюсь, – по данным их коллег именно они привели туда по 50 человек «народа» каждый и организовали с помощью председателя гордумы С.Комякова все выступления) привела к тому, к чему только могла привести: политической победе оппонентов уже сейчас. Пятничное заявление областных коммунистов и эсеров о фактическом объединении предвыборных ресурсов – достойный результат близорукости городской власти и бесхребетности региональной «Единой России». Можно было бы назвать это «потерей политического лица», если бы таковое было замечено у коллег г-на Мякуша ранее.

Ибо нет ничего стратегически более выгодного для «Единой России», чем настежь распахнуть сегодня дорогу оппозиции (тем же коммунистам и эсерам) в городские Думы и возложить на нее часть политической ответственности за кризис: пусть там грызутся меж собой и с городскими чиновниками, выпускают протестный пар начинающего бурлить населения. Но нет: банальная сиюминутная корысть властей, парализовавший их страх личного поражения в марте 2009-го привели к тому, что наиболее сильные оппоненты (за КРПФ и «Справедливую Россию» эсеров реально голосовали на прошедших думских выборах более 200 тысяч жителей Челябинска) объединяются теперь ВНЕ местных парламентов. Если бы сейчас стартовала выборная кампания по партспискам, они были бы конкурентами во благо партии власти. Теперь, после отказа депутатов изменить Устав города, они - союзники, их послали на улицу к возбужденным массам, ждущим своих лидеров.

И хотя тема смешанных выборов еще далеко не закрыта (именно сегодня, 17 ноября Госдума должна принять соответствующий федеральный закон), невольно закрадывается подозрение, что господа Комяков и Юревич (даже, возможно, Мякуш!) не читали одного из отцов-основателей США, автора «Федералиста» Александра Гамильтона. Иначе бы они знали, что «сильное республиканское правление, обладающее иммунитетом к непостоянным страстям демократического большинства, сумеет удержать фракции под своим контролем и пресечь возможные беспорядки». А его коллега Медисон прямо говорил, что «единственный способ обуздать фракции» – это «открыто признать их существование и поддерживать баланс различных, но в равной степени законных интересов». «Как только любой фракции предоставляются такие же законные права, как и остальным, гарантией безопасности общества становится их многообразие».

Можно, конечно, возразить, что «отцы-основатели» ничего не писали о том, как в условиях многообразного представительства законных интересов общества возможно быстро и безопасно пилить бюджеты? Это правда, тут Гамильтон нашим депутатам не советчик: он почему-то видел иные цели демократического представительства.

Однако местная власть не только не помогает становлению последнего, но не находит ничего умнее, чем попросить одного из лидеров весьма многочисленной «фракции» нашего общества, Петра Свечникова (устами одного из зампредов ЧГТРК) «помолчать месяц - другой» - то есть не использовать положенные лидеру коммунистов и депутату Госдумы по закону «депутатские пятиминутки» на ТВ. Мотивировка все та же, единственно доступная – «иначе нас всех снимут». Эти ребята, кажется, неадекватно оценивают значение своих постов и мандатов. И то правда - что они без них?

«Челябинский прецедент» объединения коммунистов и эсеров – политический факт федерального значения, а место, где он состоялся, вовсе не случайно.


Прогонят ли мэра из-за стола?

Челябинск наглядно демонстрирует сегодня все пороки виртуальной «вертикали власти». Не просто желание, а жесткая необходимость для М.Юревича действовать в логике губернаторских амбиций (если не пытаться забраться выше, можно сорваться в пропасть, которая очевидна и глубока), питает здесь особенное напряжение и риски. На последнем закрытом аппаратном совещании этого напряжения не выдержал даже обычно сдержанный Петр Сумин. Он пообещал мэру, что «прогонит из-за этого стола перед мартом, если все это не прекратится», - несмотря на многочисленные звонки от покровителей мэра из управления внутренней политики администрации Президента (фамилии господ Щекотова и Говоруна клерки челябинских администраций поминают нынче чаще имен собственных шефов). Губернатор имел в виду то, что челябинский мэр все еще является его заместителем на общественных началах и в этом качестве участвует в аппаратных совещаниях. Однако ранее все выволочки Юревичу Сумин предпочитал производить с глазу на глаз. Что же так разгневало главу области на сей раз?

Постоянные «наезды» федеральных СМИ (не без помощи столичных друзей М.Ю., конечно) на областную власть, раздувание скандала вокруг «дела Продкорпорации» - это само собой. Ни для кого не секрет, кто и как именно организует эти «уколы» на Рен-ТВ, ОРТ, НТВ, в «Итогах» и т.д. – и против кого именно они направлены. Не против Косилова, конечно. Против Петра Сумина как губернатора области в первую очередь.

