Алексей Кобылин: Для предприятий АПК будет создана дорожная экологическая карта

В Челябинской области создается экологическая «дорожная» карта агропромышленного комплекса Южного Урала. Она будет разработана до 2019 года и направлена на повышение экологической ответственности предприятий АПК. Почему назрела необходимость ее создания? Какие предприятия в нее войдут и каким образом будут в программе участвовать? Как повлияет это на экологическое благополучие региона и когда южноуральцы перестанут страдать от удушающего запаха помета? Ответы на эти и другие вопросы в интервью министра сельского хозяйства Челябинской области Алексея Кобылина.

- Алексей Владимирович, почему назрела необходимость создавать экологическую дорожную карту агропромышленного комплекса Челябинской области?

- Проблема по обеспечению населения продовольствием на территории Челябинской области решена. Этому способствовали инвестиционные проекты, которые были реализованы в птицеводстве и свиноводстве. И сейчас эта проблема приобретает уже другой оттенок, а именно качественной составляющей. Мы должны переориентироваться на сохранение окружающей среды. Этому и будет способствовать создание дорожной карты агропромышленного комплекса региона. В ней будут прописаны общие моменты, чтобы участники этой программы имели четкие ориентиры по сохранению экологического благополучия, а также отдельные мероприятия для каждого крупного предприятия. Составление «дорожной» экологический карты должно полностью исключить случаи нарушения природоохранного законодательства, наносящие вред в виде неприятного запаха жителям соседних с промышленными объектами посёлков. Она направлена на то, чтобы таких ситуаций не возникало. Сейчас невозможно продолжать производство, если ты не соблюдаешь экологические нормы.

- Реализации «дорожной» карты будет поэтапной?

- Да. На первом этапе мы планируем, что сюда войдут предприятия птицеводческие и свиноводческие, а следующим этапом будет работа с предприятиями, которые занимаются разведением крупного рогатого скота. У нас уже была встреча с руководителями предприятий и главами муниципальных образований. На ней мы проговорили основные моменты, условились на том, что в течение месяца мы с каждым предприятием плотно поработаем, чтобы в дальнейшем выйти на подписание соглашений, которые предприятия будут заключать с правительством региона.

- Какие временные сроки вы ставите, чтобы начать работу с предприятиями, которые занимаются крупным рогатым скотом?

- Для сбора предложений и включения их в общую «дорожную» карту мы ставим срок первый квартал 2020 года.

- Готовы ли внести свою лепту в составлении «дорожной» карты руководители агропромышленных предприятий? Есть ли положительный опыт наших предприятий в решение экологических проблем?

- Есть положительный опыт челябинской птицефабрики, которая в течение уже многих лет имеет экологическое подразделение в своем составе. Она одной из первых занялась сертификацией органических удобрений, правда, пошла через систему традиционного компостирования. Тем не менее, все экологические сертификаты у птицефабрики имеются. Руководители предприятия говорят, что в их дальнейших планах глубокая переработка отходов производства на их территории. У них есть несколько пилотных проектов по переработке помета в агрохимикаты. Стоит задача, чтобы их продукт, который получается на выходе, был более транспортабельный, чтобы его можно было перевозить на более дальние расстояния, потому что часть площадей, которые находятся в пользовании, расположены в Верхнеуральском районе Челябинской области. Могу привести в пример птицефабрику «Равис». У них также принята внутренняя экологическая программа, они по ней работают, приняты нормативы, по которым они стараются вести свою производственную деятельность. Это выливается в сокращение жалоб по предприятию и влияет на психологический климат, который складывается вокруг компании.

Наиболее яркий пример - птицефабрика «Чебаркульская птица», которая первая в России зарегистрировала органическое удобрение, производимое из помёта птицы. В этом году они вносили на свои поля только это удобрение. Вообще они проводят большую работу, чтобы подобрать эффективную технологию, которая впоследствии позволит не только этому предприятию, но и всем, кто захочет идти по этому пути, ориентироваться на экологическое органическое земледелие. В строительство площадок по переработке помёта на «Чебаркульской птице» вложили 200 млн рублей. Сегодня в Чебаркульском районе проблема, которая была связана с работой птицефабрики – периодически возникающий неприятный запах и распространение насекомых – решена.

- Вы приводите примеры, как организована работа на птицефабриках. А как ведут себя компании, которые занимаются разведением крупного рогатого скота и мясопереработкой?

- У нас есть проект компании «Ромкор», который был реализован в Троицком районе, где расположен свинокомплекс. Он изначально предусматривал в себе экологическую составляющую. Был разработан технический регламент по внесению перегоревшего навоза в поля. Все это было сделано, разработано еще до начала работы самого предприятия. К ним претензий нет. Точно так же этот путь проходит компания «Ариант», хотя и не без проблем, есть к ним вопросы. Но точно так же они решаются, идет работа по устройству технологических площадок по переработке, так называемых лагун. И компания точно так же участвует в нашем проекте.

- Это положительные примеры. А есть проблемные предприятия и территории, где не все гладко?

- Проблема-то не новая, и все это понимают. Например, нашумевшая компания «Уралбройлер», которой выставлены штрафы по линии Росприроднадзора. Проблема эта на сегодняшний день решается, проводится рекультивация загрязненных территорий. Идет оснащение птицефабрик Аргаяшской и Кунашакской земельными угодьями, чтобы можно было нормально обеспечить технологический процесс возделывания зерновых культур с применением удобрений. Компания исправляет ошибки и думает, чтобы такого не было впоследствии. При этом важно также сохранить производство продукции и темпы развития отрасли.

- Какие-то есть уже конкретные предложения, которые войдут в «дорожную» карту?

- Есть предложение работать с пометом только в зимнее время, чтобы от этого пахучего вещества ущерб был минимальным и меньше дискомфорта было для населения области.

- А много ли у нас сейчас используется минеральных удобрений?

- В Челябинской области сейчас применяется их минимум. Все дело в высокой стоимости. В год всего 12 тысяч тонн в действующем веществе, чуть более 4 килограммов на гектар только на части посевных площадей. В то время как, например, в Краснодарском крае объемы в десятки раз больше. Зато почти вся наша продукция является органической, поскольку при ее производстве применяются экологически чистые зеленые технологии. В основном на поля вывозят органику или же не наносящие вреда жидкие удобрения — гуматы, дающие солидную прибавку урожая.

Фото предоставлено министерством сельского хозяйства Челябинской области

Комментарии 0
    Новости по сюжету Экология
    Новости по теме Алексей Кобылин