Все встают и кланяются

Фото Все встают и кланяются

Отчего в последние пару недель мэр Челябинска Михаил Юревич стал так невыносимо навязчив в отношениях с администрацией губернатора Петра Сумина, бесцеремонно требуя с нее денег и обвиняя в ухудшении жизни горожан? Только ли оттого, что ему наверняка стала известная фамилия наиболее вероятного сменщика губернатора? А она такова (мы ниже поговорим об этом подробнее), что, во-первых, похожа на правду, во-вторых, не по вкусу мэрии, в третьих, - освобождает главу города от необходимости дальнейших реверансов перед областной властью. Люди памятливые заметили, что и прежде всякий такой реверанс четко следовал за кусочком сахара в виде сотни - другой миллионов рублей из областной казны, выдаваемых на дорожный ремонт или иной доходный промысел. Теперь же, когда сахар вышел, – зачем кланяться?..
Есть, однако, на наш взгляд и по нашей информации, также и другие существенные причины.

1.

Челябинск как-то уж очень быстро – не прошло и трех месяцев после выборов – перестал быть «маяком» градоуправления, градостроительства и роста народного благосостояния. Некоторые вообще склонны радикально оценивать данный «передовой опыт» как мыльный пузырь, который сдулся вместе с остальными - некоторые же по обычаю винят американцев и Косилова. Но суть дела от этого не меняется: с транспортом, жильем, дорогами, работой и даже хоккеем в городе стало намного хуже тех 10 процентов недобранных налогов, о которых сообщила мэрия.
Первыми это заметили, конечно, же, не в городской администрации. Сначала столичный журнал «Русский репортер» (дочернее издание «Эксперта»), проводивший оценку состояния дел и перспектив городов- «миллионников», вывел Челябинск за скобки первой десятки (а их у нас всего двенадцать). Затем июньский «Форбс» опубликовал рейтинг инвестиционной привлекательности российских городов с населением более 200 тысяч человек. По 14 критериям, среди которых такие как инфраструктура, дороги, гостиницы, преступность и прочее, а также коррупционные и иные препоны для бизнеса, Челябинск оказался на 35-м месте, уступив даже Магнитке, занявшей почетное 14-е.
Бог бы с ним, с буржуазным «Форбсом», который все время норовит обидеть челябинского мэра (именно этот журнал подсчитал в свое время, что за первые два года службы глава удвоил свое личное состояние).
Есть вполне отечественная организация - Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог», основная задача которого – «способствовать развитию современных технологий строительства и содержания дорог, содействовать сокращению количества ДТП, сохранению жизней и здоровья пешеходов и автовладельцев». Так вот этот центр провел исследование и составил рейтинг безопасности дорог России за март и апрель 2009 года. Лидерами оказались Архангельск, Тюмень и Москва, а опасными аутсайдерами – Челябинск, Уфа и Казань. Если у лидеров «индекс аварийности» из-за плохих дорог колеблется от 25 до 50 баллов, то в Челябинске, Уфе и Казани – от 75 до 100. Это – сотни ДТП ежемесячно, десятки погибших, быстрый рост аварийности.
И это конец мифа о «Михаиле-дорожнике», главная заслуга которого на посту мэра – хорошие дороги в Челябинске. Как оказалось, дороги в Челябинске плохие и опасные – и при этом на них потрачена уйма федеральных и областных денег.
Когда на мифе о растущем благосостоянии города становится невозможно зарабатывать хорошие деньги (что с «качественного ямочного ремонта» возьмешь?), он превращается в миф о врагах, которые не дают этого сделать. Поскольку же, как считается, у челябинской мэрии политических врагов после победоносных выборов не осталось, а городская Дума стерильна как персонал султанского гарема, остается губернатор.
После того, как доходы областного бюджета сократились на 45 процентов, стало ясно, что финансировать Челябинск так же обильно как перед выборами, работая по указке свыше на имидж молодого и успешного главы города, область не сможет (а может и не захочет). А после очередного скандала с «Челябгортрансом», относительная дееспособность которого обеспечивалась лишь постоянным повышением стоимости проезда и денежными вливаниями той же области, стало понятно: развитее городского хозяйства, переставшего быть доходным, одновременно перестало интересовать мэрию как феномен. Места в рейтингах лишь подтвердили этот факт, а некорректное поведение мэрии жирно подчеркнули его. Эти люди ведь и раньше «как бы руководили» городом, больше состоя при тучных финансовых потоках, часть которых направлялась на прямолинейный, но оттого еще более эффективный пиар «как бы мэрии».
Стратегия тут одна: когда потоки в одном месте иссякают, надо седлать другие, загодя списав становящиеся все более явными и вредными для «послужного списка» проблемы на «крайнего». Крайним команда Юревича назначает губернатора Сумина. А сам нынешний мэр, согласно обоснованным версиям, заканчивает подготовку к перевоплощению в губернатора: его столичные покровители подыскивают созревшую для счастья область РФ: все может случиться до конца этого года.
Для Челябинской же области подобрали другого человека - подтверждается гипотеза о том, что не хлебом единым живут на Старой площади.

