Кто отдаст последний долг ветерану Великой Отечественной?

Фото Кто отдаст последний долг ветерану Великой Отечественной?

Эта история о 70-летней женщине из поселка Есаульского Сосновского района, которая наряду с праздником Победы отмечает свой юбилей. С 2012 года она пытается добиться установки памятника для ее матери и отчима, которые прошли войну. Но очередь не продвигается, и женщина боится, что не доживет до того момента, когда государство выделит деньги на надгробия, отдав таким образом последний долг ветеранам.

Непростая история

Женщину зовут Таисия Умнова. Ее родители познакомились на войне. Мама – Мария Андреевна – родилась в 1921 году в Егорьевском районе Московской области, работала на фабрике и жила в общежитии вместе с материю. В 20 лет она пошла на войну. В Черноголовке она познакомилась со своим одногодком, командиром батальона 48-ой танковой бригады Иваном Тихоновичем Белоконенко, который был призван в Московскую область из Украины – города Бобринец Кировоградской области. Когда Мария Андреевна забеременела, ее отослали домой, а Иван Тихонович продолжил службу. Он умер от тяжелых ранений в год рождения свой дочери Таисии, 23 февраля 1945 года в германском городе Зольдин в звании майора гвардии. Похоронен в уезде Чариков в братской могиле.

Мария Андреевна растила дочку вместе с матерью. Они по-прежнему жили в своем общежитии в Егорьевске. Спустя некоторое время она познакомилась со старшиной Иваном Андреевичем Заварухиным, призванным на войну из Сосновского района Челябинской области. Они поженились, Иван Андреевич удочерил маленькую Тасю и увез жену вместе с матерью и ребенком в Сосновку. В совместной жизни у них родилось еще пятеро детей.

Мария Андреевна умерла рано – в 49 лет. На дворе был 1970 год. Через 14 лет умер ее муж Иван Андреевич. Сейчас на их могилах установлены только металлические памятники, которые родственники погибших каждый год подкрашивают. Фотографии потускнели и почти выцвели.

«Мне говорят, что легче самой оплатить памятники, - говорит Таисия Ивановна. – Но дело не в этом. Мне хочется восстановить их право на память».

Путешествие в Подмосковье

Эта небольшая история, рассказанная выше, сложилась в единое целое не сразу. Ей предшествовало несколько почти невероятных совпадений и путешествие Таисии Ивановны в Подмосковье.

«Когда я увидела в 2012 году в газете объявление о том, что всем без исключения фронтовикам, умершим после 12 июня 1990 года, поставят памятники, решила, что нужно обратиться в органы соцзащиты, - рассказывает Таисия Ивановна. – У отчима было много медалей, много документов, но я была маленькая и ничего не понимала. Оказалось, что восстановить эти документы очень трудно. Со временем все потерялось. Из выписки мне удалось установить, что он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Действительно, он рассказывал, что принимал участие в обороне Ленинграда во время блокады. Там его контузили, и после этого перебросили на 1-ый Украинский фронт в качестве санитарного инструктора.

У меня были только свидетельства о смерти, но были необходимы также справки из архива. О женщинах вообще никаких записей практически не велось – у меня до сих пор нет документов о том, что мама тоже была на войне. За ними я отправилась в Подмосковье.

Поехала одна, с палочкой. У меня тогда даже мобильного телефона не было. Не потерялась, нашла своих родственников. Нашла почти полностью развалившееся здание общежития, где мы жили с мамой и бабушкой, нашла фабрику, где они работали. Но фабричный архив сгорел. Мне удалось только найти ее фамилию в списках журнала, который называется «Алфавит призванных в Советскую Армию». Этого не достаточно.

[title]

Фабрика и общежитие в Подмосковье

Сейчас я пытаюсь хотя бы на отчима получить памятник. Но с 2012 года меня отсылают. В апреле этого года мне в Сосновской администрации сказали, что я 11-я в очереди. А в год им выделяют по два памятника. Боюсь, что до того времени я не доживу».

Невероятные совпадения

О своем настоящем отце Таисия Ивановна еще несколько лет назад ничего не знала. Знала, что он был, но кто и откуда и как его фамилия – этого мать никогда не рассказывала. «В то время было не принято это обсуждать, - рассказывает она. – В свидетельстве о рождении мне была присвоена фамилия матери и отчество «Ивановна». Поскольку мой отчим тоже Иван, я думала, что это он дал мне отчество. Но оказалось, что это не так».

Год назад женщина читала газету о здоровом образе «ЗОЖ». В статье про участника Гражданской и Великой отечественной войны, академика, кандидата медицинских наук Карпа Абрамовича Трескунова, которому на тот момент исполнилось 93 года, значилось, что он родился и всю жизнь прожил в Черноголовке.

