Зачем возвращают выборы?
Самое важное, что случилось за прошедшие две недели по части местных политических раскладов, – это подтверждение версии о возможном введении смешанной системы голосования на выборах в Думы крупных городов региона. Первым официальное заявление на эту тему сделал эсер Евгений Рогоза, очевидно имевший на этот счет «инсайдерскую» информацию, через примерно десять дней подтвердили получение подобных инструкций из своего центрального штаба глава МКС «Единой России» по УрФО Игорь Баринов и глава региональной «ЕР» Владимир Мякуш.
По нашим данным, до губернатора Сумина «вводная» относительно реформы местных выборов была доведена еще в конце июля, а в челябинской мэрии, депутатском корпусе и избиркомах новые планы центра были встречены с настроениями, близкими к истерике. Все не хотят перемен, ссылаются на нехватку времени и трудности процесса перестройки выборного механизма – нужно-де изменить уставы городов, организовать общественные слушания, «партийные» депутаты станут еще дальше от народа и т.п.
Однако все это от лукавого. Принять двадцать документов разом в трех чтениях или наскоро изладить «публичные слушания» из пяти чиновников и трех секретарш у нас никогда проблемы не составляло. На деле она, конечно же, в другом. Переналадка выборного механизма ведет к многочисленным персональным столкновениям, закрывает двери гордумы для ряда нынешних избранников, дает новые козыри в руки оппозиции и лишает исполнительную власть монопольного контроля над депутатским корпусом.
Если на выборах в челябинскую гордуму будет введена смешанная система голосования, это значит, что половина (19 или 20 депутатов) будут избраны по партийным спискам, а другая – по одномандатным округам, которые увеличатся в два раза за счет соседних (в каждом округе станет примерно по 40 тысяч избирателей). Это приведет к тому, что во вновь образованных округах столкнутся, прежде всего, два ныне действующих депутата, к которым добавятся кандидаты от оппозиции и просто желающие повеселиться.
Конкурентами тогда могут стать Мительман и Букреев, Рыльских и Паутов (или Спиридонов), Вышегородцев и Шмидт - и так далее. Конечно, кого-то удастся вывести в партсписок «Единой России», но он не резиновый. С учетом нынешних позиций «Справедливой России» и КПРФ, каждая из которых сможет провести по партсписку по 3-5 депутатов (вместе - порядка 40 процентов общего количества «списочников»), плюс пара мандатов для ЛДПР - остается около 10 мест для «ЕР». Учтем, что список будет составляться не мэрией, а областным отделением «единороссов» и там могут появиться свои виды на его персональный состав. Так что конфликтов намечается море, интересы будут затронуты значительные, а потому нынешний состав гордумы, немало вложившийся в «свои» округа, постарается торпедировать перестройку.
Избиркомам эта головная боль тоже ни к чему – в лучшем случае можно будет сбросить перенарезку округов на ТИКи, сформированные на базе городских районов (тогда в Центральном районе останется два округа, в Советском – три, в Ленинском – неполных четыре и так далее). Но если в рамках районной системы не удастся сформировать двадцать примерно равновесных по числу избирателей округов (без принципиального увеличения численности депутатов, что маловероятно), то придется создавать новые окружные комиссии. Тогда избиратели, «нарезанные» из разных округов и районов вовсе перемешаются – натуральный кошмар как для депутатов, так и для избиркомовцев!
Однако если политическое решение в Кремле принято, то региональная «партия власти» обязана будет его выполнить, а саботаж со стороны депутатов или мэрии (напомним, что Михаил Юревич является членом Генсовета «ЕР») их положения, мягко говоря, не улучшит (возможно, правда, деликатная миссия торпедирования инициатив центра будет поручена городскими властями «беспартийной» фракции «Наш город»).
Тут возникает главный вопрос - о смысле происходящего. Зачем Москве понадобилось в «пожарном порядке» менять избирательную систему, обеспечившую «партии власти» сокрушительные победы? Напомним, что, по некоторым данным, есть также планы вернуть смешанную систему формирования Госдумы (то есть выборы по одномандатным округам), а еще - предложения Сергея Миронова об избрании членов Совета федерации.
