Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Общественники о Томинском ГОК: В округе жить без респираторов будет невозможно

Фото Общественники о Томинском ГОК: В округе жить без респираторов будет невозможно

В 2015 году в Челябинской области планируется ввести в эксплуатацию Томинский ГОК, который согласно проекту будет располагаться всего лишь в 20 километрах юго-западнее областного центра.  На днях вопрос о новом месторождении поднимался на собрании жителей в поселке Дубровка, а ранее по этому поводу были проведены публичные слушания в Челябинске.

Жители близлежащих окрестностей всерьез обеспокоены – как скажется на их здоровье открытие комбината в Томино? Предположения самые разные – ведь официальные данные содержат только крупицы информации, дающей возможность бесконечно и буйно фантазировать. При этом Русская медная компания – инвестор проекта - на вопросы не отвечает, на контакт с общественниками и экологами не выходит. А проект уже частично одобрен (минпромом Челябинской области и главой Сосновского района) и приобрел статус федерального. «Руководство РМК вынесло решение никак не комментировать эту ситуацию», - сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в компании.

Разобраться в проблеме попытались члены общественного движения «За природу», которые и организовали публичные слушания в Челябинске. В них приняли участие 139 жителей поселков Бутаки, Полина, Томинский, деревни Томино, Южного Прииска, Дубровки, Смолино, Кайгородово, Вознесенки, Глинки, Полетаево, Копейска, Еманжелинска, Челябинска, Курганской области, Екатеринбурга и Златоуста.

«Это они будут строить недалеко за нашим лесом, куда мы за грибами ходим?» - шептались слушатели до начала мероприятия.

Чуть ранее, еще перед запуском проекта в Томино, в поселке были проведены собственные публичные слушания. Однако из всего населения, которое насчитывает тысячу человек, присутствовало там только сто жителей. Проект тогда одобрили, но общественники посчитали, что спрашивать мнение исключительно у посельчан как минимум глупо, потому что последствия появления комбината затронут все окрестности – и Челябинск в том числе.

Кандидат юридических наук, эколог Андрей Талевлин рассказал, что ожидает южноуральцев: «Мы взяли материалы в управлении госэкспертизы и не можем утверждать, что наше сообщение охватывает всю полноту проблемы. Тем более что проект – это одно, а на практике обычно выходит совершенно другое, как это было, например, с Михеевским ГОКом. Санитарная зона заходит за жилую застройку. Будут большие ямы и хвостохранилища. Кстати, в проекте не сказано, что отвалы будут вывозить. Будет много пыли от взрывов: десятки тонн в день, большие барабаны будут перемалывать породу. Горно-обогатительный комбинат будет использовать кислоту: какие вещества будут применяться и в каких количествах – мы не знаем. Для производства потребуется очень много воды: около восьми миллионов кубометров в год. Откуда будут брать воду? Тут три варианта: Синеглазово (по расчетам озеро можно использовать только три года), очистные сооружения Коркино и Синеглазово, бурение скважин и подъем воды из-под земли. Возникает другой вопрос: куда будет сливаться использованная грязная вода? В проекте об этом ничего не сказано. Сточные воды точно будут, поскольку всю воду запустить в оборот нельзя. Жалко, что реализуются в последнее время и такие варварские проекты. Мне кажется, нужно развивать машиностроение, использовать новые технологии – есть инженеры, специалисты, есть спрос на это. Единственный плюс, который я вижу, – около 900 человек будет занято на этих работах».

С другой стороны, сами общественники и говорят, что сейчас на территории работают эксперты-москвичи, а чаще всего на шахтовый метод нанимаются иностранцы – выходцы из ближнего зарубежья. Так что получат ли на деле южноуральцы хоть какую-то часть рабочих мест из этих 900 – не известно. «А кто в Михеевском ГОКе работает? Там же одни китайцы и таджики!» - жаловались пришедшие на слушания жители.

Научную сторону вопроса рассмотрел доктор химических наук, заведующий кафедрой аналитической и физической химии ЧелГУ, профессор Александр Тюрин. «После ознакомления с материалами у меня возникло несколько принципиальных замечаний, - сообщил он. - В основу добычи заложен чисто металлургический способ – действующих аналогов в России нет. Предполагается, что рудные породы будут вскрывать, выщелачивать с помощью непрерывной обработки серной кислотой. Выщелачивание кучных рудных пород – действительно варварский метод. Технология используется с 19 века, и в то время вся серная кислота уходила в воздух. Теперь, видимо, будет утилизироваться: но как – мы точно не знаем. В любом случае часть кислоты попадет в воздух и в близлежащей округе жить без респираторов будет невозможно. Медь – тяжелый, канцерогенный металл».

