Юбилей знаменитой «Анюты» на челябинской сцене

Фото Юбилей знаменитой «Анюты» на челябинской сцене

Но легендарным этот балет называют не столько по возрасту, сколько по истории создания, по мировой известности его звездных авторов и яркой сценической жизни. За пять лет до ее челябинского периода (в 1982 году) «Анюта» вышла не телеэкран - первый в истории случай, когда хореографическое произведение было перенесено с экрана на сцену, а не наоборот. Идея и постановка фильма-балета принадлежала сценаристу и режиссеру Александру Любимову. Создавал он его на музыку питерского композитора Валерия Гаврилина в соавторстве с хореографом Владимиром Васильевым. Успех телефильма был оглушительным не только на родине, но и в Европе. Он был удостоен Госпремии СССР. А знаменитого танцовщика и хореографа народного артиста СССР Владимира Васильева заставил серьезно задуматься о переносе «Анюты» на сцену. Что тот и сделал, добавив музыку и хореографические номера и посвятив свое произведение неизменной спутнице по жизни и сцене Екатерине Максимовой, которая долгие годы была первой исполнительницей заглавной партии. Так в 1986 году родился новый балет, обреченный на долгую сценическую жизнь и зрительскую популярность.

Премьера «Анюты» состоялась в Неаполе, в театре «Сан-Карло» и только спустя полгода – на сцене Большого театра СССР. Челябинский театр оказался третьим в Советском Союзе (после Большого и Рижского театров), которому посчастливилось встретиться с «Анютой» и работать над этим спектаклем с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.

В эти дни руководитель литературно-драматургической части театра имени Глинки Светлана Бабаскина работает над новой экспозицией, которая приурочена к юбилейному спектаклю и откроется в ближайшие дни в театральном фойе. Вот как она вспоминает о челябинском периоде знаменитого балета:

«Челябинской «Анюте» 25 лет исполнилось в конце декабря минувшего года. Так как балетная труппа была в это время на гастролях в Германии, то юбилейный спектакль было решено сыграть уже по ее возвращении и непременно пригласить на него Владимира Васильева. Уникальность его постановки заключалась и в том, что она дала возможность исполнителям проявить всю многомерность своего таланта. Партию главной героини, свою самую любимую, по признанию самой Екатерины Максимовой, она охотно передала своей ученице - приме челябинского балета Татьяне Предеиной. Анюта была и по сей день остается ее коронкой. Но в разные годы эту партию замечательно исполняли и другие танцовщицы - Ирина Ушакова, Елена Бычкунова, Татьяна Сахарова, Татьяна Сулейманова. Модеста Алексеевича, мужа Анюты, не менее блестяще исполняли Александр Мунтагиров (во многом ему «Анюта» обязана своим вторым рождением в 1996 году), Александр Клековкин, Сергей Тараторин, Александр Цвариани. Многим памятно, как вместе с Екатериной Максимовой хореограф и постановщик Владимир Васильев репетировал с челябинскими солистами, а затем вместе с ними танцевал на челябинской сцене Петра Леонтьевича, отца Анюты.

Зрители премьерных спектаклей вспоминают, что балет этот был пронзительным и ярким. «Выхлестом души и сердца» назвал маэстро Васильев работу всех его участников. Его спектакль – сочинение счастливой судьбы. Все в его постановке оказалось на редкость гармоничным: хореография, музыка, оформление, работа артистов. В Челябинске «Анюта» стала визитной карточкой двух балетных фестивалей, которые всегда открывались этим спектаклем: «В честь Екатерины Максимовой» и «Татьяна Предеина приглашает….». И еще этот спектакль – дань памяти великой русской балерине, первой Анюте, которой нет уже четыре года и день рождения которой первого февраля.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета