Яндекс.Метрика

Директора челябинских школ: Исключение хулиганов – вопрос неоднозначный

Фото Директора челябинских школ: Исключение хулиганов – вопрос неоднозначный

Напомним, в конце декабря министерством образования РФ опубликован проект приказа, в котором определяется порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности. В частности, за особенно серьезные нарушения школьники, достигшие возраста 15 лет, могут быть отчислены из учебного заведения.

Среди таких проступков - появление на территории учебного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; совершение действия, попадающего под уголовную или административную ответственность; аморальный проступок, совершенный учащимся, по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей; оказание негативного влияния учащимся на других участников образовательного процесса, при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников образовательной организации; неосвоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана; нарушения учащимся дисциплинарных требований, повлекшие за собой тяжкие последствия.

Как сообщается на сайте министерства образования, предложения по поводу проекта данного приказа будут приниматься до 25 февраля.

Директор престижной челябинской школы №104 Ольга Попова пояснила корреспонденту «Урал-пресс-информ», что данный приказ издается на основе нового закона об образовании, который был принят в конце минувшего года и вступит в силу с 1 сентября. Впервые законодательно были введены меры дисциплинарного воздействия на учащихся образовательных учреждений. По мнению Ольги Поповой, положительная сторона такого нововведения в том, что родители наконец-то будут вынуждены задуматься о своей ответственности за поведение детей. Сегодня школьникам все можно – пить, курить, срывать уроки. Они чувствуют свою полную безнаказанность. Теперь им тоже придется поразмыслить о последствиях своих поступков.

Возможность отчисления хулиганов может привести к отрицательным результатам только в том случае, если она будет излишне жестко применяться авторитарными руководителями учебных заведений. «Главное здесь не перегнуть палку, и не наломать дров», - считает Ольга Попова.

Руководитель школы № 62 в Тракторозаводском районе Челябинска Любовь Кондратенкова оценивает нововведение как весьма неоднозначное. То, что школы получают возможность избавляться от учеников, которые мешают учебному процессу и создают дискомфорт для других учащихся, безусловно, для учреждения будет благом. Но для тех школьников, которые будут отчислены, это может иметь негативные последствия. Такие дети чаще всего воспитываются в асоциальных неблагополучных семьях. И если в школе их жизнь хоть как-то контролируется, то после отчисления они будут вынуждены уйти «в никуда». Пока вопрос о том, как будет решаться дальнейшая судьба отчисленных из школы подростков, остается открытым.

Как считает Любовь Кондратенкова, выходом из ситуации может быть разрешение школам переводить «проблемных» детей на другие формы обучения. Как вариант – очно-заочную, при которой ученики будут получать задания от преподавателей, выполнять их самостоятельно, или при помощи педагогов, а затем проходить аттестацию индивидуально. На сегодняшний день перевод учеников на индивидуальные формы обучения возможен только по состоянию здоровья. Любовь Кондратенкова считает, что должна быть возможность делать это и по социальным показаниям.

Директор школы №75 в Ленинском районе Елена Пагнаева видит в возможности исключить хулиганов из школы только положительные стороны. На сегодняшний день на образовательных учреждениях лежит огромная ответственность и множество обязанностей по отношению к ученикам. Но при этом школы совершенно бесправны, не имеют никаких реальных рычагов воздействия на проблемных детей. Угроза отчисления может послужить одним из воспитательных механизмов, если о подобной возможности школьники будут знать.

«Просто на слова дети давно не реагируют, - рассказывает Елена Пагнаева. - Наша школа находится в Ленинском районе, который отличается особенной концентрацией социально неблагополучных семей. Но думаю, проблема необходимости дисциплинарного воздействия актуальна для любой школы».

Директор лицея № 31 Александр Попов считает, что проблема избавления от хулиганов не касается статусных учебных заведений. Поэтому ему как руководителю подобного учреждения размышлять над этим не приходилось, и определенной точки зрения на данный вопрос он не имеет.

Правозащитник Игорь Корнилов, анализируя введение права на исключение учеников из школы за дисциплинарные нарушения, отмечает, что это положение по нескольким пунктам противоречит основному законодательству страны.

В своем блоге Корнилов пишет: «Во-первых, дать ребенку среднее образование - это обязанность государства, а не прихоть его министра. Во-вторых, для «необучаемых детей» раньше создавали специальные классы и школы, где специалисты по специально разработанным методикам выравнивали ребенка. В-третьих, виновность ребенка, как любого гражданина, устанавливается только судом, а не совещанием педагогов, и если его признают виновным, то направляют по решению суда в открытый или закрытый интернат. В-четвертых, уголовная ответственность для ребенка, по весьма ограниченному ряду тяжких и особо тяжких статей, наступает только с 14 лет. А административная ответственность наступает вообще только с 16 лет, как министр предлагает её устанавливать? Незаконными методами?»

По мнению других российских экспертов, главный вопрос, на который пока нет ответа – что дальше делать с подростками, исключенными из школы? Член Общественного совета при министерстве образования Евгений Ямбург убежден: пока не найдется решения, это нововведение на практике применяться не будет.

Комментарии 0
    Новости по теме занятия в школе