Яндекс.Метрика

Открыта родина Урал-Мороза. А вам слабо?

Фото Открыта родина Урал-Мороза. А вам слабо?

Известный челябинский журналист Валерий Бушухин стал недавно участником программы «Сам себе режиссёр» в Москве, где выиграл в номинации конкурса «А вам слабо?» за сюжет про известного сказочного персонажа Деда Мороза. Его образ, по мнению автора, возник на Урале около 40 тысяч лет назад и потому по праву первооткрывателя может быть назван Урал-Морозом, чтобы подчеркнуть российский приоритет его уральской родины. Со временем открытие стало программой.

Напомним, что популярная телевизионная передача является своего рода долгожителем - скоро у неё 25-летний юбилей. Сегодня она выходит на канале «Россия1» (вторая кнопка телевизора), а ведёт её Алексей Лысенков, бессменный и обаятельный как прежде.

Вообще-то выбор челябинца с его несколько странным сюжетом можно считать неким знаком. Таким образом столица России проявила интерес к оригинальной теме Валерия Бушухина, который за десять лет после своего открытия не только разработал доказательную базу, сделал реконструкцию образа нашего великого морозного земляка, но и придумал программу гео-ребрендинга территории для развития туризма на Южном Урале.

- Валерий, поздравляем с победой твоего видео-сюжета.

- Спасибо, но хотелось бы подчеркнуть, что в номинации «А вам слабо» оценивается не сам видео-сюжет как таковой, а некая заложенная в нём идея, которую сложно или вообще невозможно повторить. Сам-то фильм в передаче переиначили на свой лад, но таков телевизионный формат. Мой изначальный вариант, разумеется, мне больше нравится. Там другой монтаж, другой звук, другая музыка, там наложение титров, стоп-кадры и так далее. В общем-то, заложенные в сюжет скрытые смыслы не видны, но действуют на подсознание. А главное в сюжете – естественно, седобородый персонаж, который плавно и без суеты спускается по горнолыжной трассе, всем своим благодушным видом подчёркивая, что он всегда рядом и всегда оберегает своих потомков, поскольку его потомками являемся все мы.

 

 

- Ну, к персонажу фильма мы ещё вернёмся, а пока хотелось бы полюбопытствовать, почему вдруг видео, ведь мы знаем тебя как фотокорреспондента ТАСС.

- Журналистика – профессия универсальная, и журналист может пользоваться любыми инструментами. Я увлекался искусством фотографии с детства, и уже в 14 лет получил диплом и медаль международного фотоконкурса, но после университета был «пишущим» журналистом, хотя иллюстрации к своим материалам делал сам. Никогда даже мысли не приходило быть фотокорреспондентом в советской газете. Однако в 1985 году случилась перестройка, в обществе пошли перемены и Фотохроника ТАСС, куда раньше было не попасть без «мохнатой руки», вдруг сама стала искать молодые кадры с незамыленным, что называется, взглядом. Среди таковых оказался и я. А чего бы не пойти собственным корреспондентом по региону в агентство мирового масштаба, где при назначении сразу давали квартиру, телефон, машину, импортную супер-фотоаппаратуру, цветную плёнку «Кодак» и так далее. Да ещё и снимай что хочешь для отечественных и зарубежных изданий. Это было время разгула свободы слова и демократии, и оно не повторится никогда. Двадцать тассовских лет пролетели незаметно, но… Пришли новые технологии, и в 2008 году нашу корсеть сократили, ибо стало невыгодно содержать столько собкоров в регионах, когда появился Интернет и смартфоны с функцией фото и видео. Фотография превратилась в сырье, а за сырьё много не платят. Поступили с нами, собкорами, конечно, непорядочно – просто выставили на улицу как отработанный материал. Пригласили меня фотокорреспондентом в одну челябинскую газету -  сначала было интересно, но, когда однажды вызвали на ковёр и три редакционных начальника стали распекать меня …нет, не за творчество, а за несоблюдение какой-то там субординации, - я не выдержал и ушёл по собственному. Дождался пенсии на бирже труда, подрядился на журналистскую работу в удалённом доступе дома у компьютера. На этом моя фотокарьера закончилась. Даже всю свою аппаратуру раздал, как трофей.

 - «Прощай, оружие»?

- Именно так, пускай молодые побегают, а я что хотел, всё уже снял - это тысячи кадров в архиве ТАСС, которые до сих пор публикуются в сети или в прессе по всему миру, очень странно их встречать иногда. Да и своим открытием наконец-то вплотную занялся. Кто про моего Урал-Мороза слышал - тот знает, а кто не знает - может почитать в Интернете, достаточно набрать это имя в поисковике.

- Кстати, можно не только почитать, но и посмотреть.

- Конечно, реконструкция облика Урал-Мороза не могла обойтись без иллюстраций. Изображение ведь порой несёт гораздо больше информации, чем текст. Пришлось даже изобрести некий новый изобразительный жанр -  мифический образ в реальных обстоятельствах.  Я бы назвал это термином «мифография» (миф+фотография). Со временем получилась целая серия мифографий, которая виртуально частично встречается в сети, а целиком выставка «Урал-Мороз» в материальном виде сегодня демонстрируется в ЮУрГУ на 8-м этаже центрального корпуса с комментариями на русском и немецком языках, приглашаю. Однако мифографии для Урал-Мороза было явно недостаточно. Хотелось большего.

- И вот однажды…

- И вот однажды я обратил внимание на кнопку «видео» в своей цифровой «мыльнице». Снимаем же мы видео на память, почему на память не снять в жанре «миф+видео». Тут как раз старший сын-журналист из Москвы позвал меня покататься на горных лыжах в Красной Поляне под Сочи. Такие вот московские «понты» - в Европе им уже не интересно. В советское время приходилось мне бывать с лыжами на Кавказе, но зарёкся туда ездить из-за ненавязчивого горно-советского сервиса. Думаю, а поеду на олимпийский Кавказ и сниму-ка я там заодно видеосюжет про Урал-Мороза.

- С фотографии трудно перейти на видео?

- Это совсем другой вид искусства, другая эстетика, другие возможности создания образа. Я в своё время после армии год работал на Свердловской киностудии (была такая когда-то), и вообще большой любитель кинематографа, даже во ВГИК поступал.  В общем-то, никакого такого фильма про Урал-Мороза и не задумывалось. Как получится, так и получится. А оказалось, что сейчас на Кавказе под Сочи вовсе не то, что было раньше. В Красной Поляне после зимней Олимпиады осталось много подъёмников, трасс, гостиниц, объектов инфраструктуры. И красотища – неимоверная. Решился снимать.

- А кто выступил в роли Урал-Мороза?

- Вопрос, конечно, интересный. Но оставим ответ в секрете. Съёмка вообще чуть не сорвалась. Рассчитывал на помощь сына, который горнолыжник с детства, сам его учил. Но он наотрез отказался, посчитав мою просьбу каким-то возрастным, что ли, чудачеством. Ещё чего, мол, с ряженым возиться, не дай Бог, знакомые москвичи увидят.  Выручил Николай, который вместе с нами жил в частном коттедже, где мы арендовали комнату. Катается Коля на уровне «чайника», поэтому съёмка получилась не очень динамичной, ну да ладно. Главное было попробовать образ Урал-Мороза в движении, и результатами я доволен. Очень даже неплохо со стороны.

- А почему Кавказ, почему не Урал?

- Смешно, но как раз перед Кавказом я предлагал одному из горнолыжных центров Челябинской области сделать анимацию с Урал-Морозом на период школьных каникул. Но на моё предложение не ответили. А тут и Красная Поляна подвернулась. В конце концов мифический персонаж может же являться и кататься где ему вздумается, не только на Урале. Кавказская съёмка полгода лежала нетронутыми файлами в компьютере, пока я не вспомнил про них. Смонтировал клип и послал в телепередачу «Сам себе режиссёр» из расчёта, что к новогодним праздникам тема Урал-Мороза будет актуальной. Однако телевидение рассудило по-своему и сделало приглашение в студию на февраль.

- Видеофильм можно считать продуктом самовыражения?

