Истина где-то рядом? Депутат Госдумы, Челябинская угольная компания и розинские чиновники поругались из-за коркинского разреза

Фото Истина где-то рядом? Депутат Госдумы, Челябинская угольная компания и розинские чиновники поругались из-за коркинского разреза

Депутат Госдумы, член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин снова посетил Челябинск, чтобы подвести итоги 10-дневной работы по ситуации в Коркино и шахтерском поселке Роза, жители которого жалуются на плохую экологию. На пресс-конференции в четверг, 29 октября, депутат разругался с чиновниками и угольщиками.

По словам самого Шингаркина, он вновь приехал на Южный Урал, чтобы вступить в полемику с областной властью, которая дала комментарий на его выступление от 15 октября. Тогда депутат раскритиковал область за игнорирование проблем коркинцев, которые задыхаются от химических выбросов, образующихся в результате горения угля, а также жителей поселка Роза, которых никак не могут расселить до конца.

«В местных СМИ я прочитал, что больше расселения не планировалось, и все, кто был в опасной зоне – расселены. Это не так. Я могу зачитать вам официальное заявление замминистра строительства Сергея Сихарулидзе».

И зачитал, что расселение должно быть произведено в пять этапов до 2020 года, в зоне активных оползневых процессов в районе угольного разреза должны быть переселены 32 тысячи граждан.

Действительно, правительство Челябинской области обещало провести пять этапов расселения, однако позже власти уведомили, что следующего этапа расселения не будет, поскольку вся программа выполнена в 4 этапа.

Шингаркин уверяет, что действует из чистых побуждений и не собирается пиариться на поселке Роза. На пресс-конференции он уточнил, что не будет баллотироваться в Госдуму ни по одному из округов Челябинской области.

Депутат по-прежнему обещает направить запросы в Генпрокуратуру и Счетную палату. По его мнению, 3 миллиарда 975 тысяч рублей (а именно столько было освоено на переселении розинцев) – слишком большая сумма для такого небольшого количества переселенных.

Также он добавил, что Челябинская угольная компания обещает осуществить план рекультивации к 2017 году, но уже сейчас находится в состоянии банкротства. Но это утверждение оспорили представители компании, которые в этот раз присутствовали на пресс-конференции Шингаркина. Они также отметили, что депутат в прошлый раз солгал людям, рассказав, что коркинский разрез собираются рекультивировать, «забросав» его промышленными отходами. Шингаркин на заявление угольщиков ничего не ответил.

Представительница розинских предпринимателей Лилия Рыбалка рассказала, что в планы переселения попали только жилые помещения, а магазины – не попали. По мнению женщины, местные бизнесмены таким образом лишились своего имущества. Она добавила, что «по ту сторону» остались также детский садик и школа.

Ответ последовал от замдиректора угольной компании, процитировавшего слова первого заместителя губернатора Сергея Комякова, который разъяснял ранее, что действовавшая программа переселения не предусматривала замены или выкупа у собственников нежилых помещений, которые оказались в «зоне риска». Эти вопросы можно решить только через суд. «Таких обращений на сегодняшний день на 29 миллионов рублей. По ходу получения судебных решений в пользу предпринимателей Челябинская область будет расходовать оставшиеся неосвоенные деньги», - рассказывал Комяков.

Промышленники также напомнили Шингаркину, что расходование средств проверялось Контрольно-счетной палатой Челябинской области и России, а также контрольным департаментом полпредства Уральского федерального округа.

Чтение докладов постепенно переросло в откровенную перепалку. Собравшиеся не слышали друг друга, а также игнорировали ответы на свои вопросы.

Розинцы отметили, что обеспокоены сдвижками почвы, назвали цифру – 10 миллиметров. Угольщики тут же добавили, что речь идет о сдвижках на 10 миллиметров в год, и что дома, находящиеся дальше 300 метров от разреза, не попадают в зону накопления опасных деформаций – к такому выводу пришли ученые, проводившие исследования, необходимые для программы расселения. «Возможно, муниципалы в суматохе что-то напутали, - говорят в угольной компании. – Но под расселение попали только улицы Проходчиков и 8 Марта. По школам и детсадам вопрос будет решаться – от расселения остались какие-то деньги, их на это должно хватить. Об этом говорил недавно Комяков, не нужно вводить людей в заблуждение».

