Николай Духов: он создавал танковую броню и атомный щит

Фото Николай Духов: он создавал танковую броню и атомный щит
Фото: Музей ЧТЗ

Сегодня, 26 октября, исполняется 120 лет Николаю Духову. Имя этого легендарного конструктора неразрывно связано с историей Танкограда в годы Великой Отечественной войны.

В истории Челябинска есть люди, кто стали уральцами не по рождению, но кого челябинцы помнят и память о ком чтят многие годы. Николай Духов как раз из этих людей.

Только в 28 лет он стал инженером. Ушел из жизни в 1964 году, не дожив до «заслуженного отдыха» по тогдашним меркам, до 60 лет.

У него было три звезды Героя Социалистического труда, пять Государственных премий и одна Ленинская. На погонах были две генеральские звезды — генерал-лейтенанта инженерно-технической службы. Духов стал третьим, после Зальцмана и Котина, Героем Социалистического труда на ЧТЗ.

Умер он от лейкемии, сказались ядерные испытания. В одной из книг так написано о Духове: «Он погиб, как солдат на поле боя, получив смертельное ранение в первых боях с применением нового, адского оружия, открывшего миру атомную эру в истории человечества».

Духов, как и Игорь Курчатов, стоял у истоков создания «атомного щита» страны.

А до этого, в Челябинске он был среди тех «генералов», кто создавал бронетанковый щит Советского Союза.

После эвакуации в Челябинск Ленинградского Кировского завода СКБ-3, которое возглавил Жозеф Котин, Николай Духов был назначен заместителем главного конструктора.

Под руководством Духова в первый год войны разрабатывается конструкция огнеметного танка КВ-8, принятого в январе 1942 года на вооружение.

Летом 1942 года ЧТЗ решением госкомитета обороны поручается одновременно с производством тяжелого танка КВ организовать выпуск танков Т-34. На том же оборудовании и в тех же цехах завода нужно было делать два разных танка.

Для того, чтобы с конвейера завода сошел первый средний танк Т-34, потребовалось немногим больше месяца. В конструкцию танка Т-34 Духовым с коллегами по заводу было внесено немало усовершенствований, принятых потом и на других заводах.

Летом 1943 года Духов назначается главным конструктором СКБ-2 Челябинского Кировского завода. В то время СКБ разрабатывает конструкцию тяжелого танка КВ-85 с новой литой сферической башней, с измененным корпусом и с 85-мм пушкой.

Коллективами четырех КБ завода была разработана конструкция тяжелого танка прорыва «Иосиф Сталин» — это была машина более мощного вооружения и с более стойким бронированием.

В 1944 году на ЧТЗ была начата сборка тяжелого танка ИС-2 на конвейере. В том же году, в инициативном порядке в Челябинске разрабатывается конструкция танка Победы — ИС-3. У машины был низкий силуэт, необычная форма броневой защиты, так называемый «щучий нос». У новой машины была сферическая башня, выполненная с переменной толщиной стенок, что сделало танк практически не пробиваемым снарядами орудий противника.

В первые месяцы 1945 года ИС-3 был поставлен на серийное производство и принял участие в завершающих боях под Берлином. Именно эти танки «брали Берлин», они могли вести бои на улицах разрушенных европейских городов, могли прокладывать себе дорогу сквозь развалины домов.

Именно «ИС», а не Т-34 установлен в Челябинске на Комсомольской площади города.

В феврале 1945 года Духов выступил в заводской многотиражной газете со статьей «Кировские танки идут на Берлин».

Вторую Звезду Духов получит уже после войны — за создание первой атомной бомбы. В 1948 году он работает над «атомным проектом» в Арзамасе-16.

Главный конструктор атомного проекта Ю. Харитон скажет о Духове: «Мне думается, он был бы, например, и великим музыкантом, и художником. Но он никогда не мог быть ни тем, ни другим, потому что просто не мог не быть конструктором. Его конструкторская гениальность врожденная».

В Челябинске недалеко от ЧТЗ есть дом, в котором в годы войны жили конструкторы танков Жозеф Котин и Николай Духов. Сейчас об этом напоминает памятная доска на стене этого дома, где барельефы двух выдающихся конструкторов стоят рядом.

В эти дни в экспозиции музея ЧТЗ у портрета Духова стоит ваза с цветами – дань уважения и памяти выдающемуся конструктору.

Комментарии 0
    Новости по теме Николай Духов