Вспоминается разговор, состоявшийся у автора летом 2005 года в администрации Президента с одним высокопоставленным чиновником. Он сетовал на то, что при утверждении плана формирования Госдумы исключительно по партспискам не были учтены его замечания. Возобладала топорная, но доступная логика: есть три партии и две «телекнопки» -контроль полный, кого хотим, того и изберем в нужном количестве. «Мы же всегда «добирали» большинство в Госдуме именно за счет одномандатников, а по списку «ЕР» наберет максимум 32-35 процентов» - говорил искушенный политик. Он был прав на все сто и для того, чтобы «Единая Россия» собрала вожделенное конституционное большинство, пришлось задействовать такие экзотические ходы как Путин во главе партсписка и такие административные фокусы, о которых и вспоминать-то никому не хочется, не то, что повторять их. Кошмарить массового избирателя, конечно, можно и нужно, как без этого. Но лучше все-таки делать это в случаях чрезвычайных, вроде 96-го или 08-го годов. Иначе власть быстро лишается главного – легитимности. А это, в условиях осложняющейся для правящей бюрократии внешней конъюнктуры, весьма чревато. Теперь это, похоже, поняли даже те, кого оно лично касается.
Кремль совершенно очевидно пытается решить тотальным возвращением смешанной системы две главные задачи.
Первая – вернуть выборам (и, главное – власти) легитимность в глазах избирателей и международного сообщества, подняв роль и значение «конструктивной» оппозиции. Заодно отчасти решается проблема кадрового резерва, а также страховки для «совокупной» партии власти в случае предсказуемых проблем у старшей из «Россий». Для этого выборам требуется вернуть внешнюю состязательность и минимальную законность.
Вторая – ослабить коррупционный, административный и вообще «местный» факторы при формировании депутатского корпуса на всех уровнях (важно учесть, что финансовый ресурс на федеральном уровне давно поделен, а «вторая волна» собственности – услуги, строительство, торговля, транспорт – находится сейчас на муниципальном уровне под полным контролем мэров и губернаторов, что, на взгляд из столицы, неправильно). Смешанная система в большой степени выводит депутатов из-под непосредственного контроля местных властей и переводит их в «юрисдикцию» федеральных партий. В самом деле, если половина депутатов челябинской гордумы будет избрана по партийным спискам, а еще несколько «эсеров» и «единороссов» пройдут по одномандатным округам - кто будет тогда определять исход принципиальных голосований – мэр Юревич (если главой города станет он) или Мякуш с Рогозой?
Центр, «совокупная партия власти» - единая и справедливая - со всей очевидностью делает ставку на резкое снижение роли в местных делах местных же «харизматиков» - как губернаторов, так и мэров. На их место идут «солдаты партии».
В этом контексте весьма показательна нервная реакция региональных властей на попавшие в СМИ подробности разговора Евгения Рогозы с Сергеем Мироновым. Она объясняется одним – слова третьей персоны в государстве о скорой и радикальной смене правящих элит в регионе это уже не слухи, а информация.
И еще на тему смены местных элит. В своем недавнем интервью сайту Ура.ру челябинский политтехнолог Юрий Чанов, хорошо знакомый с настроениями, царящими в челябинской мэрии, завил, что Михаил Юревич, возможно, будет назначен губернатором какой-нибудь (но не Челябинской) области РФ. Это подтверждает мысль о том, что одиозные местные деятели рано или поздно становятся проблемой для своих столичных патронов (вспомним информацию СМИ о том, что фамилия мэра значилась не только в «топ-листах» на замещение должностей глав неких регионов, то и в «стоп-листе» ФСБ для пересекающих госграницу). Снятие через «повышение» в таких случаях – идеальный, хорошо известный еще с советских времен вариант. Судя по смелому заявлению Чанова, именно к такому сценарию ухода Юревича начинают готовить общественное мнение идеологи челябинской мэрии.
Но даже если нынешнему главе Челябинска доверят поднимать политическую целину где-нибудь в Приамурье или на Среднерусской возвышенности, фамилию нового мэра мы узнаем, хоть и до выборов, но еще не скоро: Москва будет принимать ставки до последнего удара молотка – таковы правила любого аукциона.