Сейчас в центре Челябинска встречаются запущенные один против другого два политических пожара – «дело Мезенцева», способное уничтожить мэрию во главе с М.Юревичем, и «дело Продкорпорации», призванное сместить администрацию П.Сумина. Оба пожара могут оставить после себя выжженную политическую пустыню на Южном Урале. Возможно, это эффектный ход «третьей силы». Но время выбрано рискованно, результаты непредсказуемы. Пытаясь выжить и победить, также предпочитающий рисковые стратегии (ему ничего иного не остается) Юревич формирует систему дисбаланса, в которой возможно все, а исход игры решают простые факторы, вброшенные на доску в последний миг. Особое значение имеют здесь «тлеющие конфликты», способные обеспечить в нужный момент резонансный взрыв.


«Бомба» под челябинское метро

Достойно особого внимания в этом контексте резкое обострение на минувшей неделе конфликта вокруг строительства челябинского метро. История долгая, с 1967 года, но суть ее - в откровенном саботаже городскими властями этого масштабного, принципиально важного для губернатора и репутации областной власти проекта.

Петр Сумин стоял у истоков челябинского метро еще в советские времена. Сразу после прихода к власти в 2005 году Юревич публично «похоронил» его: Челябинску метро не нужно. Логика демарша была понятна: огромные деньги, порядка 30 миллиардов рублей, которые могли бы принести невообразимые политические и иные дивиденды лично «Михаилу-дорожнику», уходили из областной казны мимо мэра. Миллиарды рублей в полном смысле слова «закапывались в землю» в «его городе», а глава не имел к этому процессу никакого отношения! Кто такое вынесет?

Началась череда выяснений отношений с губернатором, скандалов, взаимных пиар-атак и компромиссов.

Общим итогом стало то, что, помимо контролируемого областью застройщика «Метростроя», освоением бюджетных миллиардов на правах заказчика занялся в 2006 году подконтрольный мэрии МУП «Челябметротранстрой», который возглавил давний соратник Юревича Ильдар Усманов. Это, заметим в скобках, большой специалист по освоению государственных и окологосударственных денег с опытом руководства «Облгазом». (После него там остались дырявые трубы и огромные долги: сидя на трубе, эмиссар Юревича, который владел «Облгазом», исправно собирал с потребителей деньги, но не очень аккуратно перегонял их «Газпрому», чем там до сих пор сильно недовольны, ведь газпромовцы сами же и купили потом «Облгаз» у Юревича за 8 миллионов долларов!)

В 2008 году на бюджетные деньги «сел» в качестве заказчика еще один МУП - "Дирекция строящегося метрополитена". Это вызвало недоумение московских специалистов – зачем так много контор, которые существуют лишь для того, чтобы прогонять через них деньги?.. Неясно им!

Понятно, что после этого мэрия несколько притихла в войне против челябинского метро. Тем более, что буквально на прошлой неделе ей удалось пристроить к бюджетному «кранику» еще одну московскую фирму-подрядчика, вдруг выигравшую тендер аж на 3,5 миллиарда рублей, тщательно и тихо проведенный городскими властями (это уже не первый случай, Дятлов опять в шоке и собирается все обжаловать).

Теперь все началось сначала. Мэрия, ответственная за проект, полностью «заморозила» согласование проектной документации, которую надо было менять после корректировки в 2005 году маршрута и включения в список «осваивающих» бюджет метростроя дружественной мэрии фирмы г-на Карликанова (помните патриотическую историю с заменой чужих чугунных тюбингов на «наши» железобетонные?)

Оказалось, что все это время челябинская подземка строилась без вновь утвержденной документации, то есть, по существу, незаконно! В «сухом остатке» сейчас то, что стройка остановлена, а главный проект Сумина, по сути, взят в заложники. Выбор у губернатора примерно такой: или областные власти закрывают глаза на то, кто и как «пилит» там бюджетные миллиарды (но ответит, если что, разумеется, губернатор), или проект заваливается и тогда миллиарды метростроя переходят в полное распоряжение «Михаилу-дорожнику» уже на абсолютно «законных» основаниях. И в том, и в другом случае выигрывает мэр, в проигрыше – команда губернатора.

А представьте себе на минуту самое плохое: если на этой незаконной «губернаторской» стройке, шедшей без утвержденной проектно - сметной документации, без заключения госэкспертизы и с шестьюдесятью выявленными техническими нарушениями, произойдет масштабное ЧП - что случится с дрожащими в хрупком равновесии чашами местных политических весов, когда на них рухнет такой булыжник?

Они сломаются.

Комментарии 0
    Новости по теме Колонка обозревателя