Конфронтация между сторонами конфликта достигла высшей точки, когда представители Челябинской угольной компании упрекнули депутата в некомпетентности, заявив, что добыча угля без неуправляемого эндогенного горения не обходится, и эти пожары были изначально включены в план по разработке угольного разреза в Коркино. Степень воздействия горения на экологию – в пределах нормы, утверждают промышленники. В подтверждение своих слов представители ЧУКа предоставили депутату результаты исследований, проведенных несколько лет назад.

Возмущались также люди из Коркино, приехавшие на пресс-конференцию. «Почему вы не разбираетенсь с Томинским ГОКом?», - слышалось из зала. Однако Шингарки на эти вопросы не отвечал.

Четко ничью позицию услышать было невозможно: собравшиеся люди перебивали друг друга, настаивая на своем. Шингаркин пообещал после пресс-конференции снова отправиться на Розу. При этом он в грубой форме отзывался об областных властях, которые «сами съездить в шахтерский поселок не в состоянии». Местные власти депутат ни в чем не обвинял.

Представители ЧУКа рассказали, что жители поселка встретили депутата, уже бывавшего там, холодно, и даже чем-то кидались. Впрочем, до самого Шингаркина дозвониться не удалось, чтобы узнать его позицию в этом споре, и его выводы о сегодняшнем дне, проведенном среди угольщиков и их семей.

«Специалисты, которые, что называется, «в теме», всегда знали, что разговоры вокруг пожаров внутри разреза – во многом преувеличены, политически спекулятивны, - отметили в угольной компании. - Такова физика природы: угольные пласты, находящиеся под давлением породы, получив воздух, самовозгораются. Это – беда горняков, это - их прямые убытки. Борьба с такими пожарами идёт по всему миру всю историю угледобычи. Ясно, вкладывают силы и средства в тушение этих возгораний и здесь, в Челябинской угольной компании. На данный момент общая площадь пожаров не превышает 100 квадратных метров (площадь даже не коттеджа, а добротного деревенского дома).

Следует ещё обратить внимание на то, что ещё совсем недавно весь частный сектор вокруг разреза отапливался печами, углём этого самого месторождения».

Местные власти отмечают, что в Коркино и Розе основная проблема – не горение угля, а ветхое жилье: некоторые дома строились еще 80 лет назад. В этом направлении работает областная программа по расселению из ветхо-аварийного жилья – для всех муниципалитетов области одинаковая.

Котлован угольщики обещают превратить в озеро, отмечая, что промышленными отходами забрасывать его не будут и никогда не собирались. «Горение пластов прекратить практически невозможно, но работа эта и без того идёт. Отселение посёлка – уже случилось, а расходы на сто раз проверены. Для чего ж приехал?», - спрашивают угольщики.

Как ранее сообщало агентство, после окончания всех работ по рекультивации, полной ликвидации разреза, все борта карьера будут приведены в безопасное состояние, и он будет затоплен до уровня 300 метров от поверхности.

В рамках реализации проекта также будет принято решение о необходимости дальнейшего переселения жителей поселка Роза с территории, подлежащей рекультивации.

Напомним, в феврале 2012 года после визита в поселок премьер-министра (а ныне президента) Владимира Путина началось переселение жителей из зоны активных оползневых процессов разреза.

Изначально планировалось, что переселение пройдет в пять этапов. На тот момент в программу переселения из прибортовой зоны разреза попали более 32 тысяч. На проведение всех запланированных работ понадобилось бы 27 миллиардов рублей.

Первые четыре этапа были реализованы за полтора с небольшим года - с февраля 2012 года до первого октября 2013 года. Последний, самый масштабный, предполагал расселение более 28 тысяч жителей Розы и Коркино из санитарно-защитной зоны в один километр от разреза.

По словам первого вице-губернатора Сергея Комякова, границы территории, подлежащей расселению граждан, так называемой «зоны риска» вблизи Коркинского разреза, определены в соответствии с заключением межотраслевого научного центра НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела. По поручению Владимира Путина была подготовлена государственная программа. Администрация Коркинского района составила списки людей, проживающих в зоне риска, согласовав их с миграционной службой. Список был утвержден региональным правительством, представлен в минрегионразвития РФ. Данные вошли в федеральный реестр по расселению поселка Роза.

За четыре этапа было расселено 1596 семей или 3931 человек. На реализацию программы было выделено четыре миллиарда рублей, по два миллиарда из федерального и областного бюджетов. Из выделенных средств было освоено три миллиарда 976 миллионов рублей. Средства были направлены на переселение жителей, снос жилья, рекультивацию территории, на вынос инфраструктуры.

Комментарии 0
    Новости по сюжету Переселение поселка Роза
    Новости по теме Владимир Путин