Миасский филиал ЮУрГУ: Лучшие роботы и многое другое

Фото Миасский филиал ЮУрГУ: Лучшие роботы и многое другое

Уже более двух десятков лет лаборатория робототехники Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета занимается разработкой и изготовлением специальных мобильных роботов для работы в опасных для человека условиях по заказам предприятий атомной промышленности, МВД и ФСБ.

Работы проводятся под руководством доктора технических наук, профессора Игоря Войнова, избранного в 2010 году главой Миасского округа, и начальника лаборатории робототехники Бориса Морозова. разработки миасских ученых заказчик считает надежными, высокотехнологичными и неоднократно испытанными. На днях специалисты ПО «Маяк», сотрудничающего с лабораторией более 10лет, принимали опытный опытного образца созданного здесь по заказу предприятия робота специального назначения.

В ближайшее время роботы-саперы и роботы-атомщики из Миасса отправляются в Москву на международную выставку «Комплексная безопасность-2011».

Об уникальных роботах, а также наиболее востребованных специальностях миасского филиала ЮУрГу нам рассказал основатель роботостроения в Миассе, глава города (до избрания на эту должность он возглавлял филиал вуза) Игорь Войнов.

- Игорь Вячеславович, с чего и когда начались работы по созданию уникальных роботов в миасском филиале ЮУрГУ?

- После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году весь мир с удивлением обнаружил, что не существует в мире роботов, способных работать в зоне с высокой радиацией. Немецкие роботы, которых «притащили» на крышу четвертого энергоблока в Чернобыле, практически тут же остановились. Электроника не выдержала высокой дозы радиации. Перед нами была поставлена задача – создать такого робота, который бы смог работать в экстремальных условиях. В 1989 году я и моя команда начали работать в этом направлении и уже 22 года мы этой тематикой занимаемся. Заказчиком выступает Росатом.

Недавно мы отправили им два очередных (технологически разных) аппарата.

- Что это за роботы?

- Роботы предназначены для работы на объектах атомной энергетики при аварийных и внештатных ситуациях, ликвидации их последствий. Наши роботы подходят для решения круга задач внутри помещения. Мы надеялись, что Росатом сумеет подписать контракт с Японией, отвезти аппараты туда. Это был бы потрясающий полигон для проверки аппаратов в боевых условиях.

- Росатому удалось договориться?

- Нет.

- Сколько всего роботов уже сделано?

- Мы сделали порядка семи разных аппаратов и все они по-своему уникальны. Они проверялись на разных полигонах. В этом году мы планируем получить заказ на два робота, которыми будут оснащены две АЭС (в России действует 10 АЭС, на каждой по 3-4 энергоблока). Ни к одной АЭС еще роботы не приписаны.

Мы готовы и серийным производством роботов заняться. Но пока таких предложений не поступало. Хотя еще 13 лет назад на защиту моей докторской диссертации приехал подполковник из Снежинска. Он увидел нашего робота РТК-600 и сказал: «У меня на вооружении стоят немецкие роботы, так они в подметки не годятся вашим». А наши роботы еще и дешевле.

Справка:

На днях в Миассе прошли антитеррористические учения, где отличился боевой робот специального назначения «Богомол», который разработан в лаборатории робототехники Миасского филиала ЮУрГУ. Он смог обезвредить учебное взрывное устройство. Робот нашел с помощью видеокамер коробку с «взрывчаткой», осторожно извлек ее манипулятором из укромного места и поместил в контейнер для транспортировки. В настоящее время робот несет службу в Екатеринбурге, в организации «Уралвымпел», которая выполняет работы по разминированию.

Первый робот-сапер, сконструированный Миасскими специалистами, был известен под псевдонимом «Рыжий».

Есть еще и робот «Демонтажник», который предназначен для работы в помещениях АЭС. Он имеет шасси на гусеничном ходу, позволяющее передвигаться по пересеченной местности, подниматься по ступенькам, разворачиваться на ограниченном пространстве. Кроме того, робот снабжен системой технического зрения (видеонаблюдения), манипулятором, способным поднимать вес до 35 килограмм, и кабелеукладчиком.

Еще в Миассе делают роботы, которые могут работать в условиях повышенной радиации. Миасские роботы – одни из немногих в стране аппаратов, обладающих необходимыми характеристиками для работы на атомных электростанциях. Так, например, робот «Кабелепрокладчик» может не просто доставить в зону повышенной радиации кабель, обеспечивающий питание технического оборудования, но и суметь обеспечить стыковку кабеля с оборудованием.

- В последние годы технические специальности стали пользоваться меньшей популярностью среди абитуриентов. Миасский филиал не обошла эта тенденция?

- Миасс – машиностроительный центр Южного Урала. У нас Уральский автомобильный завод, три оборонных предприятия бывшего министерства общего машиностроения. Мы технари, но развиваем и естественнонаучное направление. В Челябинской области существуют только две структуры российской академии наук (РАН) – Ильменский государственный заповедник и Институт минералогии. И все это у нас.

На сегодня в Миасском филиале ЮУрГУ обучается четыре тысячи студентов – это в полтора раза больше, чем среднероссийский вуз (2,6 тысячи студентов).

- Какое соотношение технических и гуманитарных специальностей в вузе?

- Из 20 специальностей, которые сегодня лицензированы миасским филиалом ЮУрГУ, 12,5 являются технического и 6,5 –гуманитарных и одна - естественнонаучного профиля. Половинка – потому что у нас есть специальность, которая называется прикладная информатика в экономике.

Только у нас есть специальность «Геохимия», по которой не обучают даже в базовом ЮУрГУ. Больше десятка лет назад мы организовали геологический факультет и выпускаем штучных специалистов. На курс приходят 10-15 человек и их обучают доктора, профессора.

- А специалисты геологи востребованы на сегодня?

- Практически во всей России. Они на практику ездят и в Южную Африку.

Очень востребована у нас специальность – социально-культурный сервис и туризм. В первый год 70 человек поступила на эту специальность только на дневную форму обучения (это при условии, что ни одного бюджетного места не было).

- Как вы считаете, на сегодня нужно делать ставку на инженеров?

- Я всегда за технарей, но одними лозунгами поднять престиж технического образования невозможно. Если государство говорит, что у нас переизбыток финансистов, юристов, экономистов, менеджеров, надо сделать реальные шаги для исправления ситуации. Например, стипендию по техническим специальностям сделать выше, договариваться с работодателями о прохождении практики и затем постоянного рабочего места для выпускников.

- А в Миасском филиале дружат с будущими работодателями своих студентов?

- У нас налажены хорошие отношения с рядом предприятий. Например, с Уральским автомобильным заводом, Государственным ракетным центром имени Макеева. Мы реанимировали специальность ракетостроение, и ребятам доплачивает Ракетный центр к стипендии, а потом берет их к себе на работу. Сегодня средняя зарплата на предприятии 29 тысяч рублей при среднеобластном показателе – 18 тысяч рублей. Но вопросы с жильем остаются пока сложными.

Мы за свои деньги, которые могли проесть, пропить, еще куда-то направить, построили Дворец спорта. Такого нет в области. Нам нужно на завершение его строительства 20 миллионов рублей, но пока этих средств нам никто не дает.

Комментарии 0
    Новости по теме Игорь Войнов