Кстати, эксперт отметил, что все руды цветных металлов включают вкрапления благородных металлов. В материалах не говорится, что будет сделано с этими вкраплениями. Но, как известно, основную прибыль медеплавильные комбинаты получают как раз за счет вот таких «подарочков». Однако для обработки золота, к примеру, используются более токсичные вещества, чем те, которые применяются при обработке меди. «Если золото – безцианидных технологий вообще не существует», - отметил Тюрин.

Большое значение играет и то, в каком проценте будет использоваться кислота. По словам эксперта, в производстве применяют кислоту в концентрации не выше 93% . Один из слушателей заявил, что кислота будет 3%, однако, по мнению химика, при такой концентрации скорость реакции будет слишком медленной.

По словам Тюрина, руды в Томино очень бедные. И добываться они будут по финской технологии, которая, однако, в Финляндии не применяется. «Вообще, технология была разработана для урана, потом финны продали ее РМК, и компания стала ее применять для меди», - отметил эксперт.

Кстати говоря, ликвидность добычи меди в Томино также ставится под вопрос. С 2000-х годов три четверти меди поставляется за рубеж. Согласно «London Metal Exchange» динамика среднегодичных цен на медь в 2011 году достигла исторического максимума – 10,1 тысячи долларов за тонну. Сейчас цена составляет 7 тысяч долларов за тонну.

В Томино концентрация меди в рудах составляет 0,42% - с точки зрения экономики это бедное месторождение. Себестоимость добычи – 7-8 тысяч долларов за тонну. Таким образом, добыча экономически нецелесообразна и находится на уровне рентабельности. «Те месторождения, которые наши компании использовали, уже исчерпаны, - рассказал представитель движения «За природу» Олег Магазов. - Мы продали медь, а теперь думаем: на чем будут работать наши компании? Что касается налогов – пойдут ли деньги в федеральный и региональный бюджет  или «осядут» в оффшорах (согласно официальным данным, бенефициары Томинского ГОК скрываются в оффшорах на Кипре - компания Граунд План Холдинг ЛТД).

Против строительства Томинского ГОКа высказалась и депутат Вознесенского сельского поселения Валерия Гришина (Сосновский район): «Собрание Вознесенки, Глинки, Поляны категорически против Томино. Явно у нас будет не курортная зона. А что дальше? Чем мы будем дышать, что будем пить, есть? Говорят, приток налогов в бюджет будет 700 миллионов рублей. При дефиците бюджета в 12 миллиардов – это капля в море, а экология будет навсегда испорчена».

На слушаниях присутствовала и помощник депутата Государственной думы из Златоуста Ольга Мухометьярова, которая организовала с другими общественниками палаточный лагерь в сосновом бору Златоуста, чтобы предотвратить вырубку леса. И надо признаться, златоустовцы добились своего – навстречу жителям пошла местная администрация, глава города, прокуратура и суды. «Мы имеем право на окружающую среду, - отметила Мухометьярова. - Пока мы не научимся жить в гармонии с природой, ничего не получится. Мое мировоззрение изменилось, когда погиб ребенок моей подруги. Сегодня я не выйду в лес с палатками, а завтра буду лечить своих детей от онкологии. Конечно, только самые отчаянные идут в леса. Но нужно что-то делать, чтобы чего-то добиться».

Кстати, на встрече с редакторами ведущих южноуральских СМИ, 4 декабря, глава региона Михаил Юревич сообщил, что не видит экологической опасности в строительстве Томинского ГОКа: «Сейчас любой проект месторождения согласуется со  всеми экологическими инстанциями, поэтому в  нем присутствует обязательная часть  — рекультивация, - рассказал губернатор. - Построить завод, разработать и  бросить после банкротства предприятия, как было в  Коркинском разрезе, больше не  получится. Никакой экологической опасности не  вижу. Горнорудные месторождения выбросов не  осуществляют, потому что в  основном мелко размалывают руду и  получают концентрат. Все остальное  — это пустая порода, которая складируется, металлургический шлак намного опаснее».

Как рассказал корреспонденту «Урал-пресс-информ» общественник движения «За природу» Василий Московец, сегодня, 17 декабря, организация будет рассылать документы и подписи, собранные во время публичных слушаний, во всевозможные органы и ведомства. Исход этой истории пока не известен, но ясно одно: у движения появляется все больше сторонников.

Комментарии 0
    Новости по теме Андрей Талевлин