В Челябинской области кадровый резерв будут формировать, начиная с детсада

Фото В Челябинской области кадровый резерв будут формировать, начиная с детсада

В начале декабря в Челябинске состоится III Всероссийский технический форум «От технического творчества к современным технологиям в агропромышленном комплексе». Он призван стать вектором внедрения инновационных моделей обучения.

Мероприятие проводится при содействии регионального и федерального минобра и минсельхоза, а также правительства области и соберет на своей площадке представителей правительственных структур, региональных властей, специалистов крупных российских агропромышленных предприятий, ведущих педагогов и ученых.

Всероссийский технический форум проводится в Челябинской области уже третий год подряд. В прошлом году большое внимание на форуме было уделено проекту «ТЕМП», который призван мотивировать детей и их родителей выбирать актуальные для экономики региона профессии. В рамках проекта школьники начинают знакомиться с профессиями реального сектора экономики уже в начальных классах. Для этого, кроме развития дополнительного образования, в школах создается соответствующая материально-техническая база.

В регионе также разработана модель технического образования «От детского сада до производства.

О целях и задачах форума, о перспективах создания в регионе рассказал министр образования и науки области Александр Кузнецов.

- Александр Игоревич, расскажите о форуме. Что будет презентовано в этом году?

- В этом году на форуме будут представлены модели формирования кадрового резерва технических специальностей в сельском хозяйстве «от детского сада до агроинженера», лучшие модели преемственности разных уровней образования и преемственности образования с производством. Планируется обмен опытом работы по устройству успешных центров технического творчества и технопарков.

Мы не считаем необходимым создавать некий региональный технопарк, который будет работать, в основном, на челябинскую систему образования. Мы создаем рассредоточенный технопарк, который будет иметь много подразделений в различных точках области с учетом специфики местных муниципальных образований.

Одна из фишек этих новаций, что все детские технопарки должны создаваться при участии местного бизнес-сообщества, местных деятелей экономики. Нам удалось продавить идею в сознании многих предпринимателей о том, что кадры они должны ковать, начиная со школьной скамьи и включать детей в процесс профориентационной деятельности не с девятого класса, а начиная с 5-7 класса.

Так, в Сатке создадут технопарк, который будет заточен под специфику работы экономики города. В сельских районах будут созданы агропарки. Проект предполагает создание на базе сельских школ площадок для знакомства школьников с современными возможностями агропромышленного комплекса.

Справка.

Как пояснил директор Челябинского областного дома юношеского технического творчества Владислав Халамов, разработанная образовательная модель предусматривает, что каждый ребенок, который родился, живет и учится в сельской местности, с самого раннего детства сможет познакомиться с вариантами своей будущей профессиональной деятельности.

По мнению замминистра сельского хозяйства Челябинской области Александра Раевского, это создаст мотивацию молодежи жить и работать на селе.

В образовательную программу сельских школ будут включены соответствующие дополнительные лекции. Кроме того, в агролабораториях учащиеся под руководством педагогов смогут попробовать свои силы в конкретных технических проектах. Эта работа будет вестись в тесном сотрудничестве с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, а также крупными агропредприятиями и крестьянско-фермерскими хозяйствами. Подобная модель нигде в России, кроме Челябинской области, пока не реализуется.

Итоги реализации проекта можно будет увидеть через три года, но уже сегодня ясно, что он поможет наладить связь сельских школ с вузами, научными организациями, агропредприятиями, позволит внедрить различные формы работы от экскурсионных программ на ведущие региональные предприятия АПК до создания различных образовательных модулей: «Птицеводческая (животноводческая) ферма», «Опытное поле», «Комплекс переработки сельхозпродукции», «Лаборатория (ветеринарная, растениеводства)», «Машинно-тракторная станция», «Лесничество» и другие.

- В каких территориях планируется реализовывать этот проект?

- Пилотными для реализации проекта стали три муниципальных образования Челябинской области: Сосновский, Красноармейский и Аргаяшский районы.

За базовые точки мы взяли те школы, которые успешно развивают технологичные направления. В Аргаяше, например, мы собираемся поставить тепличное хозяйство.