2.
Согласно сценариям осведомленных источников, на саммите ШОС в Екатеринбурге Владимир Путин намерен провести переговоры с двумя губернаторами – Эдуардом Росселем и Петром Суминым о почетном завершении их карьеры в большой политике. Обоснованность такой постановки вопроса в общем ни у кого не вызывает сомнений: сходится все – возраст (причем не просто возраст, а поколенческий и мировоззренческий разрыв с нынешним президентом и даже премьером), здоровье, завершение всех мыслимых «сроков», острая кризисная ситуация в экономике регионов, политические и коррупционнее эксцессы. Заминка была в основном за той фигурой, которая сделала бы «транзит власти» на Южном Урале максимально безболезненным, удовлетворив основные группы влияния – действующую региональную власть и федеральные элиты – прежде всего, связанные с регионом. И вот такой человек, кажется, нашелся. По нашей информации первым в президентском списке на замену Петра Сумина стоит депутат Госдумы Павел Крашенинников.
Это фигура во всех (почти) отношениях удобная и компромиссная.
Местные корни, принадлежность к «магнитогорскому клану» - южноуральскому аналогу столичных «питерцев» - однако не явная, а опосредованная длительным пребыванием на важных федеральных постах, близость к «команде Христенко», хороший личный контакт с местной бизнес-элитой, уживчивость характера, договороспособность, отсутствие масштабных личных бизнес-интересов – в таком наборе даже образованность не выглядит большим минусом. Все это делает Крашенинникова кандидатом, которому (под гарантии Рашникова и Христенко) без тяжкого груза на сердце может передать власть Петр Сумин. К тому же Павел Крашенинников – вполне себе в меру либеральный юрист, бывший министр юстиции и поныне ратующий за либерализацию наказаний – это особенно модно. Если еще и блог себе заведет – не избежать ему губернаторства! Отдельный вопрос – зачем оно ему нынче? – но если будет на то воля государева и группы товарищей – поедет, не с такой долей на Урале смирялись. Это, конечно, вовсе не исключает того факта, что Кремль будет до следующего марта интригующе тасовать привычную колоду кандидатов – от Гришанкова до Гартунга. Но, говорят, следующий лысым должен быть.
Единственный, кому такое назначение категорически ни к чему, – это Михаил Юревич. Человек из Магнитки ему совсем не нужен. Но ведь всем угодить невозможно – и такая перспектива становится дополнительным аргументом для скорого переезда челябинского мэра в Сибирь.
Не подумайте чего плохого – просто какие там потоки в бедной центральной России – сами знаете: не греет. Питер не тронь, а Краснодар ему не светит: там уже есть смотрящие за потоками. Во Владик Серега Шепелявый не пустит: его поляна. Остается Сибирь.

3.
Общаясь в пятницу с уральскими политологами, бывший госсекретарь Правительства РФ и «серый кардинал» президента Ельцина Геннадий Бурбулис довольно серьезно в числе главнейших задач профессионального сообщества назвал такую: «помогать т. Путину». Геннадий Эдуардович имел в виду помогать уяснять реальные, а не мнимые задачи и конституционные пути их разрешения власти, которая окончательно запуталась, – где собственноручно изготовленный пиар, а где настоящая, непроплаченная народная жизнь.
Однако «помощь т.Путину» имеет варианты. Один продемонстрировала отчаявшаяся от отсутствия карманных денег челябинская городская власть, состоящая сплошь из «коммунальных бизнесменов», когда имитировала на площади перед самой собой «мусорный бунт» - протестное стояние пустых мусоровозов, грозивших в следующий раз приехать загруженными и опорожниться прямо перед горДумой, если расценки за вывоз мусора депутаты не поднимут. Депутаты немедленно подняли – для себя и постаравшись в общем-то. Ну и для некоторых друзей мэра – об этом сюжете мы уже писали, рассуждая о том, как в странах, несвободных от криминала и коррупции, определенного рода люди контролируют вывозку мусора, монополизированную городскими властями.
Решение депутатов переложить на плечи жильцов расходы на утилизацию мусора, кстати, весьма смахивает на незаконное и вскоре будет оспорено юристами «Справедливой России» в суде. Но всем понятно – жильцы здесь дело десятое, объяснение следует искать в том анекдоте, когда все на рынке продают яблоки по 50 рублей, а один чудак – по 500. На недоуменный вопрос, почему такая цена? – ответ прост и логичен: «деньги сильно нужны!». На последнем совещании Юревич оговорился по Фрейду, потребовав у областных властей поделить ветки будущего челябинского метро: «одну вам, одну - нам» - иначе, зачем вся эта канитель?
Это, кончено, тоже «помощь т.Путину» в осознании коммунальных проблем страны – однако что думает о подобных провокациях на телеэкранах т.Сурков? А если завтра к администрации, наученные мэрией, подъедут панелевозы и цементовозы или селяне разложат на площади навоз, а то и просто пригонят небольшое стадо?..

4.

Геннадий Бурбулис особенно подчеркнул в своей беседе с челябинскими политологами на озере Смолино «высочайшее мастерство власти в агрессивно-манипулятивном управлении страной», увлечение которым «скормили власти» некоторые политтехнологи. Похоже, не просто «скормили», а даже и закормили до полного несварения желудка: сегодня эти манипуляции начинают открыто работать против федеральной власти и «бунт мусорщиков» в Челябинске – лишь первая ласточка. «Основной инстинкт» тех, кто приватизировал «вертикаль власти» на местах не предполагает ни лояльности, ни преданности, ни даже рационального поведения: только деньги.
Бывший «серый кардинал» Ельцина все-таки человек другой эпохи - той, когда в арсенале власти еще имелись ценности. Поэтому он видит бесперспективность «режима временщиков», а судьбу его оппонентов, основывающихся на строгом следовании Конституции РФ, – подобной судьбе сторонников Ганди в формулировке самого великого индийца: «сначала нас не замечают, потом над нами смеются, затем с нами борются, а потом мы побеждаем».
Однако махатма Ганди умер и потому поговорить теперь Владимиру Путину, как известно, не с кем. Вряд ли он станет говорить с Бурбулисом, ведь тот потерял власть и не заработал денег.
Тогда может – с Юревичем? Не махатма конечно, но его тоже поначалу не замечали и порой даже посмеивались.

Комментарии 0
    Новости по теме Колонка обозревателя