[title]

«Я помнила, что мама рассказывала про Черноголовку, поэтому решила написать Карпу Абрамовичу, просто так. Я даже не надеялась, что он мне ответит, - рассказала Таисия Ивановна. – Удивительно, но он ответил. Он был врачом в части, где работала мать. Это он рассказал, что они встречались, после чего Карп Абрамович установил ее беременность и отослал в отпуск домой. Он назвал его фамилию, имя и отчество – Иван Тихонович Белоконенко. Я выяснила, что он был командирован из Украины. Что погиб в Германии, был майором. Я много лет этого не знала».

Об отчиме у Таисии Ивановны тоже осталось совсем мало сведений и всего одна фотография с женой. Когда женщина ехала в поезде «Москва-Челябинск», возвращаясь из архивов Подмосковья, она обратила внимание на журнал подразделений спецназа «Братишка», который читал сидящий напротив мужчина. Судя по всему, это был последний выпуск этого издания.

Когда мужчина вышел, Таисия Ивановна, утомленная поездкой, решила полистать журнал: «Я перелистывала страницы, читая заголовки и просматривая фотографии. И вдруг на одной из фотографий я увидела своего отчима! Я его узнала! Когда мой сосед вернулся, я расплакалась, а он отдал мне этот журнал и посоветовал написать в редакцию».

[title]

На фотографии Иван Заварухин вместе с какой-то девушкой грузил в самолет закутанного в одеяло человека. Свою мать в помощнице Таисия Ивановна не признала, но уверена, что мужчина – ее отчим. «Согласно документам, которые мне удалось раздобыть, отчим был санитарным инструктором 1033 артиллерийского полка 120 стрелковой дивизии 1-ом Украинского фронта. А в статье речь как раз идет о дивизиях на 1-ом Украинском фронте. Все совпало! – рассказывает Таисия Ивановна. - Я писала и звонила в редакцию, отправляла письма, хотела связаться с журналистом Сафроновым, поскольку в статье было указано, что фото из его архива, - но толку никакого. Журнал, видимо, больше не выпускается. Я так и не получила ответа».

Восстановление справедливости

Женщина отмечает, что единственное, чего она добивается – восстановление справедливости. Все же ее родители прошли войну, а память об этом практически не сохранилась. В районной администрации на нее смотрят косо – мол, ходит каждый год, требует памятник. А Таисия Ивановна тем временем потихоньку собирает документы, фотографии, пишет людям, которые могли бы ей помочь восстановить события ушедших лет. В тетрадке у нее в строгом порядке записано, когда и какие данные она получила, куда обращалась и что ей ответили. «Я позвонила Владимиру Путину на прямую линию, - рассказывает женщина. – Меня там внимательно и долго выслушивали, задавали вопросы. Я просто устала столько лет добиваться памятника. Что мне еще делать в такой ситуации? Мне много лет, я, может быть, завтра умру, - кто тогда будет этим заниматься?».

По закону получить материальную компенсацию для установки памятника участнику Великой Отечественной войны можно из двух источников. Ветеранам, умершим после 12 июня 1990 года, по указу Президента России выплачивают деньги на установку или замену памятника из средств федерального бюджета. Курирует этот вопрос Министерство обороны. В случае, если участник войны ушел из жизни до этого срока, материальные средства выплачиваются из средств областного бюджета, согласно местным распоряжением. В 2012 году эта программа была запущена экс-губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем. Предполагалось, что она продлится 2 года. Сменивший Юревича Борис Дубровский принял решение продолжить действие программы, поэтому и сейчас родственникам участников войны можно получить возмещение средств на установку памятника.

Согласно закону, и в первом, и во втором случае нужно обратиться в военкомат по месту жительства и получить там справу. Но во втором случае с этой справкой следует идти в МФЦ (многофункциональный центр), где обратившегося поставят в очередь.

Таисия Ивановна обратилась в управление соцзащиты администрации Сосновского района. Там ее также поставили в очередь, правда, она совсем не двигается. «Я знаю еще одну семью из нашего поселка Есаульский, которые также уже несколько лет стоят в очереди. Но они хотя бы молодые», - вздыхает женщина.

Она понимает, что есть очередь, и что она не одна. Просто боится не дожить. «Думала, что в юбилей Победы, возможно, у меня получится. Но снова получила отказ, - говорит она. – Буду пробовать еще – что делать?»

На вопрос, будет ли она обращаться к украинским журналистам и военным археологам, чтобы попытаться восстановить сведения о своем отце, женщина отвечает смущенно: «Возможно, там у него остались родственники, у которых есть какие-то фотографии или воспоминания. Я боюсь обращаться: кто я такая? Это ведь только на словах сказано, что он мой отец. Что я им скажу? Возможно, что и обращусь. Но пока не знаю. Боюсь».

Комментарии 0
    Новости по сюжету День Победы
    Новости по теме 70-летие Победы