«Долг» платежом красен: кому выгоден конфликт в похоронном бизнесе Челябинска?
Почти неделю челябинские СМИ обсуждают тему конфликтов в похоронном бизнесе города. Тема не новая – конфликты и неувязки постоянно сотрясают «скорбное» предпринимательство. Руководители похоронных фирм уже давно жестко соперничают друг с другом, их методы и претензии друг к другу обсуждаются из года в год с привлечением и городской, и областной власти. Но почему именно сейчас поднялась новая война похоронщиков в информационном поле? В деталях дела разбиралась корреспондент агентства «Урал-пресс-информ».
Первый информационный вброс в СМИ касался коллективного обращения четырех фирм, занимающихся похоронным бизнесом, к главе городской думы Станиславу Мошарову. Коммерсанты из мемориальной компании «Стэлс», ООО «Хранитель», ИП Андрей Котов, ИП Дмитрий Ботов («Вечность») и ООО «Березка» жаловались на депутата городской думы Александра Галкина, который якобы лоббирует интересы магнитогорской фирмы «Долг», решившей вытеснить местных коммерсантов и завоевать рынок нечестным путем. Все началось с сентябрьского выездного совещания в Магнитогорске, в котором Галкин принимал участие и где магнитогорцы презентовали челябинцам свою систему электронного ведения учета захоронений.
Примечательно, что в Магнитке этим занимается не фирма «Долг», а их конкурент МУП «КПРУ». Система по электронному учету захоронений была разработана, принята и одобрена магнитогорскими чиновниками три года назад и с тех пор успешно работает. В Челябинске такой базы нет, что, безусловно, преумножает коррупционную составляющую. Власти точно не известно ни число захоронений, ни площади кладбищ. Этот вопрос пытались решить полтора года назад на круглом столе в правительстве региона, но не решили. Для проведения полной инвентаризации кладбищ Челябинска требуется как минимум 30 миллионов рублей из расчета 20 рублей на одно захоронение. Однако похоронщики предполагают, что в реальности могил гораздо больше. Никто из челябинских фирм не готов инвестировать такую сумму в проект, власти также в условиях кризиса не хотят увеличивать нагрузку на бюджет. МКУ «Служба городских кладбищ» Челябинска также уже неоднократно заявляла властям, что средств для инвентаризации она не имеет. Согласие на крупное вложение дал «Долг», поэтому, по словам Галкина, депутата впоследствии обвинили в лоббировании.
Галкин свою роль в давлении на исполнительную власть отрицает, уточняя, что хотел бы просто решить проблему в похоронном бизнесе, которая уже долгое время волнует простых челябинцев. В адрес депутатов постоянно поступают сообщения по поводу того, что при захоронениях на территории кладбищ города некоторые “смотрители” выставляют крупные счета. А по закону это место должно быть предоставлено бесплатно», - рассказывает Галкин.
В администрации города подтверждают, что создана рабочая группа депутатов, которая в данный момент занимается вопросами по возможной инвентаризации. Не исключено, что власти постараются помирить похоронщиков с привлечением антимонопольщиков, дабы ничьи права в их конкурентной борьбе не нарушались. В мэрии, вопреки распространенным мнениям о сотрудничестве с «Долгом», который якобы с легкой руки поменявшийся власти вошел в рыночное поле областного центра, ситуацию комментируют с осторожностью. Пока они совершенно не хотят вмешиваться в дела коммерсантов.
Кампанию против позиции «Долга» возглавил руководитель юридической компании «Арте» Алексей Бавин – это он составил коллективную жалобу и объединил похоронщиков в некоммерческое партнерство. Специалисты утверждают, что Бавин – эксперт в своем деле и прекрасно разбирается в похоронном бизнесе, знает всю надлежащую статистику. Ранее он нередко принимал участие в разбирательствах, где фигурировал «Мемориал-Сервис», однако сейчас его позиция изменилась. Впрочем, сам Бавин заявляет, что хочет всего лишь разобраться в ситуации и добиться справедливости. Однако сами представители похоронных организаций заявляют, что инвентаризация кладбищ в Челябинске на данный момент невозможна – таким образом, никаких мер к исправлению существующей ситуации, которую эксперт считает неправильной и несправедливой, никто не предлагает.