- Да, когда я из отснятого материала начал монтировать сюжет, то понял, что это – захватывающе интересно, что это - моё. Раньше-то видеомонтажом занимались специальные люди на специальном оборудовании. А сегодня технология предлагает столько возможностей, что в компьютере, не выходя из дома, можно сделать, образно выражаясь, хоть блокбастер. Но, конечно, для создания кино надо ещё и понимать законы киноискусства.

- Фильм есть способ продвижения проекта Урал-Мороза?

- Да, на рыночном языке это называется промоушеном. Любой проект требует продвижения. В общем-то, любая идея при её осуществлении проходит три стадии. Сначала люди крутят пальцем у виска. Потом признают, что в идее что-то такое есть. А уж после вообще говорят, насколько для всех идея была очевидной. А тем более очень нелегко вписать что-то необычное в нашу обыденную жизнь. Так вот, первая фаза моего Урал-Мороза затянулась аж на десять лет. Даже и родственники несколько посмеивались, а жена вообще попрекала: «Играешься всё, дорогой».

[title]

- Теперь родственники так не говорят?

- Когда стало известно, что получил в качестве признания приз – телевизор, жена мне в Москву присылает СМС-ку: «Ну, ты всем утёр нос, и даже мне». Дело, конечно, не в телевизоре – доход от этого приза ушёл на оформлении багажа в авиапорту, на оплату 40-процентного налога на неожиданную прибыль. Дело в другом - что Урал-Мороз получил внимание всероссийской телевизионной аудитории. Более того, внимание чуть было не оказалось даже президентским.

- Это как это?

- Во время съёмки ведущий в конце общения с кандидатами на приз традиционно всем предлагает, что можно передать приветы. Спрашиваю: «А к президенту России можно обратиться?» - тут Лёша Лысенков даже несколько опешил, но всё-таки давняя школа - мгновенно отреагировал: «Да пожалуйста, у нас передача вполне демократическая».

- Ну и?..

- Ну и я сказал на камеру, обращаясь к президенту, что есть, мол, такой проект «Земля Урал-Мороза», который вообще-то можно сделать основой национальной идеи России, о которой так много лет без толку говорят политики в Москве. Как инициатива снизу, как способ самоидентификации россиян, как уважение к памяти великих предков, наконец. Но… в итоге обращение вырезали.

[title]

- Жаль.

- Ну да уж. Хотя вряд ли президент смотрит такие передачи. Зато теперь есть факт признания Урал-Мороза.

- А вообщекак проходила съёмка телепередачи?

- Чтобы не выдавать профессиональные секреты телевизионщиков, не буду об этом подробно. Судя по холодному ангару какого-то бывшего НИИ на Ленинградском проспекте, где нас держали весь день, коммерческие дела у программы «Сам себе режиссёр» не самые лучшие. С другой стороны, там же снимают и выпуски успешных программ. Даже время в эфире у передачи неудобное – рано утром в воскресенье. Однако «Сам себе режиссёр» продолжает выходить вот уже много лет, в то время как многие рейтинговые, казалось бы, передачи сдуваются, не выдерживав и года. Буфет не работал, кто поумнее - приехал со своими бутербродами. По причине повышения рентабельности выпуски передачи делают скопом - на полгода вперёд. Наш выпуск снимали в феврале, а поставили аж во второй половине мая.

- Как прошло голосование за Урал-Мороза?

- К счастью, в номинации «А вам слабо?» победителя определяет редакция, то есть квалифицированные эксперты, а не случайные зрители в студии. И поэтому могу предположить, что программа ищет новые форматы. Недаром она называется «Сам себе режиссёр».

- Что же в проверенной временем передаче может измениться?

- Она, помоему скромному мнению, должна заняться короткими сюжетным видеофильмами. Это раньше, когда в нашей стране видеокамеры ещё были редкостью, любой смешной заснятый сюжет шёл по телевизору на ура, а нынче видеприколами заполонён весь Интернет и на ТВ приколов тоже полно. Зритель перекормлен хохмами, хочется каких-то сюжетов. Вот почему возник спрос на сюжетные короткометражные видеофильмы, и сюжет про Урал-Мороза есть результат такого спроса. На большой фильм ведь надо идти в кинотеатр. А тут сидя за компьютером или по телевизору можно отвлечься на пару минут, переключить внимание и даже получить какую-то пищу для духовного осмысления. Это и не реклама, и не кино, а некий совершенно новый тренд социума.

