Юбилей знаменитой «Анюты» на челябинской сцене
Но легендарным этот балет называют не столько по возрасту, сколько по истории создания, по мировой известности его звездных авторов и яркой сценической жизни. За пять лет до ее челябинского периода (в 1982 году) «Анюта» вышла не телеэкран - первый в истории случай, когда хореографическое произведение было перенесено с экрана на сцену, а не наоборот. Идея и постановка фильма-балета принадлежала сценаристу и режиссеру Александру Любимову. Создавал он его на музыку питерского композитора Валерия Гаврилина в соавторстве с хореографом Владимиром Васильевым. Успех телефильма был оглушительным не только на родине, но и в Европе. Он был удостоен Госпремии СССР. А знаменитого танцовщика и хореографа народного артиста СССР Владимира Васильева заставил серьезно задуматься о переносе «Анюты» на сцену. Что тот и сделал, добавив музыку и хореографические номера и посвятив свое произведение неизменной спутнице по жизни и сцене Екатерине Максимовой, которая долгие годы была первой исполнительницей заглавной партии. Так в 1986 году родился новый балет, обреченный на долгую сценическую жизнь и зрительскую популярность.
Премьера «Анюты» состоялась в Неаполе, в театре «Сан-Карло» и только спустя полгода – на сцене Большого театра СССР. Челябинский театр оказался третьим в Советском Союзе (после Большого и Рижского театров), которому посчастливилось встретиться с «Анютой» и работать над этим спектаклем с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.
В эти дни руководитель литературно-драматургической части театра имени Глинки Светлана Бабаскина работает над новой экспозицией, которая приурочена к юбилейному спектаклю и откроется в ближайшие дни в театральном фойе. Вот как она вспоминает о челябинском периоде знаменитого балета:
«Челябинской «Анюте» 25 лет исполнилось в конце декабря минувшего года. Так как балетная труппа была в это время на гастролях в Германии, то юбилейный спектакль было решено сыграть уже по ее возвращении и непременно пригласить на него Владимира Васильева. Уникальность его постановки заключалась и в том, что она дала возможность исполнителям проявить всю многомерность своего таланта. Партию главной героини, свою самую любимую, по признанию самой Екатерины Максимовой, она охотно передала своей ученице - приме челябинского балета Татьяне Предеиной. Анюта была и по сей день остается ее коронкой. Но в разные годы эту партию замечательно исполняли и другие танцовщицы - Ирина Ушакова, Елена Бычкунова, Татьяна Сахарова, Татьяна Сулейманова. Модеста Алексеевича, мужа Анюты, не менее блестяще исполняли Александр Мунтагиров (во многом ему «Анюта» обязана своим вторым рождением в 1996 году), Александр Клековкин, Сергей Тараторин, Александр Цвариани. Многим памятно, как вместе с Екатериной Максимовой хореограф и постановщик Владимир Васильев репетировал с челябинскими солистами, а затем вместе с ними танцевал на челябинской сцене Петра Леонтьевича, отца Анюты.
Зрители премьерных спектаклей вспоминают, что балет этот был пронзительным и ярким. «Выхлестом души и сердца» назвал маэстро Васильев работу всех его участников. Его спектакль – сочинение счастливой судьбы. Все в его постановке оказалось на редкость гармоничным: хореография, музыка, оформление, работа артистов. В Челябинске «Анюта» стала визитной карточкой двух балетных фестивалей, которые всегда открывались этим спектаклем: «В честь Екатерины Максимовой» и «Татьяна Предеина приглашает….». И еще этот спектакль – дань памяти великой русской балерине, первой Анюте, которой нет уже четыре года и день рождения которой первого февраля.
-
Артисты из Челябинска выступят на сцене Кремлевского дворца19 ноября 2024, 11:55
-
Екатерина Пыжова и Борис Оношко: любовь к театру и друг другу12 ноября 2024, 15:06
-
В кассовом зале театра имени Глинки сделали капитальный ремонт11 ноября 2024, 14:59
-
Руководитель Челябинского театра оперы и балета Владимир Досаев удостоен награды президента07 ноября 2024, 13:39
-
Один из лучших басов мира Ильдар Абдразаков приедет в Челябинск с концертом01 ноября 2024, 16:03