Примечательно, что мнение самого «Долга» в СМИ практически не звучит. Руководство компании заявляет, что не собирается полностью «приватизировать» инвентаризацию, но как любой инвестор, собирается получить свою прибыль с этого дела.
Заявление, что «Долг» появился «несколько лет назад, когда к власти пришли магнитогорцы» является ложным. Компания зарегистрировалась в Челябинске и открыла свой офис в 2009-ом, при прежней власти. История о магнитогорцах, которых подтянула за собой новая власть, схожа с историей про компанию «Южуралавтобан», убирающую дороги. Странно, что многие забыли, что «Автобан» вошел в бизнес Челябинска еще в 2012 году, тогда у него в субподрядчиках работало еще не обанкроченное МУП ДРСУ.
100% долей «Долга» принадлежит Владимиру Гаврилову, который и ранее работал в челябинском бизнесе. Компания создавалась в Магнитке в 1997 году, с тех пор она существенно расширилась и открыла несколько филиалов в других городах. В основном фирма занималась изготовлением памятников и мемориальных досок, а несколько лет назад решила выйти на новый уровень – предоставлять качественные услуги по захоронению, поскольку, по мнению руководства «Долга», в Челябинске услуги похоронщиков «похрамывают», и они могут составить им неплохую конкуренцию. Уже в марте 2015 года компания сделала один из важных шагов в сторону улучшения качества услуг в Челябинске – организовала семинар похоронщиков со всей страны. Возможно, в какой-то степени это масштабное мероприятие несколько нервировало конкурентов, поскольку сотрудники «Долга» предложили разработать концепцию развития похоронной отрасли в Челябинской области и создать образовательный центр. Это своеобразный «знак качества» для похоронных организаций, однако, получить его довольно трудно.
«О какой монополизации может идти речь, если мы по услугам захоронения занимаем только 10% рынка? – удивился директор компании «Долг», один из учредителей Ордена Сочувствия и Содействия Константин Билан. – Каждый месяц все похоронные организации регистрируются через ЗАГС, вы самостоятельно можете запросить и ознакомиться с данными: кто и сколько хоронит. Больше всего – «Вечность», «Мемориал-Сервис», «Стелс» и другие. В месяц в городе умирает примерно 1100-1200 человек, из них только 100 хоронит наша организация. Мы далеко не в лидерах, но у нас есть клиенты, которым нравится наша работа, потому что мы подходим к делу ответственно. У нас есть свои катафалки – немногие в городе ими обладают и зачастую перевозят тела умерших на чем придется, даже на маршрутках, которые днем выходят в рейсы по городу. В каждом катафалке у нас есть книга отзывов и предложений, которую мы тщательно изучаем. Если клиенту что-то не понравилось, были недостатки – мы их устраняем, работаем над ними. А что касается инвентаризации – удобно работать в бардаке, правда? Можно устаивать поборы, самовольно расширять территорию кладбищ. Конечно, не всем это выгодно».
Билан также прокомментировал и ситуацию с инвентаризацией, которая якобы повлечет за собой монополизацию похоронного бизнеса, поскольку база перейдет в руки «Долга»: «Участие в инвентаризации «Долга» не означает, что в этом деле не будет принимать участие никто. Конечно, мы хотим заработать на том, что вкладываем инвестиции. Пусть это будет логотип нашей компании на сайте с активной ссылкой. Мы не против того, что другие компании захотят разделить с нами инвестиционное бремя и принять участие в инвентаризации и заведении специальных паспортов. Давайте соберем круглый стол, проведем конкурс – мы согласны. Пока еще никто не захотел этим заняться, никто не предложил хотя бы начать эту работу. Для нас этот долгосрочный проект, в первую очередь, - имиджевая составляющая».
Руководство «Долга» также отмечает, что инвентаризация выгодна властям еще и тем, что она позволит выявить резервные площади земель на городских кладбищах, поскольку создание новых кладбищ накладно для мэрии: 1 гектар земли обойдется примерно в 17 миллионов рублей, к тому же существует сложность в создании коммуникаций и соблюдении строгих санитарно-гигиенических норм. Кроме того, станет прозрачным сам рынок ритуальных услуг, поскольку каждая организация будет зарегистрирована в системе. Таким образом чиновникам будет легче отследить, кто и сколько услуг предоставил за конкретный период времени – махинации с количественными показателями будут пресечены.
Второй информационный повод – обращение в СМИ директора одной из челябинских похоронных организаций ООО «Мемориал» (не путать с их крупным конкурентом «Мемориал-Сервис») Алексея Владимирова, который заявил, что люди из «Долга» разбили его «Волгу». По его словам, сотрудники «Долга» устроились санитарами в морг третьей больницы, и когда владелец «Мемориала» пришел за медицинским свидетельством о смерти, эти мужчины потребовали оплатить им услуги морга. «Я сказал, что пойду оплачивать в кассу медицинского учреждения, и они стали мне угрожать, что если ты пойдешь в кассу, а не оплатишь нам, мы тебе разобьем машину», - рассказал Владимиров.
Руководство «Долга» отрицает свою причастность к этому инциденту, называя его наигранным. К тому же, по их мнению, руководитель похоронной организации вряд ли бы стал ездить на явно потрепанной «Волге» со следами ржавчины. «Мы не понимаем, зачем это и для чего? Тут даже комментировать, по сути, нечего, - рассказал Константин Билан. – Что касается больницы – мы работаем с ними по договору аренды, как и все другие! У нас только одна больница – ГКБ № 3, «Мемориал-Сервис» работает на территории трех медучреждений – ОКБ № 1, ГКБ № 6 и 8. В больнице № 6 также есть частный похоронный зал, принадлежащий ООО «Реквием». «Обелиск» - с ОКБ № 4, «Вечность» расположена в медгородке, около Челябинского областного бюро судмедэкспертизы, «Сфинкс» - в ГКБ № 9. В железнодорожной больнице – «ВМК». Где нарушена конкуренция? – рассуждает Константин Билан. - Мы хотим сделать похоронный бизнес в Челябинске цивилизованным. В марте мы собираемся провести здесь выставку «Ритуальные услуги-2016. Некрополь-Урал». Хотим ввести немного другую культуру захоронений. Ведем общественную деятельность уже много лет и не прекращаем ее: в Магнитогорске мы уже 11 лет подряд организуем «Маршруты памяти» – благотворительную гражданско-патриотическую акцию для ветеранов и молодежи, посвященную Дню Победы. В 2015 года «Маршрут памяти» мы впервые провели в Челябинске и Копейске совместно с управлением социальной защиты, городским Советом Ветеранов. В нем приняли участие школьники лицея №11, школы №87 и №6, филиал Челябинского колледжа индустрии питания и торговли, власти Челябинска и области, духовенство и многочисленные общественные организации. С Советом Ветеранов и поисковыми отрядами мы сотрудничаем постоянно, помогаем хоронить участников войны в Афганистане, изготавливать и устанавливать мемориальные доски. В школе №109 мы провели акцию «Капсула времени» – капсулу вскроют через 30 лет, к 100-летию Великой Победы, чтобы школьники, которые не смогут узнать о войне из уст очевидцев, прочитали написанное им послание. Летом 2015 года в Саду Победы открылся памятник труженикам тыла, в создании которого мы также принимали участие. В это же время мы установили мемориальную доску известному инженеру-нефтянику, отцу Нобелевского лауреата Давиду Ландау. Все это – на безвозмездной основе».