- Интригу с присуждением приза Урал-Морозу телевизионщики держали до конца?

- Послал свой сюжет в ноябре, а приглашение приехать получил в конце января. Но уже когда пригласили, понял - сюжет про Урал-Мороза отметят. Проект к тому времени уже созрел для признания в Москве. Уж так у нас в России устроено, что на местах в провинции любую нестандартную идею воспринимают, только если эта идея каким-то образом транслируется именно из столицы, неважно в какой форме и даже неважно от кого. Главное, что из Москвы. Теперь при случае можно ссылаться на Москву.

- И что дальше?

- Всё идёт своим чередом. Должна сформироваться группа единомышленников, следует разработать практические действия. И какое-то продвижение уже ощущается. Так совпало, что после моего возвращения из столицы пришла просьба от министерства экономического развития Челябинской области дать описание и …выставить седобородого деда на страницу сайта инвестиционного Интернет-портала Челябинской области. Это настолько необычно, что хочется ущипнуть себя: министерство признало мифическое открытие объектом инвестиций! Кто не верит, посмотреть можно здесь: Проект «Земля Урал-Мороза» по гео-брендингу территории для развития туризма в Челябинской области.

- Были уже предложения от инвесторов?

- Пока нет - самотёком они не идут, нужно приглашать к сотрудничеству. Что и делается постепенно, тут спешка не нужна. Честно говоря, сомневаюсь, что местный частный инвестор созрел для столь нестандартного проекта. К тому же обычному малому туристскому бизнесу, уже имеющему свою достаточную прибыль от туризма, нет особого интереса вкладываться в проект, связанный с развитием туризма в регионе – этим должна заниматься местная власть. В Кузбассе, например, раскручиванием туристского бренда региона руководит губернатор Кемеровской области. Лично. По большому счёту, конечно, финансировать гео-ребрендинг Челябинской области должен бюджет, а не частный инвестор, поскольку именно область прежде всего заинтересована в увеличении бюджетных доходов от туризма. Причём увеличение может быть в разы по сравнению с нынешними. По нашим подсчётам, за четыре года развитие местного туризма может дать рост прибавки внутреннего регионального продукта на 8%, а это немалые деньги. В благополучной Финляндии, например, достижение такой цифры ВВП от туризма назвали условием процветания страны. А нашему частнику рост бюджета, повторяю, не нужен, он свою прибыль и так получит, используя при этом общенародные природные ресурсы. Правда, частная компания при инвестировании в проект с Урал-Морозом может рассчитывать на получение бренда в своё распоряжение, а это сильный аргумент. В своё время именно на бренде Санта-Клауса в виде торговой марки компания Coca-Cola получила всемирную известность. Вкладывать деньги в бренд очень выгодно для амбициозного бизнеса. Но есть ли такие у нас в Челябинской области, вот в чём вопрос.

- Чувствуется, что мифический проект имеет сугубо практическую основу.

- Да, но у него кроме экономической есть ещё и большая имиджевая перспектива. Вот сейчас администрация области озабочена, чем бы удивить участников саммита ШОС, который состоится в Челябинске в 2020 году. Планируется построить какие-то здания, благоустроить центр города и даже очистить его атмосферу. Всё это прекрасно, однако может впечатлить разве что самих челябинцев, а приехавших VIP-гостей вряд ли – они ведь подобного видали немало и получше. Между тем, в проекте «Земля Урал-Мороза» есть такой пункт, как установка артефакта – особого художественного объекта таинственного назначения, на фоне которого любой человек не преминет сфотографироваться – как, допустим, все обязательно снимаются на фоне Эйфелевой башни в Париже. Участники ШОСа и другие гости вряд ли будут хранить снимки про архитектуру Челябинска, шедевров-то у нас не замечено. А вот снимки с челябинским артефактом не только сохранят, но и разошлют знакомым по всему миру – опять же реклама Челябинска для туризма.