В районе уже накоплен опыт сотрудничества Аргаяшского аграрного техникума с Продовольственной корпорацией региона по выращиванию картофеля на высоком технологичном уровне. Основная идея профориентационного и мотивационного характера - показать все прелести современных агротехнологий.

Сейчас на селе народ работает не в пыли и грязи. Трактор в Аргаяшском техникуме существенно отличается от трактора во времена оные. Сейчас трактористы в белых рубашечках работают на технике с кондиционерами. Все красиво и очень высокопроизводительно.

На полях техникума выращивают перспективные сорта семенного картофеля по мировым технологиям для всей Челябинской области. Все соответствующим образом удобряется, поливается. Там даже травка на санитарной полосе, которая разделяет различные сорта картофеля, по нитке посажена. Я был поражен. У них урожайность очень высокая. Мы им посоветовали сделать следующий шаг с участием школьников – создать агротехнопарк, в котором бы работали учащиеся СПО, двух местных школ и продкорпорации или другого сельскохозяйственного бизнес-сообщества.

Справка.

Совместный проект минсельхоза Челябинской области и Минобразования региона - «Социально-образовательное партнёрство ГБОУ СПО «Аргаяшский аграрный техникум» и ГУП «Продовольственая корпорация Челябинской области»» - был начат в 2014 году.

Как рассказали в минсельхозе, предыдущие годы были восстановлены 250 гектаров земельных угодий. В 2015 году с помощью техники, переданной Продкорпорацией в пользование образовательному учреждению, было засеяно различными культурами 185 гектаров пашни. На сегодня на учебных полях техникума обрабатывают 400 гектаров пашни.

Нынешней весной с помощью материальных ресурсов, предоставленных продкорпорацией и её партнёрами, организованы производство семенного картофеля и испытания препаратов для роста растений. Агрономическое сопровождение проекта осуществляют учёные Самарского аграрного университета и российско-германское предприятие «Солана-Агро-Сервис».

В Продкорпорации считают, что на сегодня мало научить студентов работать на современной технике. Нужно показать им, что сельское хозяйство интересно своей динамикой внедрения новых наукоёмких технологий в производство. В компании надеются, что сотрудничество с учёными зародит в студентах желание совершенствовать свои познания в области аграрного дела и применить их на практике.

Проект «подогрел» интерес школьников к обучению в Аргаяшском аграрном техникуме –конкурс на специальности «машинист-механизатор» и «механизация сельского хозяйства» составил 1,6 - 1,7 человека на место.

«Опыт Продовольственной корпорации в этом проекте уникален и может быть использован сельскохозяйственными предприятиями и компаниями области, которые испытывают дефицит молодых квалифицированных кадров», - считает министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков.

- Что будет в Красноармейском районе?

- В Красноармейском районе при поддержке НПО «Сады России» создается лаборатории агроэкологии и растениеводства на базе института агроэкологии и школ района.

НПО «Сады России» давно поддерживает экологическое образование в школах районах. Грешно было бы не работать со школьниками, не имея такого большого хозяйства. И тем, и другим в итоге выгодно.

Справка.

В Челябинской области создана лаборатории селекции абрикоса на базе институте агроэкологии – филиале ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет» совместно с НПО «Сады России». В рамках проекта ученые создают и размножают новые сорта абрикоса, которые могут произрастать и плодоносить на территории Урала и Сибири. Во внутреннем дворе института в сентябре высадили 20 абрикосовых деревьев разных сортов. Это будет способствовать селекции новых сортов с помощью прививок, перекрестного опыления, отбора. Кроме того, ученые планируют использовать сад для подготовки бакалавров по направлению обучения «Садоводство»: студенты смогут получить здесь материал к своим курсовым и дипломным работам.

НПО предлагается также в качестве замыкающей составляющей в цепочке непрерывного профильного образования «детский сад – школа – профтех – работодатель». Планируется, что на базе института агроэкологии и школ Красноармейского района будет создана лаборатория агроэкологии и растениеводства. Обсуждается также вопрос создания профильных классов в сельской школе, с привлечением к обучению специалистов-преподавателей объединения и использование лабораторной базы НПО для изучения школьниками определенного образовательного модуля.

- В Сосновском районе тоже будет свой проект?

- Да, предполагается. Я ездил в «Равис» к Андрею Николаевичу Косилову и мы вели переговоры на этот счет и я думаю, что проект состоится.

- А это может решить проблему кадров для села?

- Это не будет панацеей. Но это, в конечном итоге, нацелено на подготовку более квалифицированных и самое главное, более мотивированных кадров для села. Современное село – очень высокотехнологичное. Ему много работников не надо. Но нужны работники, которые могут правильно работать с высокоточным и сложным оборудованием.

- Одна из задач проекта агропарки – «подружить» сельские и городские школы. Так, учащиеся челябинского физико-математического 31-го лицея создали «умные» теплицы с автоматическим поливом и подсветкой, а также искусственный инкубатор для выращивания цыплят.

- Когда мы весной проводили региональный Робофест, мы школьникам дали задания, связанные с сельским хозяйством. Учащиеся 31-го лицея подготовили автоматизированную систему инкубации яиц и взращивания цыплят. Это немного игрушечный инкубатор, но он работает. Школьники представляли его в рамках выставки робототехники на региональном и российском уровне.

Справка.

На Робофесте в категории «Фристайл» Челябинск представляла команда «31 курятник» - Смирнов Александр и Ефимов Никита из лицея №31.У Александра Смирнова дома есть фабричный агрегат, но они с дедушкой оказались им недовольны и ребята, посоветовавшись с опытными птицеводами, создали свой инкубатор.

В нем можно выводить одновременно разные виды пернатых, закладывая яйца в разное время. Инкубатор шлет СМС с информацией о температуре и влажности. Ребята придумали и сконструировали систему, которая переворачивает яйца. За переворот яиц в системе отвечает техника. К инкубатору можно подключить дополнительные модули и увеличить количество одновременно высиживаемых яиц.

Кроме того, к головному модулю можно подключить и брудеры, в которых создавались особые условия уже для недавно вылупившихся цыплят.

- В Челябинской области планируется реализовать еще один проект, который поможет в решении кадровых проблем.

- В рамках проекта по развитию предпринимательства в среде молодежи в регионе планируется реализовать проект «Малые города – большие возможности». Президентский грант на его реализацию получила одна из челябинских организаций. По мнению авторов проекта, его реализация будет содействовать формированию у подростков разумного поведения в выборе работы в своем городе и положит начало движению обучения детей в школах Челябинской области основам предпринимательства и финансовой грамотности.

Справка.

Грант на реализацию проекта выиграло ЧРОО «Совет родителей Челябинской области». Как рассказали участники проекта, основная идея «Малых городов…» состоит в том, чтобы в игровой и увлекательной форме рассказать подросткам об идеях и концепциях, которые пригодятся им для построения жизни своей мечты в городе, где они родились и живут. Как отметил руководитель проекта Таждин Давои, в ходе исследования предполагается изучить причины трудовой миграции молодежи из малых городов области. Одним из способов решения проблемы утечки кадров станет создание института «Профессиональных советников» на базе общеобразовательных учреждений. Этот механизм позволит подготовить преподавателей для обеспечения развития системы предпринимательского и финансового образования в школах.

ПРОЕКТ «ТЕМП»

Проект «ТЕМП»- «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования» - был разработан по поручению губернатора Бориса Дубровского Для кардинального решения проблемы подготовки квалифицированных кадров для экономики региона. В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности.

На сегодня у подрастающего поколения отсутствует мотивация получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики, а также отсутствует желание и возможности у педагогов эту мотивацию создавать. Проект призван мотивировать детей и их родителей выбирать актуальные для экономики региона профессии.

За время реализации проекта интерес детей к выбору профессий реального сектора экономики повысился. Так, по итогам прошлого года на два процента выросло число детей, выбравших специальности, связанные с физикой, химией, математикой и информатикой. Было уделено серьезное внимание техникумам и колледжам. Укрупнили, обновили материально-техническую базу, повысили квалификацию педагогического и управленческого персонала и последние два года наблюдаем конкурс на специальности, связанные с реальным сектором экономики в техникумах и колледжах, чего не было никогда прежде.

Комментарии 0
    Новости по теме Александр Кузнецов