Общественники в этом конфликте действительно встают на сторону «Долга», в том числе заместитель председателя Совета ветеранов города Борис Розенберг и небезызвестная в Челябинске мать Героя России, в честь которого в Челябинске названы школа и улица, Любовь Родионова, совместно с которой «Долг» открывал и изготавливал памятник ее сыну.
«Есть вещи, которые нужно делать, особенно если это касается памяти, - отмечает собственник «Долга» Владимир Гаврилов. – К нам несколько раз обращались и администрация, и депутаты, и сами люди на нас выходили с просьбой помочь с захоронением или установлением памятных досок. Мы помогаем. В ноябре 2015 года мы установили мемориальную доску известному конструктору-оружейнику Василию Дегтяреву - торжественная церемония приурочена к столетию со дня изобретения конструктором первого отечественного автоматического карабина. Подобных примеров множество: помогли захоронить Тамару Боговкину, первого директора кинотеатра «Аврора» и создателя двух библиотек в Ленинском районе, а также девочку из Аши, которая погибла в больнице после пожара, который, ко всему прочему, полностью сжег дом и все имущество семьи. Летом 2015 года в Ленинградской области поисковики обнаружили останки южноуральского бойца Леонида Босова, погибшего при защите города-героя. Администрация Челябинска также обратилась к нам с просьбой посодействовать перезахоронению останков солдата на городском кладбище областного центра».
В открытых источниках указано, что компания также помогает и в развитии спорта – с октября 2015 года она является социальным партнером молодежного футбольного клуба «Динамо».
Единственный вопрос, который возникает после изучения работы «Долга» в Челябинске: почему именно сейчас возник такой конфликт, который привел к созданию некоммерческого партнерства компаний, которые обвиняют «Долг» в посягательствах на монополизацию рынка? «Я совершенно не понимаю, почему появились такие претензии именно сейчас, учитывая, что компания работает в Челябинске уже 6-7 лет, - рассказал вице-президент Уральского союза похоронных организаций и крематориев Евгений Скорынин-Шадурский. – Они начинали с работ по обработке камня, потом решили выйти в новый сегмент. Я читал статьи про их монополизацию – это удивительно! Я знаю, что они работают только в одной из десяти больниц города, в остальных присутствуют другие организации и другие люди. Их объем рынка – 6-7%. С автомобилем тоже странный инцидент: даже не разбита, а вынута фара и проколоты два колеса. Все руководители похоронных организаций Челябинска прекрасно знают «Долг», мы постоянно собираем круглые столы вместе с УФАС, обсуждаем проблемы, все было ровно, никто никому не мешал. У них хорошие социальные программы, они в честной борьбе выигрывают конкурсы на обслуживание в Магнитогорске. У нас в Екатеринбурге была аналогичная ситуация, когда в коммерческое поле пришла компания «Вознесение», все красиво, хорошо качественно сделала, и что она получила? Точно такой же черный PR. Я сегодня разговаривал с руководством «Долга» и предложил им создать круглый стол с привлечением всех руководителей похоронных организаций Челябинской области и всех СМИ. Они готовы напрямую отвечать на вопросы, разговаривать. А если уж кто-то не придет, не согласится на такое обсуждение – понятно, какой вывод можно сделать».
-
Бывший челябинский омбудсмен утверждает, что вместе с парковкой лишился четверти миллиона рублей02 мая 2017, 19:30
-
Туберкулез у нянечки в челябинском детсаду подтвердился28 апреля 2017, 16:21
-
В городе есть хозяин - в Челябинске обсудили проблему нелегальных парковок18 апреля 2017, 20:17
-
Каким будет единое парковочное пространство в Челябинске11 апреля 2017, 15:57
-
В Челябинске будут наказывать предпринимателей, устроивших парковки на газонах. Первые «жертвы» уже найдены01 марта 2017, 17:49