- Как выглядит сей артефакт?

- Отдельно афишировать не стану, поскольку он идёт как бы в комплекте с Урал-Морозом. Объект недорогой, но очень занятный. Кстати, у проекта ещё подобные придумки на перспективу – это и создание культурологического центра, и съёмка фильма-блокбастера с приглашением режиссёров мирового уровня, и ещё многое-многое другое. Это не прожектёрство – проект, как мы видим, реально начинает осуществляться.

- Местная пресса не сильно докучает?

- За данным редким исключением, вообще не беспокоит. Наверное, на вопрос «А вам слабо?» местная пресса может ответить только утвердительно. Когда журналистам кажется, что в их регионе никакая дерзкая идея родиться не может, то это какой-то провинциальный комплекс неполноценности, что ли. Он вреден для журналистики. Как-то лет восемь назад летели мы с одним коллегой-телевизионщиком самолётом из Москвы. И он посетовал, что не купил в столице магнитики на холодильник для маленькой племянницы. «А у меня есть магнитик, могу дать», - говорю. – «С Урал-Морозом». – «А, слыхал». – И вдруг, подумав, продолжает: «Кстати, у меня есть детские письма к Деду Морозу, и я вот думаю, не съездить ли в командировку в Великий Устюг. А твоего Урал-Мороза наши телезрители не поймут». Я был ошеломлён: рядом с ним автор необычного открытия из Челябинска, а он хочет куда-то ехать рекламировать чужой туристский проект на чужой территории. Это насколько надо не уважать своих телезрителей, чтобы считать их за дурачков. А вот в Москве зрителей ценят, не боятся сообщать им о необычных идеях и даже отмечают проект Урал-Мороза призом.

- Может, челябинцы просто привыкли не выделяться и быть скромными?

- Наверное, челябинские металлурги настолько суровы, что самоиронию не допускают вообще. Это надо же местным идеологам додуматься сделать символом геральдического верблюда, которые тут вообще не водятся, а название города толковать как «болото» - мол, слово «челяби» так переводится с башкирского, утверждают лингвисты-краеведы доморощенные. Помилуйте, но это пришедшие сюда несколько сот лет назад башкорты так трактовали древнее изначальное название места, а на самом деле Če-la-bi означает совершенно другое, недаром «челяби» созвучно французскому выражению «се ля ви». Вот что надо раскапывать идеологам и краеведам.

- Что будет с Урал-Морозом, если этот инвест-проект всё-таки не востребуют в Челябинской области?

- Если челябинцам окажется слишком «слабо», он просто улетит в другой регион, и такие варианты есть, но надеюсь, до этого не дойдёт. В конце концов, у Челябинской области есть целое министерство культуры, которое обязано заниматься туризмом. Но культура имеет консервативную функцию, ей новые бренды ни к чему, ей привычнее традиционное воспевание местных красот. Если это для внутреннего пользования, то убеждать челябинцев в красоте Южного Урала не имеет смысла, они и так знают. Если для привлечения туристов извне, то вряд ли южноуральские красоты конкурентоспособны, ибо есть на планете места и покруче. Какие-то любопытные иностранцы или соотечественники, конечно, могут заехать случайно – по статистике из 100 человек находится 2 человека любопытных. Но проблема в том, что очень трудно как-то выделить регион среди массы других. Региону Южного Урала нужен бренд, который сделает его заметным – иначе основная масса 98-ми процентов потенциальных туристов будет пролетать мимо. Такой бренд и предлагает проект «Земля Урал-Мороза», рассчитанный на развитие массового туризма. Иначе можно понастроить много зон отдыха, отелей, горнолыжных центров и …остаться без клиентов.

[title]

- Будем всё-таки верить в лучшее, ведь у оригинального челябинского проекта гео-ребрендинга всё пока идёт так, как никто не предполагал даже ещё пару-тройку лет назад.

- Спасибо, а всем челябинцам хорошего успеха - именно как говорили древние арии 40 тысяч лет назад, во времена Урал-Мороза. Ибо успех бывает и плохим. Но плохого нам не надо.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинск